Рейтинг
Порталус

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОВОСПИТАНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИДЕАЛУ

Дата публикации: 02 февраля 2011
Автор(ы): С.Л. Фролова
Публикатор: СЛФролова
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1296594291


С.Л. Фролова, (c)

Согласно Концепции модернизации образования одной из приоритетных задач на современном этапе является повышение качества образования выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ. Однако, несмотря на первоочередность названной выше задачи и даже вопреки ей, наблюдается снижение качества образования и падение уровня общей культуры учащейся молодежи. Главные причины этого явления – в духовно-нравственном кризисе 90-х годов XX века, который выразился, во-первых, в девальвации в общественном сознании таких ценностей, как знание, образованность, труд, общественная польза; во-вторых, в ориентации значительной части россиян на западный образ жизни благодаря активной пропаганде его в средствах массовой информации; в-третьих, в смещении приоритетов в индивидуальном сознании на материальные ценности; в-четвертых, в расчете на быстрые и легкие пути получения прибыли, пропагандируемые различными шоу-программами; в-пятых, в переранжировании привлекательных личностных качеств с трудолюбия, доброты, честности, справедливости, предпочитаемых школьниками и студентами 60-80-х годов XX века, на предприимчивость, конкурентоспособность, хитрость, смекалку, целеустремленность, умение приспосабливаться. Причины второго уровня вызваны комплексом первичных причин. Они заключаются в следующем: 1) разрушение воспитательной системы советской школы и резкое снижение воспитательных функций школы и семьи; 2) низкая мотивация школьников к учебной познавательной деятельности; 3) снижение уровня развития общих учебных умений и навыков школьников и, как следствие, неготовность к продолжению образования в профессиональном учебном заведении; 4) коммерциализация высшего и среднего профессионального образования; 5) широкая возможность использования обучающимися готовых учебных Интернет-материалов, ведущая к снижению познавательной активности и познавательных интересов, не способствующая интеллектуальному поиску и выработке навыков самостоятельной работы; 6) мировоззренческий инфантилизм значительной части учащейся молодежи.
Именно поэтому для реализации действительно важной цели повышения качества профессионального образования, поскольку от него зависит и повышение уровня жизни населения, педагогам приходится решать ряд других сопутствующих проблем, главными из которых являются мотивация учения и самовоспитания студентов и создание условий для их мировоззренческого становления.
Даже поверхностный анализ сложившейся на сегодняшний день в профессиональном образовании ситуации позволяет сделать вывод о приоритетности воспитательных задач в образовательном процессе. Исследования мотивации учения показывают, что у значительной части студентов как высших, так и средних специальных образовательных учреждений она либо совсем отсутствует («учиться не хочется, но заставляют родители», «учиться вынуждают обстоятельства» и т.п.), либо наблюдаются утилитарно-практические мотивы («получение диплома», «устройство на работу», «достижение материального благополучия» и т.п.). Лишь незначительная часть студентов руководствуется в обучении социально-ценностными мотивами, такими как «общественная польза», «самореализация», «уважение окружающих», «достижение прогресса» и т.п.
Изучение ценностных ориентаций и нравственных идеалов показало, что большая часть студентов ориентирована «на себя», а соотношение материальных и духовных ценностей складывается в пользу материальных, составляющих ядро ценностного поля личности. Рейтинг личностно значимых ценностей студентов представлен в порядке убывания: деньги, квартира, машина, яхта, самолет, свое дело, своя фирма; любовь, дружба, общение, здоровье; свобода (без объяснения содержания понятия); карьера; уважение окружающих, интересная работа.
Сегодня приходится констатировать факт, что в ценностных ориентациях студентов доминируют такие ценности-мотивы, наличие которых не может стимулировать их к самостоятельной познавательной деятельности, к учению и самовоспитанию, поэтому необходима постоянная внешняя мотивация со стороны педагогов и родителей. Приемов внешней мотивации в арсенале каждого педагога множество (творческие и поисковые задания, контрольные работы, зачеты, экзамены, похвала, критика, отметка и т.п.), однако при отсутствии внутренней мотивации со стороны обучающихся действие внешних мотивов непродолжительно.
Таким образом, проблема повышения качества профессионального образования приобретает характер воспитательной проблемы, поскольку формирование внутренней мотивации учения – это одна из главных стоящих перед профессиональной школой воспитательных задач, решить которую можно только в процессе самовоспитания студентов, ведущем к интериоризации ценностей образования. Ставшие личностно значимыми ценности образования дополняют содержание личностного идеала, который является главным стимулом и мотивом самообразования и самовоспитания.
Тема самовоспитания студентов и школьников довольно часто обсуждается в научно-педагогических кругах. Особенно большой интерес к этой теме наблюдался в 80–90-е годы XX века (В.Б. Бондаревский, С.М. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.П. Меркулова, П.Н. Осипов, Л.И. Рувинский, Г.Я. Тузин, С.И. Хохлов и др.). Затем в связи с духовно-нравственным кризисом в России интерес к названной теме несколько снизился. Однако, начиная с 2005 года, ученые вновь активно обращаются к теме самовоспитания со смещением проблемы в область профессионального образования, т.е. к теме профессионального самовоспитания. Актуальность данной темы, как уже было сказано выше, вызвана снижением качества образования выпускников школ, средних и высших профессиональных образовательных учреждений.
В понимании профессионального самовоспитания следует исходить от определения самовоспитания. Самовоспитание – это процесс систематической работы личности над собой с целью исправления недостатков и предупреждения негативных поступков, чтобы как можно больше соответствовать образу «Я – без недостатков» или «Я – идеальный», т.е. личностному идеалу. Самовоспитание осуществляется в двух направлениях: во-первых, это работа над собой сегодняшним, реальным и, во-вторых, стремление к себе завтрашнему, т.е. преобразование себя в соответствии с идеалом.
Профессиональное самовоспитание студентов, т.е. подготовка к успешной профессиональной деятельности или совершенствование себя в этой деятельности определяется профессиональным идеалом. Профессиональный идеал – интегрированное понятие, сложность которого обусловлена входящими в его состав терминами «идеал» и «профессия». Идеал во всех словарях трактуется как образец, норма, идеальный образ, диктующий поведение человека, носителя идеала. Смысловое гнездо понятия «идеал» составляют слова: цель, образ, образец, норма, программа, регулятор, стимул, мотив, ценность. Идеал определяет развитие человеческой личности, поступки, способы деятельности, манеру поведения и взаимоотношений с людьми в социуме. Профессия – исторически сложившийся род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессиональная деятельность – основная в жизни человека, поэтому профессиональный идеал, являющийся образом профессионала и высшей профессиональной целью, занимает доминирующее положение в иерархии жизненных идеалов личности и обладает экзистенциальной сущностью, поскольку лежит в основе карьеро- и жизнестроительства.
Профессиональный идеал обладает высокой степенью действенности, потому что, определяя образ профессионала, ассоциируется в сознании людей с преуспевающим, успешным в профессиональной карьере человеком, а значит, благополучным в материальном смысле. Человек выбирает профессию, руководствуясь не только своими природными склонностям и интересами, но и материальными соображениями, поэтому чем точнее он будет соответствовать своему профессиональному идеалу, тем стабильнее будет его материальное положение.
Итак, профессиональный идеал выполняет следующие важные педагогические функции: функцию целеполагания, регулирующую, познавательную, воспитательную, мобилизационную, организующую, преобразующую, стимулирующую, мотивирующую, направляющую, программную, прогностическую и оценочную функции.
Для педагога-практика важно представлять механизмы формирования и функционирования идеала в индивидуальном сознании личности, поскольку на их основе можно построить воспитательную работу с обучающимися. Механизм формирования профессионального идеала следующий: 1) вначале обучающийся получает знания о профессии, т.е. о профессиональных функциях, нормах, задачах, целях, ценностях, отношениях, профессиональных идеальных образах и т. п.; 2) затем подвергает эти знания анализу и осмыслению на рациональном и чувственном уровне; 3) проверяет знания на практике; 4) в результате чего происходит их закрепление, «присвоение» или отбрасывание; 5) таким образом в сознании обучающегося выстраивается определенная иерархия профессиональных знаний, ценностей, целей и профессионально важных качеств; 6) «присвоенные» знания и ценности становятся основой для формирования разрозненных представлений в личностно значимый идеальный образ профессионала.
Механизм функционирования профессионального идеала в индивидуальном сознании можно представить следующей схемой: целеполагание, мотивация и стимулирование, самовоспитание, самокоррекция. На всех этапах присутствует оценка и самооценка. Поскольку профессиональный идеал является целью профессионального самосовершенствования, то носитель идеала сравнивает свои действия и действия представителей своего профессионального окружения с идеалом, дает им моральную оценку в соответствии с профессионально-нравственными ценностями, составляющими его идеал. В случае отрицательной оценки он пытается исправиться, чтобы как можно более соответствовать идеальному образцу. Эмоциональный фон, на котором возникают идеалы, выражается состоянием неудовлетворенности собой, осознанием своей отличности от другого, лучшего (идеального, превосходного), и стремлением следовать этому лучшему с целью преодолеть свои недостатки. В случае достижения определенных успехов на пути продвижения к идеалу (положительной оценки) человек получает положительные эмоции, на основе которых происходит корректировка содержания профессионального идеала, т.е. ставятся новые цели, обретают значимость новые профессионально-нравственные ценности, так как реализованный идеал перестает быть идеалом. И таким образом осуществляется процесс профессионального самосовершенствования в бесконечной погоне личности за своим идеалом.
Профессиональное самовоспитание невозможно в условиях отсутствия профессионального идеала. Значит, задача профессиональной школы – целенаправленно формировать профессиональный идеал у обучающихся. По сути, профессиональная подготовка, которую осуществляет то или иное профессиональное образовательное учреждение, есть не что иное, как формирование профессионального идеала, потому что профессиональный идеал, как интегрированное понятие и сложное мировоззренческое образование, включает в себя не только когнитивный и предметно-практический содержательный блок, т.е. сумму профессиональных знаний, умений и навыков, но и мотивационно-ценностный и экзистенциальный содержательный блок, а именно: совокупность профессионально важных качеств специалиста, совокупность социально значимых и нравственных качеств личности, совокупность профессионально значимых ценностей и их интерпретаций и комплекс профессиональных ценностных целей.
Коллективными усилиями педагогического сообщества образовательного учреждения необходимо создать образ профессионального идеала (в педагогической науке и практике его чаще называют «модель специалиста» или «профессиограмма»). Понятие образ профессионального идеала соотносится с понятиями «модель специалиста» и «профессиограмма», но не сводится ни к одному из них. В отличие от модели специалиста, представляющей сумму профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, профессиональный идеал эмоционально окрашен. Идеал является структурным компонентом индивидуального сознания личности и обладает стимулирующей функцией. Модель специалиста надындивидуальна, поэтому не может служить стимулом самовоспитания. Так же точно и профессиограмма, которая является перечнем профессиональных компетенций. Ни модель специалиста, ни профессиограмма не могут выступать как личностно значимая профессиональная цель. Они определяют эту цель, ориентируют личность на пути к формированию профессионального идеала, составляют основу его содержания. Модель специалиста и профессиограмма статичны и одинаковы для всех выбравших ту или иную профессию, образы же профессиональных идеалов многообразны и динамичны.
По своей форме образ профессионального идеала может быть перечнем профессионально важных качеств или профессиональных компетентностей, характеристикой личности профессионала или описанием отдельных сфер его личности и т.п. Главное, что в содержательном аспекте образ профессионального идеала обязательно должен отражать ценностную сущность профессиональной деятельности.
Образ профессионального идеала является системообразующим фактором воспитательной системы профессионального образовательного учреждения. Профессиональное самовоспитание начинается с принятия личностью обучающегося образа профессионального идеала. Это стратегическая цель, определяющая набор и последовательность воспитательных мероприятий, направленных на мотивацию и стимулирование процесса самовоспитания студентов, что, как уже было не раз сказано выше, является непременным условием повышения качества образования и уровня профессиональной подготовки.
В работе по формированию профессионального идеала выделяется два основных этапа: 1) диагностика профессиональных идеалов; 2) формирование индивидуального профессионально-нравственного идеала личности на основе интегрированного образа профессионального идеала (модели специалиста).
Для диагностики профессиональных идеалов можно использовать такие методы, как анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогическая беседа, наблюдение, изучение документации, метод экспертных оценок, метод самооценки и др., а также известные апробированные методики: «Незаконченный тезис» Н.Е. Щурковой, методика ценностных ориентаций М. Рокича, сочинение «Мой профессиональный идеал», «Я – профессионал» и др.
Воспитательные мероприятия по формированию профессионального идеала проводятся в комплексе. Прежде всего это различные презентации профессии и демонстрация образа профессионального идеала. В этих целях полезно использовать книжку индивидуального профессионального роста студента, где содержится подробное описание профессии, квалификационные характеристики специалиста, требования государственного образовательного стандарта, примеры биографий мастеров профессии и т.п., наконец, сам образ профессионального идеала, который, как было сказано выше, может быть любой по своей форме. Книжка индивидуального профессионального роста по сути является программой самовоспитания обучающихся. Общая воспитательная цель работы с книжкой – стимулирование процессов самопознания, самоанализа студентов, формирование у них адекватной самооценки, формирование потребности в профессиональном и нравственном самовоспитании в соответствии с идеалом, помощь в организации самовоспитания.
Большим воспитательным потенциалом обладают встречи с успешными в карьере представителями профессии и работодателями, примеры из жизни замечательных личностей, прославивших себя в профессии (уместны и отлично срабатывают в данном случае и отрицательные примеры), экскурсии на предприятия, ярмарки вакансий, научно-практические конференции и выставки.
Естественное в этом возрасте желание юношей и девушек проявить себя можно использовать, инициируя самые разнообразные соревнования и конкурсы профессионального мастерства. В процессе жизнедеятельности коллектива возникают разные воспитывающие ситуации, которые нужно использовать с целях мотивации учения и самовоспитания. Воспитывающие ситуации как метод организации деятельности студентов можно создавать умышленно. Прекрасную возможность организации воспитывающих ситуаций во внеаудиторной воспитательной работе предоставляет технология мастерских. На мастерской студенту предлагаются творческие задания разного уровня сложности, которые нужно выполнить самостоятельно, в малой группе или сообща. Педагог деликатно корректирует поведение студента в той или иной ситуации, наблюдает за ним, делает выводы, намечает план индивидуальной работы.
Под воздействием профессионального идеала как образа желаемой цели актуализируются побудительные силы организма, личность стремится соответствовать тому эталону, который существует в ее воображении. Для того чтобы это соответствие было полным, нужно прилагать немалые усилия воли, что способствует ее развитию и закалке. Профессиональный идеал как цель направляет все виды деятельности студента: учебно-познавательную, трудовую, творческую, досуговую. Эта деятельность становится идеалоориентированной, осмысленной, а значит, более эффективной и результативной.
Процесс самовоспитания схематично можно представить следующим образом. Студент соотносит качества своего характера с построенным в сознании «Я – идеальным», анализирует, оценивает их и сознает необходимость их изменения или совершенствования. В соответствии со своим профессиональным идеалом обучающийся выдвигает цели – за определенное время достичь каких-либо результатов в определенной деятельности или выработать в себе желанные и необходимые, с его точки зрения, профессионально-нравственные качества. Затем он продумывает ход реализации поставленных целей, т.е. составляет программу действий. В процессе деятельности студент достигает поставленных целей, совершая волевое усилие над собой. Затем самостоятельно или с помощью педагога осуществляет контроль и оценку хода и результатов деятельности, что-то корректирует, возвращается назад или выдвигает новые, более высокие, цели и задачи, снова продумывает ход их реализации, т.е. организует не что иное, как процесс самовоспитания.
С возникновением самовоспитания воспитание не становится второстепенным, наоборот, оно не только создает условия, активизирующие или тормозящие самовоспитание, но и во многом определяет его характер. Педагог, руководя процессом самовоспитания личности, предлагает информацию о способах работы над собой, оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку студентам в стремлении к овладению средствами и приемами самовоздействия, постоянно мотивирует их к самовоспитанию. Если же мотивы самовоспитания не сформированы и студенты следуют предлагаемому профессионально-нравственному образцу из желания угодить педагогам, заслужить хорошую оценку и т. п., то они оказываются невключенными в процесс самовоспитания.
Учитывая сравнительно высокий уровень осознанности самовоспитания в юношеском возрасте, а также стремление осмыслить данный процесс, целесообразно давать ряд сведений о теории этого вопроса в форме лекций и бесед. В курсе «Введение в специальность» нужно не только ярко и полно охарактеризовать образ профессионального идеала, но и обучить приемам рефлексивной деятельности, особенно приемам самооценки, поскольку профессиональный идеал и самооценка являются важными факторами самовоспитания и находятся в тесной связи друг с другом. Неудовлетворенность собой, выражающаяся в отрицательной самооценке, побуждает студента к активному поиску идеала и стремление следовать этому идеалу, чтобы изменить свое несовершенство. В свою очередь утвердившийся в сознании личности идеал вызывает желание глубже познать самого себя, постоянно стимулирует процесс самоанализа и самооценки.
Таким образом, под влиянием профессионального идеала осуществляется не только профессиональное самовоспитание, но и нравственное самосовершенствование личности.

Опубликовано на Порталусе 02 февраля 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): профессиональный идеал, профессиональное самовоспитание



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама