Рейтинг
Порталус

ЗОЖ в истории педагогики

Дата публикации: 17 декабря 2010
Автор(ы): Малыгина Ольга Александровна
Публикатор: olya
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1292595219


Малыгина Ольга Александровна, (c)

Формирование здорового образа жизни у подростков
в истории русской педагогики
История отечественного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.
Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении «Гражданство обычаев детских» попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении (как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены).
Меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны предлагал М.В.Ломоносов в обращении «О сохранении и размножении российского народа». Целью обращения было улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. Большое значение ученый придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении. М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.
В России над преобразованием дела воспитания также работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отмечает, что «...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места...» . Н.И.Новиков впервые в России определяет педагогику как «особую и важную науку», которая призвана решать труднейшие вопросы гармоничного развития школьника. Его личность только тогда будет здоровой и гармонично развитой, когда возможно одновременное воспитание тела, разума и сердца. Здесь он имеет в виду то, что здоровье и гармония достижимы при осуществлении физического, умственного и нравственного воспитания на паритетных началах. Нетрудно заметить, что Н. И. Новиков видит цель педагогики в образовании детей счастливыми людьми и полезными гражданами. Эта полезность заключается в реализации своих социальных функций, выполнение которых требует определенных затрат умственных, физических и эмоциональных сил. Их наличие возможно при соблюдении требований здорового образа жизни.
Представители революционно-демократического направления в русской педагогике В.Г. Белинский и А.И. Герцен все стороны воспитания связывали с одной целью - подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г. Белинский задачами физического воспитания определял охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и усвоение естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.
В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г.Чернышевский и Н.А. Добролюбов. По мнению Н.Г.Чернышевского, важность и необходимость физического и духовного развития человека является ценным качеством революционера. Задачей физического воспитания он определял всемерное развитие физических сил и укрепление здоровья воспитанников. Видное место отводил ежедневным физическим упражнениям, закаливанию организма, которые рассматривал положительно и с точки зрения воспитания воли. А.Н. Добролюбов оценивал физическое воспитание с точки зрения развития и укрепления физических сил и здоровья человека, а также как одно из условий успешного развития сил духовных: «...только при наличии здорового организма, здоровых органов чувств, нервной системы и мозга, являющегося носителем психических функций, может вполне нормально протекать духовное развитие детей...». Для правильной постановки физического воспитания А.Н.Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам учащихся, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка.
Особое внимание свободе убеждений учащихся при формировании здорового образа жизни уделял П. Ф. Каптерев , подчеркивая при этом, что иметь убеждения и идеалы – обязанность каждого образованного человека. Задача педагогики при этом заключена в предоставлении свободного выбора пути к здоровью. Ученый считал, что никто- ни родители, ни школа, не имеют права отобрать у детей способность и потребность образования самостоятельных убеждений, навязывать им свои взгляды и мнения, т.к. это вызовет осознанное противостояние воспитательным воздействиям, что негативно скажется на процессе формирования здорового образа жизни.
Перспективы развития личности и общества В.М.Бехтерев связал с охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. В работах В.М.Бехтерева, частности, в его книге «Личность и условия развития ее здоровья», в которой открыта зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе, интересен вывод о рациональном воспитании, которое должно развивать в ребенке бодрый дух, необходимый для борьбы с житейскими невзгодами.
Н.В. Шелгунов одним из главных условий здоровья учащихся считал привычку к порядочной и умеренной жизни. Деятели начального образования Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков требовали создания санитарно-гигиенических условий детского учебного труда.
К. Н. Вентцель был убежден, что в силах воспитания лишь помочь ребенку свободно созреть для свободной самостоятельной жизни. И этой задачи воспитатель не достигнет никакими уроками, а только личным свободным духовным общением. По мнению К.Н.Вентцеля, на воспитателя налагается ответственность за подачу адекватных примеров в формировании личности школьника. Хотя ученый самоустраняется от дачи готовых шаблонов в воспитании, тем не менее, он предоставляет это право воспитателю, что даст возможность учета индивидуальных особенностей старшеклассника при формировании здорового образа жизни.
Особой ценностью, по мнению Н.А.Бердяева, остается способность личности посредством своей деятельности формировать и сохранять в себе такие нравственные чувства и качества, как сострадательность, отзывчивость, способность к защите и сохранению жизни, уважение к достоинству другой личности, умение владеть своими страстями, противостоять низменным инстинктам и соблазнам. Ему близки идеи социологизаторской теории развития личности. В этой связи он пропагандирует мнение о том, что человечество должно господствовать над природным, а не природное над человеческим. Контроль над проявлением своих эмоций и порывов обеспечит оптимальную жизнедеятельность, которая становится показателем уровня здоровья.
На рубеже нового столетия существовала научно обоснованная точка зрения ведущих ученых о роли школы в организации условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. В книге В.А.Фармаковского «Школьная диэтетика» подчеркивается, что именно школа должна быть приятно эстетически благоустроена, чтобы влиять на добрые нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать «библейский эдем». В это время нарастает интерес к экзистенциональным проблемам гармонии человека с собой и окружающим миром (Ш. Отто, Ш. Северин, Л.И. Ляховский, П.И. Орлов).
В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные. В школах составлено твердое расписание и распорядок дня. Работы П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского рассматривали роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.
В труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт предлагает систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии. Его усилиями создана оригинальная для того времени, научно обоснованная и гуманистическая по своей сути система физического воспитания, которая в своей основе направлена на сохранение, поддержание и укрепление здоровья. Он рассматривал физическое воспитание в качестве важнейшего средства всестороннего развития человека и считал, что оно тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, что отражает квинтэссенцию понятия здоровый образ жизни. Лесгафт П.Ф. пропагандировал различные компоненты здорового образа жизни: разумное применение гигиенических мер, предупреждающие уклонение от нормального хода развития подростка, правильное составление распорядка занятий и их постановку, разъяснение подросткам профилактических процедур» . В унисон со взглядами, рассмотренными выше, П.Ф. Лесгафт также подтверждает взаимосвязанность физической, умственной, нравственной и эстетической составляющих здоровой гармонично развитой личности. Решение проблемы ценностной интеграции этих составляющих есть цель формирования здорового образа жизни и основная задача педагогики. Формирование нравственного характера старшеклассника в отношении здорового образа жизни успешно осуществляется при систематическом физическом, эстетическом и умственном воспитании. Это достигается путем четкого определения целей воспитания, ибо их неопределенность создает лишние затруднения и проблемы формирования здоровья. Задачи воспитания и образования в этой связи являются общими – содействовать большей сознательности в действиях молодого человека и устойчивости его убеждений в отношении здоровья.
По мнению К.Д.Ушинского , цель школы состоит в том, чтобы естественным путем раскрыть в детях правильный взгляд на окружающий мир, сделать их способными к разумной жизни и деятельности по поддержанию и сохранению здоровья. К.Д.Ушинский предлагал искать средства формирования здорового образа жизни в самой природе человека. Он справедливо утверждал, что недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, необходимо знать основные законы человеческой природы, чтобы уметь применять их на благо здоровью. По словам К.Д. Ушинского, воспитание здоровой личности во многом зависит от организации педагогического процесса и личности учителя, т.к. ее влияние на молодую душу составляет «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В формировании здоровья теоретическая подготовка является важнейшим критерием для достижения необходимого результата.
Значимый вклад в вопрос формирования здорового образа жизни у подростков внес В.А. Сухомлинский . Он отмечал, что в юности обостряется борьба мнений о хорошем и плохом. На практике это проявляется в следующей интересной закономерности: чем с большими усилиями доказана истина, тем больше верит в нее воспитанник. Поэтому в формировании здорового образа жизни, по В.А.Сухомлинскому, особое место отводится личному примеру взрослых людей, которые в повседневной жизни окружают ребенка. Когда он видит ощутимую пользу от здорового образа жизни, тогда он стремится воспроизвести этот опыт. Следовательно, нужно показать такие примеры школьнику. Предоставляя ему свободу выбора, тем не менее, важно ограничить ее положительными стратегиями достижения здоровья. Педагогика должна дать старшекласснику такую возможность, при условии всестороннего контроля и диагностики его мотивации при ведении здорового образа жизни. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А.Сухомлинский считает, что большую часть заботы о детях нужно отдать заботе об их здоровье. Можно отметить солидарность ученого с Л.Н.Толстым и К.Н.Вентцелем о значении правильного режима дня, полноценного питания, физической закалки и др. Это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждения красотой окружающего мира.
Приобщение детей к здоровому образу жизни в этот период истории происходило в контексте физического (Л.П. Гуреев, В.М. Качашкин, А.П. Матвеев, СБ. Мельников, Г.И. Погадаев), гигиенического (В.В. Стан, Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова ), нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.А. Каиров, О.Д. Калинина, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов). Однако в теории воспитания акцент ставился преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно.
20-е годы XX века ознаменовались изучением адаптационных механизмов человеческого организма в связи с изменениями биосферы. (В.Р. Эккорд, Саркизов-Серазини, П.Г.Мезерницкий) Разрабатываются и внедряются в практику вопросы семейного воспитания, его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни. Появляются работы, рассматривающие зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня личностного развития их сознания, воли и «установки доминанты волевого посыла» (И.Т. Назаров, Е.А.Андрианова)
В конце 40-х - начале 50-х годов вновь получает актуальность проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. Еще в 20-е годы он разработал систему уроков здоровья, а его последователи - серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности.Во многих публикациях послевоенного периода подчеркивалась особая роль семьи в привитии детям навыков здорового образа жизни (М.В.Антропова, А.А.Гжанский, В.К.Шурухина, В.В.Волков). Авторы не предлагали механизмов формирования здорового образа жизни школьников и акцентировали внимание лишь на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования. Для своего времени их рекомендации были новым словом в организации гигиенического режима учебного учреждения и повышении его санитарной культуры.
В конце 60-х и начале 70-х годов идет разработка проблемы охраны здоровья детей (Н.А. Бернштейн, Н.П. Дубинин, Д.М. Дубровский, А.И. Николов). Некоторые санитарно-гигиенические материалы представлены в занимательной форме у А.М. Сергиевского.
В 70-80-е годы ведутся исследования по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Бернштейн, В.А. Воскресенский, В.И. Загвязинский), охране здоровья обучающихся детей, соблюдению гигиенических требований к организации учебных предметов (Д.А.Изуткин). Как отмечает Л.Г. Татарникова , эти исследования не давали модели гигиенически здорового учреждения школьного типа, не предусматривались механизмы внедрения, не обосновывалась система мер (на уровне интеграции медицины, педагогики и психологии) всех педагогов в обучающихся системах.
В 80-90-е годы появляется большое количество научных работ и практических рекомендаций, раскрывающих серьезные проблемы и показывающих пути их решений:
• антиалкогольное и антинаркотическое просвещение;
• половое воспитание и психогигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни;
• сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.
В 1981-1983 годах И.П. Березиным и Ю.В. Дергачевым была создана «Школа научных основ здоровья», где апробировали целостную систему комплексной индивидуальной профилактики, направленную на мобилизацию внутренних резервов организма человека и борьбу с факторами риска.
Выделяются и совершенно новые направления в науке - дианетика (Р. Хаббард), информационно-энергетическая медицина (К.А. Макаров, Д.А. Дубровин, Д.А. Момот).
В 1980 году И.И. Брехманом был предложен термин «валеология», который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его.
На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке – педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования собственного здоровья (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова). Интересная концепция педагогической валеологии разработана Л.Г. Татарниковой, где автор считает, что новый курс в школе «валеология» должен быть направлен не только на обеспечение физического и психического здоровья школьников, но являться важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления жизни каждого человека в общей системе мироздания.
Анализ основных этапов в развитии проблемы, касающейся формирования здорового образа жизни у подростков, систематизация наиболее значимых исследований данной проблемы свидетельствуют, на определенных исторических этапах среди ученых и практиков существовали различные мнения по поводу определения основных элементов здорового образа жизни в подростковом возрасте и необходимости формирования основ здорового образа жизни у подростков. Однако педагогика и психология на протяжении многих лет рассматривали вопросы здорового образа жизни в основном в рамках физического развития ребенка, его двигательной деятельности.
Таким образом, в решении проблемы формирования здорового образа жизни у подростков в контексте социально-исторических, социокультурных и собственно научных процессов в рассматриваемый период условно можно выделить пять этапов:
1. Дореволюционный – (конец XIX в. –1918 г.) – введение проблемы здоровья личности в культурологический контекст.
2. Постреволюционный – (1918 г.– первая половина 30-х гг. ХХ в.) – решение проблемы здоровья подростков в русле педологических и гигиенических подходов при частичном сохранении культурных ориентаций.
3. Советский (вторая половина 30-х – конец 50-х гг. ХХ в.) – акцентирование внимания в решении проблемы на укреплении физического здоровья и санитарно-гигиенических аспектах, трактовка здоровья как фактора укрепления мощи государства;
4. Этап развитого социализма – (конец 50-х – первая половина 80-х гг. ХХ в.) – рассмотрение проблемы здоровья подростков в русле психолого-педагогических исследований как составляющей теории всестороннего и гармоничного развития личности.
5. Этап перестройки и постсоветский этап – (вторая половина 80-х гг. – конец 90-х гг. ХХ в.) – рассмотрение проблемы здоровья подростков как социально-культурно-медико-психолого-педагогической проблемы.
Начало XXI века можно отметить как период, характеризующийся поиском содержания и путей формирования основ здорового образа жизни у подростков не только в рамках их физического развития. Появление данной тенденции может быть связано с тем, что исследования 90-х годов прошлого столетия показали, то в этом возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, осознанные представления о своем организме, умения реализовать знания об основах здорового образа жизни. (В.Г. Алямовская, М.Л. Лазарев, С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина).
Одним из направлений образования на современном этапе его развития является валеологизация учебно-воспитательного процесса. Идет разработка концептуальных основ и моделей школ здоровья, деятельности валеологических служб и центров, анализируется потенциал содержания учебных предметов в процессе формирования культуры здоровья подрастающего поколения. На первый план выступает задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания – формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры.

Опубликовано на Порталусе 17 декабря 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): здоровый образ жизни



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама