Рейтинг
Порталус

О КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 01 августа 2010
Автор(ы): Андреева О.И.. к.п.н.. доцент
Публикатор: 21071957
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1280682773


Андреева О.И.. к.п.н.. доцент, (c)

Сегодня очевидна тенденция смены ценностных приоритетов в обществе. Так, среди основных критериев оценки развитости стран, наряду с валовым национальным продуктом, продолжительностью жизни, в индекс развития попадает и образование.

Но хотя образование и называют «пятой властью – властью над будущим», сегодня редко какое педагогическое издание не констатирует факт кризиса «пятой власти» и скептического отношения к образованию. И причин тому достаточно: знания быстро устаревают и теряю свое значение, запоминание становится бессмысленным, количество нововведений далеко не всегда определяет инновационность состояния образования. В нашей стране очевиден кризис профессионально-педагогического сознания.

Но потребность научного осмысления отечественного кризиса педагогического сознания в настоящее время наталкивается на не разработанность в научно-педагогической литературе вопроса о собственно педагогическом сознании – его структуре, содержании, наличном состоянии, фактах, которые этому состоянию способствуют. Исследования в этой области выполнены в основном в рамках психологии учителя и его повседневной практики. При анализе психолого-педагогической литературы не обнаруживаются ответы на следующие вопросы:
• Существует ли профессионально-педагогическое сознание как таковое или стоит рассматривать только индивидуальное сознание педагога?
• Можно ли определить то общее, что объединяет разных людей (с разными характерами, нормами поведения, мотивациями и пристрастиями) в процессе педагогической деятельности?
• Если определить профессионально-педагогическое сознание как систему норм, сознательных и бессознательных установок и представлений, определяющих позицию педагога по отношению к ребенку, то как дать определение той разницы. которая существует между любителями и профессионалами в педагогике? Ведь именно она должна стать предметом специальных исследований, поскольку в значительном смысле в ней выражен профессионализм педагога.

А пока в реальной педагогической действительности существует феномен некой профессиональной общности сознания российских педагогов, вне зависимости от места проживания, обучения, работы – ригидность профессиональной позиции, невосприимчивость к новому, стагнация.

Актуальным вопросом современной педагогики является вопрос о том, как изменить стереотипы реальной педагогической действительности.
Продолжая размышления Е. Юдиной и опираясь на тезисы Л.С. Выготского и А.Н Леонтьева, что в любом акте деятельности или общения всегда существует специфически человеческое звено (значение), таким опосредующим звеном является смысл, а точнее – культурный смысл (авт.)

Культурная парадигма образования определяет базовые культурные ценности (альтруизм, другодоминантность, толерантность и др.) в качестве целей образования, основания образа мыслей и действий его субъектов. Таким образом, профессиональное сознание педагога предполагает понимание культурных основ всей сферы образования и своей деятельности.

Общеизвестно, что фильтром восприятия окружающего мира является общая культура человека. И алгоритм поведения педагога не может быть выстроен вне индивидуального типа пребывания его в культуре. Вне его культурного модуса личности. Следовательно, педагогика должна знать, каков же современный механизм формирования общей культуры педагога? Как привести образование на более высокий уровень культуры?

Результаты исследований Н. Крыловой, В. Краевского, В. Слободчикова и автора показывают, что родство культуры и образования признается педагогами, но только номинально. В практической деятельности большинство педагогов понимают культуру применительно к проблемам образования как наложение норм этикета на формы преподавания и стиль общения на уроке. Массовым педагогическим сознанием практически не осознается сущность культурной парадигмы образования.

В контексте сказанного должны меняться задачи подготовки педагогов, способных создать в школе условия для культурного роста школьников, не подталкивая их к усвоению готовых знаний, а ставя в условия, когда они сами начинают действовать культурно, творчески используя выбираемые ими ценности, нормы, образцы.

Новые задачи подготовки педагогов не могут быть решены только простым ведением в учебные планы культурологических дисциплин (хотя даже эти дисциплины исчезают из расписаний, количество часов, отведенных на их изучение, сокращается). Новые задачи требую значительной трансформации всего ценностного содержания подготовки учителя.

Мы предлагаем культуру личности будущего педагога рассматривать на двух диалектически связанных между собой уровня: сознания обыденного и научного.

На уровне научного сознания культуры личности должно происходить рассмотрение взаимодействия образования и культуры, поиск новых подходов к их организации. Культурология образования – новая область знания, сформированная на стыке философии образования, культурной и педагогической антропологии – дает возможность комплексного, междисциплинарного объяснения проблем образования:
 что должно являться культурной основой образования?
 какие изменения необходимы образования, чтобы углубить его связь с культурой?
 каковы критерии культуроемкости и культуросообразности разных моделей образования?
 в каких условиях происходит формирование профессионально-педагогического сознания будущего учителя и что в содержании его профессиональной подготовки способствует (или препятствует) повышению его уровня культуры?

Культура личности на уровне обыденного сознания – это культура повседневности, охватывающая широкий пласт жизнедеятельности в сфере быта. Досуга, семейных и деловых отношений. Именно культура повседневности формирует у человека способность эффективно адаптироваться в динамике времени. Образование не может опираться лишь на вершину духовных ценностей, оно должно учитывать все многообразие культурных процессов.

Решать все эти задачи призвана прикладная культурология – область культурологи, которая показывает механизмы реализации потенциала культуры, обосновывает методику и методологию вовлечения людей в различные формы социокультурного творчества (по определению М. Ариарского и Г. Бутикова). Прикладная культурология – это связь между культурой (как интегральным явлением духовной жизни0 и конкретным человеком, включенным в социокультурную деятельность, поскольку знать культуру и жить ею – понятия далеко не равнозначные.

Но пока в сфере образования, где культура профессиональной деятельности выступает условием ее эффективности, существуют две крайности: одни педагоги не расширяют свои границы высокой культуры и не руководствуются ею в своей профессиональной деятельности; другие, напротив, компетентны только в мире высокой культуры, игнорируя культуру современности.

Пересматривая культурные смыслы и ценностное содержание образования, сегодня речь должна идти о принятии и практической реализации новых метапринципов. которые позволят современному образованию действительно стать культуросообразным (т.е., адекватным современной культуре) и культуротворческим (т.е., способным к социальному конструированию, а не прямой трансляции знаний-ценностей).

Развитие философии образования и практической культурологи могут способствовать повышению уровня культуры педагогов и преодолению стереотипов массового профессионально-педагогического сознания. Предложенный подход к содержанию педагогического образования может стать одним из вариантов социально-культурных условий развития личностно-ориентированного образования культурологического типа.

Опубликовано на Порталусе 01 августа 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): культурный модус, ценности образования, культуная парадигма образования



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама