Рейтинг
Порталус

Технология разработки тестовых заданий для повышения качества обучения

Дата публикации: 10 августа 2010
Автор(ы): Гераськин А.С., Соловьев В.М.
Публикатор: girina
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1281436114


Гераськин А.С., Соловьев В.М., (c)

Одной из актуальных проблем в современном образовании является обеспечение качественного усвоения учебного материала обучаемыми на всех этапах обучения. Исследования показывают широкие возможности тестовых заданий в повышении качества образовательного процесса.
Развитие науки теории тестов началось с ХХ века на стыке нескольких наук: психологии, педагогики и социологии. Данная теория называется по-разному. К примеру, зарубежные психологии называют эту теорию психометрикой, а педагоги – педагогическим измерением, но ее идея остается одинаковой: это наука о тестах. [1]
Существуют множество подходов к определению теста. Мы будем придерживаться следующего определения: тест - педагогическая деятельность по созданию определенных заданий, используемых для обучения и контроля качества обучения.
Существует огромное множество тестов, которые используется в образовательных целях. Тест, который будет использоваться только для обучения, назовем обучающим тестом. Для составления научно-обоснованного обучающего теста нужно придерживаться определенных правил:
• Он должен соответствовать содержанию и объему полученной учащимися информации (содержательная валидность);
• Он должен быть понятен для каждого обучаемого, что он должен выполнять, для исключения не правильных ответов, отличающихся от верного ответа (эталона);
• Он должен быть однозначным, что определяется как одинаковость оценки качества выполнения обучающего теста разными экспертами. Соответствие этому правилу говорит о том, что обучающий тест относится к определенному уровню сложности;
• Он должен быть надежным, что заключается в обеспечении устойчивого роста качества обучения при системном использовании этого инструмента по одной из тем учебного материала.
В своем исследовании мы разработали технологию построения обучающего тест, которая состоит из четырех этапов.
На первом этапе определяем вопросы, которые будут использоваться в тесте по определенной теме учебного материала. Потом делим их на вопросы первого уровня и вопросов второго. На этом этапе при рассмотрении учебного материал должны выделяются те его части, которые являются наиболее трудными для понимания. После чего для данных частей учебного материала пишутся вопросы разного уровня сложности. Экспертная группа определяет уровни сложности вопросов. Вопросы, которые были определены как сложные, становятся вопросами первого уровня. Оставшиеся вопросы становятся вопросами второго уровня. На вопросы первого и второго уровня составляются ответы.
На втором этапе определяется структура обучающего теста. Разрабатывается логическую взаимосвязь между отдельными заданиями первого уровня.
На третьем этапе проводится экспериментальная проверка эффективности обучающего теста на некоторой группе испытуемых и статистическая обработка данных.
На четвертом этапе отбираем тесты, которые наиболее эффективно помогают усвоить учебный материал. Разрабатывается система, обладающая целостной структурой.
Нами было установлено, что обучающий тест должен содержать в себе следующие составляющие:
1. Систему заданий;
2. Систему предъявления заданий;
3. Систему проверки и обработки результатов.
Рассмотрим эти системы подробнее.
1. Система заданий – это система, которая включает в себя правила построения, расположения и количество заданий и ответов в тесте. Тестовые задания, который использует обучающий тест, должны соответствовать следующим правилам:
a) отражать содержанием учебного материала;
b) должны делиться по уровням сложности;
c) быть апробированными;
d) все задания теста должны иметь между собой смысловую и логическую связь;
e) быть написанными на понятном для учащихся языке.
Все задания теста можно разделить на два уровня. Задания первого уровня представляют собой некую задачу, которая имеет нетривиальное решение. Таких заданий в тесте два или три. В ответах на поставленные вопросы этого уровня приводятся решения данной задачи. Причем, только одно из решений является наиболее полным и правильным.
Каждый из ответов в таком тесте имеет связь с вопросом следующего (второго) уровня, кроме правильного. Правильный ответ имеет связь со следующим вопросом из первого уровня или, если вопросов первого уровня больше нет, с развернутым решением всех вопросов первого уровня, т.е. теорией.
Задания второго уровня являются простыми вопросами, не имеющими различных толкований, и представляют собой некую часть учебного материала. Для ответа на эти вопросы учащиеся должны знать стандартный учебный материал. В случае, если учащиеся неправильно отвечает на вопрос второго уровня, то ему предлагается теория по данной проблеме. После чего происходит переход на следующий вопрос первого уровня. В случае, если учащийся дал правильный ответ на вопрос второго уровня, то ему предлагается попробовать ответить еще раз на подобный вопрос первого уровня. Количество вопросов первого уровня и ответов на них в тесте ограниченно и зависит от времени, которое отводится на проведение теста, а также от индивидуальных способностей обучаемых.
Перед проведением обучающего теста должен быть проведен инструктаж учащихся, в который преподаватель должен объяснить структуру и цели тестирования.
Система предъявления заданий – это система, в которой определяется способ предъявления тестовых заданий учащимся. Обучающий тест эффективней всего проводить в электронном виде, т.к. в бланковом виде предъявления трудно отразить перемещение по тесту.
При использовании данного теста в компьютерном тестировании решается одна из проблем – сложность изменения вопросов. Преподаватель экономит время, не переделывая вопросы полностью, а меняя только ответы, и добавляя один – два вопроса в тест. Во многих тестовых оболочках, как правило, результаты тестов сохраняются и можно проследить, как менялось понимание и представление учащегося о явлении. Преподаватель может провести также диагностику методов и способов подачи нового материала, и того, как его понимают обучаемые [2].
Система проверки и обработки результатов тестовых заданий – это система установления количества правильных ответов, скорости прохождения теста и определения количества вопросов второго уровня, которое он затратил для поиска правильного ответа. Так как задания предъявляются в электронном виде, то обработка результатов происходит автоматически. При этом преподаватель может получать полную информацию о том, как учащийся прошел тест.
Обучающий тест обладает следующей особенностью – с его помощью можно не только повысить качество обучения, но и диагностировать, что в данном учебном материале было неусвоено в процессе обучения. Кроме этого он может использоваться не только как некий инструмент для проверки знаний, но и как один из методов обучения.

Литература
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей в образовании). М., «Интеллект- центр», 2001 – 296 с.
2. Гераськин А.С., Соловьев В. М., Портенко М.С. Компьютерный тест как обучающая система. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, с. 213-216.
аратов, Набережная космонавтов, д.6, кв. 2.

Опубликовано на Порталусе 10 августа 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Тест, обучающий тест, тестовые задания, обучение, система заданий, система предъявления заданий, система проверки, система обработки результатов



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама