Рейтинг
Порталус

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Дата публикации: 06 марта 2011
Автор(ы): Кривых С.В.
Публикатор: k182
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1299433047


Кривых С.В., (c)

Обраще¬ние к проблематике этнического само¬сознания и поликультурного обра-зования определяется тем, что именно они выступают основой формирования культуры межнациональных отношений. Кроме того, развитие национального образования явля-ется источни¬ком, резервом, условием, формой и сред¬ством развития национальной культуры. В современных условиях образование народов России превратилось из пас¬сивного структурного компонента региональной системы образования в его субъект, призванный решать современные образовательные задачи, полно и разносторонне вы¬полняя образовательный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами.
Рост этнического самосознания народов России в условиях современ¬ной пара-дигмы общественного развития характеризуется рядом особенно¬стей, которые проявля-ются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни из-меняется и место нашей народ¬ной культуры и ее этнопедагогическая направленность.
Рост потребности в развитии этнического образования совпадает с аналогичными проблемами в мировом образовательном процессе. Сопоставитель¬ный анализ образова-тельных реалий и публикаций зарубежных специа¬листов по проблемам образования Ве-ликобритании, США, Испании, Индии позволил убедиться в том, что тенденция этниза-ции образования присуща большинству современных полиэтнических государств. В ус¬ловиях укрупнения мировых процессов и культурной конвергенции сис¬тема образова-ния может служить эффективным механизмом этнокультурной идентификации лично-сти и одновременно средством гармониза¬ции межэтнических отношений. В последние десятилетия многоэтничные государства стали ареной гран¬диозных политических по-трясений и масштабного насилия.
В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентифика-ция» и «этническое самосознание». В.Ю. Хотинец [1] утверждает, что чувство принад-лежности к группе, сформулированное англоязычными учеными как «этническая само-идентификация» (ethnic identity), мало чем отличается от понимания "этнического само-сознания". Вопрос о тождественности и/или дифференциации рассматриваемых терми-нов действительно на сегодняшний день является проблемным для наук, занимающихся их изучением, и требует основательного методологического и теоретического осмысле-ния. Для русскоязычных исследований характерен термин «этническое самосознание». Он же более приемлем для этнопедагогических исследований.
Проблема становления этнического самосознания является сложной и противоре-чивой, особенно в современных социокультурных условиях, однако для ее решения средствами образования необходимо четко разобраться в понятиях.
Этническая принадлежность отнюдь не является "иллюзорным самосознанием", она выступает как важная связующая сила сообщества. Раскрывая специфичность про-цесса этнического самоидентифицирования, думается, необходимо специально рассмот-реть некоторые индикаторы осознания личностью своей этнической принадлежности. Конечно, для разных социальных групп они разные, но мы постарались выделить лишь самые основные.
Понятие самосознания, сформированное в евро¬пейской культуре, рассматрива-лось лишь как имманентная, идущая из глубины духа внутренняя активность субъекта, как рефлексия по¬знающего субъекта относительного самого себя, т.е. осознание соб¬ственных психических свойств и качеств.
Вторая линия развития концепции этнического самосознания связанна с опреде-лением его социальной детерминации. Одна из первых попыток выделить социальный фактор самосознания принадлежит американскому психологу У. Джеймсу [2].
На¬ряду с «Я физическим» и «Я духовным» в структуре личности им определяется место «Я социальному», характеризующему аспект познания человеком самого себя в зависимости от познания им психологических особенностей других. Стало быть, «Я со-циаль¬ное» сопряжено с окружающими человека людьми, мнение кото¬рых приходится ему учитывать. Французский психолог П. Жа¬не [3] приурочил развитие самосознания к процессу социального взаимодействия людей, объединенных в различные социальные сообщества с целью осуществления полезной дея¬тельности. По мнению Жане, «человек стремится репродуциро¬вать по отношению к себе то поведение, которое он осуществля-ет по отношению к другим, реагируя социальным образом на свои собственные дейст-вия, тем самым, сотрудничая с самим собой».
Американский ученый Дж.Г. Мид [4] считал, что соци¬альная детерминация само-сознания не может сводиться лишь к системе межличностных взаимосвязей, и поэтому должна вклю¬чать более широкие взаимоотношения индивида с микро-, меза- макро-группами, при этом учитывая отношение индивида к своей жизнедеятельности, культуре и другим социальным инсти¬тутам. В силу этого самосознание связано с осознанием че-лове¬ка самого себя как представителя того или иного человеческого сообщества, той или иной социальной группы, культуры. Так начинается развитие третьего: культурно-этнического направ¬ления разработки теории самосознания, вызванного проявлени¬ем ин-тереса ученых, философов, мыслителей к этнокультурному сообществу.
В сложившихся обстоятельствах острой необходимости изучения данной про-блематики неоднозначность понимания и определения понятия «самосознание», слож-ность которого в некоторых теориях игнорируется, упрощается, подменяясь другими понятиями, повышает актуальность теоретического анализа этого понятия в контексте его исторического развития. Упрощенное понимание самосознания, исключительно как «Я-концепции» привело к односторонности исследований, уделяющих внимание только содержательной стороне данного сложного явления и механизмов его развития.
Cтруктура самосознания строится во временном и социальном пространстве. Первично закладываются те составляющие самосознания, которые обеспечивают эмо-ционально положительное отношение индивида к самому себе (оно формируется людь-ми, особенно близкими, на ранних этапах онтогенеза). Это изначальные звенья структу-ры самосознания, которые можно определить как притязание на:
1) признание своего "Я" как своего имени, своих внешних физических данных и своей внутренней психической сущности;
2) социальное признание;
3) признание своей сущности как представителя пола, т.е. половая идентифика-ция. Это сфера изначальных основ самосознания. Позднее в онтогенезе личности фор-мируются еще два звена структуры самосознания;
4) временные образования самосознания - прошлое, настоящее и будущее лично-сти;
5) сфера ее социального пространства, которая определяет путь развития нравст-венного долга человека в психологическом времени (речь идет о формировании долга перед людьми и самим собой, а также формировании права личности на все то, на что она имеет право в современном мире, в том числе на долг и самоуважение). Структура самосознания при наличии одних и тех же звеньев имеет различное наполнение в зави-симости от культуры, традиций, ценностных ориентаций.
В результате обобщения рассмотренных представлений этнического самосозна-ния может быть предложена следующая его дефиниция. Этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально суще-ствующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельно-сти этноса. К признакам, выполняющим этнические функции, относятся такие компо-ненты этнической реальности как этноним (самоназвание), происхождение и историче-ское прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, культура, экономи-ка, представляющие элементы различных подсистем или сфер этнической культуры, а также этничность носителей в качестве антропологических и психологических особен-ностей членов этноса. В итоге формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности.
На основании изучения психолого-этнографической и этнопедагогической лите-ратуры нами определена педагогическая интерпретация генезиса этнического самосоз-нания личности (рисунок 1).

САМОСОЗНАНИЕ

ОСОЗНАННОСТЬ
(сам осознал)

ОСМЫСЛЕНИЕ
(сам осмыслил)

Социокультурная С М Ы С Л Ы Этнические
среда как критерии, ценности
характеризующие
самосознание личности
и влияющие на:

АКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ
как показатели, характеризующие качества личности


п е д а г о г и ч е с к и е в о з д е й с т в и я

ОСОЗНАНИЕ
ПОВЕДЕНИЯ
(оценка себя)


ЭТНИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ


ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Рис. 1 – Генезис этнического самосознания личности
Таким образом, через осознанность и осмысление личность приходит к смыслам, на которые влияют социокультурная среда и этнические ценности. Результатом педаго-гического воздействия является этнически ориентированный образ личности с качества-ми, которые в дальнейшем закладываются в основу активности, деятельности и отноше-ний. Именно педагогика должна сформировать образ, влияющий на этническое самосоз-нание индивида, ответив на вопросы: что формировать (качества) и как формировать (средства). Кроме того, выявлены критерии и показатели эффективности педагогических воздействий по становлению этнического самосознания личности: смыслы, влияющие на активность, деятельность и отношения субъекта воспитания.
В употреблении понятия «смысл» сложились две традиции. Согласно одной из них смысл используется как синоним понятия «значение». Согласно другой традиции он рас-сматривается как концептуальная оппозиция значения, указывающая на замысел, задачу, интенцию автора высказывания. И в том и другом случае постижение смысла сопряжено с постижением истины, но в первом случае вперёд выходит имманентная характеристи-ка истины (соответствие действительности), а во втором – ее аксиологическая характе-ристика (соответствие мировоззренческим установкам, ценностям автора).
Когда возникает потребность как-то отнестись к познаваемому объекту и начина-ется его осмысление, наличное переживание соотносится с аналогичным прошлым пе-реживанием; сложившийся смысловой образ описывается словами – вербализуется. При вербализации же образных представлений мы переходим с уровня континуального мышления на уровень мышления рефлективного, оперирующего дифференцированны-ми, отграниченными смысловыми единицами-словами и руководствующегося правила-ми логики.
Наряду с желаниями, стремлениями, оценками, эмоциями, волевыми импульсами смыслы относятся к «идеальному» содержанию сферы субъективного. Они лишены ка-ких бы то ни было признаков «вещественности», пространственности, качественной оп-ределенности, чувственной модальности. Простейшим актом осмысления с этой точки зрения можно считать узнавание - когда наличное переживание соотносится с аналогич-ным прошлым переживанием.
Единичный смысл – это не более чем абстракция. Единственной подлинной реаль-ностью является целостное «смысловое поле», в котором каждый смысл определяет оп-ределённое «место», занимаемое им внутри «смыслового поля». Смыслы взаимопрони-кают и взаимообусловливают друг друга. Каждый индивидуальный смысл содержит в себе или с необходимостью представляет систему смыслов в целом.
Становление этнического самосознания проходит несколь¬ко этапов, соотносящих-ся с основными периодами психического раз¬вития и стадиями развития этнической идентич¬ности. При этом этническое самосознание формируется несколько позднее, чем другие формы самосознания. Выделяются [5, с.80-88] три основные этапа развития эт-нического самосознания.
Начальный этап приходится на дошкольный и младший школь¬ный возраст (5-10 лет). Для него характерны еще нечеткое осознание детьми общности с людьми своей на-циональности, немотиви¬рованный выбор своей этнической принадлежности, слабые эт-нические знания. Нужно иметь ввиду, что на этом этапе становления этнического само-сознания семья выполнят значительную роль в передаче этнокультурной информации.
Формирование этнической самоиден¬тификации происходит по принципу: «Я такой же, как окружаю¬щие». В социальном отношении этот период является решающим для ребенка.
Развивающееся в это вре¬мя чувство созидания - ощущение способности произво-дить совме¬стно с другими людьми (детьми и взрослыми) отдельные вещи и предметы культуры, поддерживает в каждом ребенке чувство ком¬петентности, т.е. свободное уп-ражнение своих умений, интеллек¬та при участии в общественно полезной деятельности своего наро¬да. Именно в этот момент широкое социальное окружение становится зна-чимым для ребенка, допуская его к ролям прежде, чем он встретиться с актуальностью технологии и экономики.
Второй этап развития этнического самосознания охватывает подростковый воз-раст (11-15 лет) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Подростки проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе проис-ходит формирование системы представлений и оценок об этнокультур¬ных и этнопсихо-логических особенностях своей общности в срав¬нении с иноэтническим окружением. Формирование этнической самоидентифакации строится по принципу: «Я такой же, как мой народ». Необходимо учитывать, что новообразования происходят в период подро-сткового «кризиса идентичности» [6, с.322], когда созревший организм приобретает ин-дивидуальный внешний вид; когда сформировавшееся сексуальность ищет парт¬неров для чувственных игр и продолжения рода; когда полностью развившееся сознание начи-нает обдумывать карьеру индивида в контексте исторической перспективы. И все эти процессы развития проявляются во множестве конфликтов. Отчуждением этого периода является спутанность психосоциаль¬ной идентичности, сопровождающаяся ролевой спу-танностью, сильными сомнениями относительно своего места в социальной группе, без-надежностью жизненных перспектив. Подростки из семей национальных меньшинств в условиях дискриминации сталкиваются с гораздо с большими трудностями. Они чувст-вуют свою отчужденность от общества острее, так как явно ощущают отсутствие под-держки с его стороны. Самоотчуждение подростка¬ми переживается еще тяжелее, чем отчуждение. Отрешенность от собственного «Я» объясняется низким уровнем самосоз-нания, что в свою очередь может являться следствием дискриминации, кото¬рой, как из-вестно по мировому опыту международных отноше¬ний, могут подвергаться националь-ные меньшинства в течение длительного времени [7, с.495-496].
Благоприятный исход кризиса приводит к осознанию подрост¬ком того, что его ин-дивидуальный способ взаимоотношения с ми¬ром, освоения социального опыта, разви-вающаяся конфигурация идентичности путем успешного синтеза «эго» - один из опти-мальных вариантов группового самосознания, непротивопоставленный и не противоре-чащий личностному.
Третий этап выпадает на период обучения в колледже (16-17 лет). На данном эта-пе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей нацио¬нальности, конструируется этническое мировоззрение. В этом воз-расте на формирование этнического самосознания юношей и девушек наибольшее воз-действие оказывает образовательно-воспитательный процесс в колледже, целенаправ-ленно влияющая на процесс развития самосознания личности, его этни¬ческой направ-ленности. В этот период этническое самосознание формируется по принципу: «Я - пред-ставитель своего наро¬да». По утверждению Эриксона [6, с.322] кризис идентичности в юности - это кризис всего поколения и проверка прочности ми¬ровоззрения всего обще-ства. Общество дает возможность молодому человеку стыковать индивидуальные спо-собы идентификации с общественными. Отчужденность от идеологии общества приво-дит к необратимым печальным последствиям. Установившаяся в этот период идентич-ность включает в себя все значимые идентифика¬ции, в том числе и этническую, но в то же время изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого.
Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. [8] выделяют четвертый этап, охваты¬вающий юно-шеский (студенческий) возраст (18-22 года), являю¬щийся решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе эт-ническое самосознание молодого человека расширит систему его представле¬ний о мире, укрепит его место в нем. Студенческий возраст по Эриксону можно отнести к «психосо-циальному мораторию» [6, с.167], который представляет собой кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности про¬исходит многомерные слож-ные процессы обретения взрослой иден¬тичности и нового отношения к миру. Это как бы «отсрочка», пре¬доставленная кому-либо, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку. Данный период ха¬рактеризуется избирательной снисходительностью со стороны об¬щества и вызывающей беззаботностью со стороны юности, и все же он часто ведет к значительным, хотя нередко и преходящим, дос¬тижениям и завершается более или менее формальным подтверж¬дением достижения со стороны общества. Этническая самоидентифакация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» - «Они».
Негативная этническая самоидентфикация преимущественно ха¬рактерна молодым людям до 30 лет. Нерешенность многих соци¬альных, экономических, технологических проблем, неудовлетворен¬ность условиями жизни и деятельности в сельском регионе и поэтому ограниченность, узость возможностей реализации соб¬ственного потенциала, отсутствие стабильности в жизни, перспек¬тивы будущего обусловливают их индиффе-рентность или негативизм ко всему тому, что происходит рядом с ними. У сельской мо¬лодежи отсутствует возможность поменять место жительства, на¬пример, уехать в город, по причине трудности адаптации к условиям урбанизированной культуры.
Исследования Солдатовой Г.У. [9, с.339-340], проведенные в Татарстане, Саха (Якутии), Север¬ной Осетии (Алании), позволяют выделить пятый этап. Адекватная форма этнического самосознания с позитивной само¬идентификацией выявлена у лиц среднего возраста от 30 до 50 лет. Многие из них имеют среднее специальное и высшее образование, трудятся в государственных организациях и службах, имеют дос¬туп к со-временным технологическим средствам в трудовой деятель¬ности, выполняют руково-дящую работу. Они позитивно относятся к межэтническом контактам, активно вступают во взаимодействие с другими народами во всех сферах жизнедеятельности, спокойно относятся к брачному партнерству и дружеским отношениям с лицами иноэтнических групп. Проявляя подлинные чувства наци¬онального достоинства, среди них большинст-во конструктивно стремятся в определенной степени повлиять, используя свои воз¬можности, на ход экономических, политических и других соци¬альных процессов на их этнической территории.
В заключение отметим, что особенности развития и проявления этнического само-сознания де¬терминированы не только этапами развития че¬ловека и стадиями развития этнической иден¬тичности, но также зависят от региональной специфики, обусловленной своеобразием этногенеза общности, социально-эко¬номическими, миграционными, поли-тическими процессами, исто¬рико-культурными особенностями региона, этнической си-туацией и др.

Библиографический список
1. Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.
2. Джеймс, У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. - 242 с.
3. Janet, P. La psychologie de la conduite // Encyclopedie franzaise, 1940. – V. VIII.
4. Mead, G.H. The Social Psychology of George Herbert Meat / A. Strauss (Eds). – Chicago: University of Chicago Press, 1956.
5. Снежкова, И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. – 1982. - № 1. – С. 80-88.
6. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
7. Флэйк-Хобсон, К., Робинсон, Б. Е., Скин, П. Мир восходящему: Развитие ре-бенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.
8. Вяткин, Б. А., Хотинец, В. Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. – Пермь: ПГПУ, 1997. – 60 с.
9. Солдатова, Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. – М.: Мысль, 1996. – С. 296-366.

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): этническое самосознание, этническая самоидентификация, осознанность, осмысление, смыслы, этнические ценности, этнически ориентаированный образ личности, социокультурная среда, поликультурное образование



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама