Рейтинг
Порталус

© Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО

Дата публикации: 06 марта 2011
Автор(ы): Кривых С.В.
Публикатор: k182
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1299433314


Кривых С.В., (c)

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации предназначены для разработчи-ков учебных планов (УП) в рамках основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования в условиях введения в дей-ствие Федеральных государственных образовательных стандартов нового по-коления (ФГОС) и перехода высшего профессионального образования на сис-тему уровневой подготовки.
УП – документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых по направлению (специальности), последовательность изучения дисциплин, ос-нованную на их преемственности, рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента. УП является основным документом, на основе которого составляются рабочие годовые планы и графики, тематические планы по дисциплинам, рабочие программы и другие учебные и методические документы.
УП разрабатываются профильными выпускающими кафедрами в соот-ветствии с рекомендациями учебно-методических советов по направлени-ям/специальностям (УМСН) на основе нормативных требований, с учетом преемственности в части перечня дисциплин, утверждаются ученым советом вуза и утверждаются Ректором.


2. Нормативно-правовой аспект

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на кон-курсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Периодиче-ское изменение содержания подготовки в вузах осуществлялось всегда, раз в пять лет, менялись типовые учебные планы и программы подготовки специа-листов, затем появились ГОС первого (1994 г.) и второго (2000 г.) поколений. Для новой системы ВПО разработаны новые (третьего поколения) государст-венные образовательные стандарты, названные Федеральными – ФГОС ВПО.
В июне 2007 г. по указанию Президента был разработан и утвержден ма-кет профессионального стандарта. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образова-тельного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной програм-мы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образо-вательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных про-грамм, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных про-грамм.
В соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ от 5 декабря 2007 года «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требова-ний, обязательных при реализации основных образовательных программ на-чального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессиональ-ного образования образовательными учреждениями, имеющими государст-венную аккредитацию».
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обес-печивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профес-сионального, среднего профессионального и высшего профессионального об-разования.
Основные принципы, заложенные в макет Федерального государст-венного образовательного стандарта ВПО:
1. ФГОС разрабатывается по направлению подготовки в целом (направле-ние подготовки рассматривается как совокупность образовательных программ различного уровня и типа, объединяемых на базе общности их фундаменталь-ной части). В зависимости от профиля образовательной программы выпускни-ку по окончании вуза присваивается квалификация бакалавра (магистра, спе-циалиста) или степень бакалавра (магистра).
2. Макет ФГОС не предусматривает деления на федеральный, нацио-нально-региональный и вузовский компоненты.
3. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров (маги-стров, специалистов) устанавливаются в форме компетенций (систематизация компетенций аналогична принятой в европейском проекте TUNING)
4. Вместо требований к обязательному минимуму содержания ООП уста-навливаются требования к их структуре. Циклово-модульная структура ООП ориентирована на результаты обучения и должна иметь четкую связь с компе-тенциями, которые должны быть сформированы у обучающихся.
5. Трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог ака-демических кредитов в европейской системе переноса кредитов ECTS)
6. В качестве обязательной технологии при проектировании ФГОС ВПО и ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного соци-ального диалога высшей школы и сферы труда.
ФГОС ВПО принципиально отличаются от своих предшественников. Основное отличие ФГОС от ГОС в том, что в них, прежде всего, определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза. ФГОС ВПО определяют необходимость разработки ком-петентностно-ориентированных образовательных и учебных программ, ре-зультатами освоения которых должно быть формирование у обучающихся требуемых компетенций.
Под компетенцией мы понимаем наперед заданное социальное требова-ние (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.
От компетенции следует отличать компетентность – владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное от-ношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в задан-ной сфере.
При разработке УП необходимо руководствоваться следующими норма-тивными документами:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с измене-ниями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и по-слевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополне-ниями).
3. Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях пре-доставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образо-вания».
4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профес-сионального образования (высшем учебном заведении) Постановление Прави-тельства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / http://mon.gov.ru/dok/fgos/
6. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Феде-рации от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13 «Методика расчета трудоемкости ос-новных образовательных программ высшего профессионального об¬разования в зачетных единицах».
7. Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных про-грамм» разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации ФГОС ВПО.
8. Нормативные документы и рекомендации учебно-методических объе-динений по образованию (УМО), решения ученого совета ИДПИ.

3. Требования к структуре и содержанию УП

3.1. Структура УП, реализующего компетентностную модель подго-товки выпускников, включает в себя:
• календарный учебный график, устанавливающий последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, итоговой государственной аттестации, каникул;
• компетентностно-ориентированный учебный план, состоящий из двух взаимосвязанных составных частей:
 компетентностно-формирующей, связывающей все обязательные ком-петенции выпускника с временно´й последовательностью изучения всех учеб-ных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик и др.;
 дисциплинарно-модульной, традиционно применяемой формы учебно-го плана, отображающей логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирова-ние компетенций.


3.2. Сроки и трудоемкость освоения ООП
Сроки и трудоемкость освоения ООП устанавливается ФГОС.
По очной форме обучения сроки и трудоемкость отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Сроки и трудоемкость освоения ООП

Уровень подготовки выпускника Нормативный срок обучения по очной форме (год) Трудоемкость
в зачетных единицах в неделях
Бакалавр 4 240 208
Магистр 2 120 104
Специалист 5-6 300-360 260-312

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата устанавливаются в соответствии требованиями ФГОС.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствую-щего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по ус-коренным программам бакалавриата. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и про-граммам магистратуры не допускается.


3.3. Объем учебной нагрузки
Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и вне-аудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной про-граммы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП с учетом профиля подготовки и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен пре-вышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освое-нии основной образовательной программы в очной форме устанавливается ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования (таблица 2). В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

Таблица 2 – Максимальный объем учебной нагрузки студента



Направление подготовки Максимальный объем всех ви-дов аудиторной и внеаудитор-ной учебной
нагрузки
(в акад. час.) Максимальный объем аудитор-ной учебной на-грузки в неделю
(в акад. час.) Максимальный объем аудитор-ной учебной на-грузки в неделю при очно-заочной форме
(в акад. час.)
Дизайн 54 36 16
ДПИ и народные промыслы 54 42 16
Народно-художественная культура 54 36 16
Культурология 54 27 16
Теория и история искусств 54 36 16
Туризм 54 27 16
Гостиничное дело 54 27 16
Социально-культурная
деятельность 54 36 16
Реклама и связь с обществен-ностью 54 36 16
Графика (специалитет) 54 не определено не определено

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освое-нии ООП в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 ака-демических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении ООП в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реа-лизуется (при очной форме обучения), как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен со-ставлять не менее 360 часов.
Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образователь-ным программам высшего профессионального образования, при промежуточ-ной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 за-четов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической куль-туре и факультативным дисциплинам.
Студенты, обучающиеся по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

3.4. Учебные циклы и разделы
Трудоемкость учебных циклов включает в себя трудоемкость изучения соответствующих учебных дисциплин (модулей), а также подготовки и сдачи экзаменов. Каждый учебный цикл содержит базовую часть, определяемую ФГОС, и вариативную часть, которая в свою очередь состоит из вариативных дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (таблица 3).
Таким образом, все изучаемые дисциплины (модули) делятся на три группы:
1. Дисциплины базовой части, которые изучаются обязательно и строго последовательно во времени.
2. Дисциплины (модули) вариативной части, которые изучаются обяза-тельно, но не последовательно.
3. Дисциплины (модули) по выбору обучающихся, которые студент изу-чает по своему выбору.
Кроме того, ФГОС предусматривает факультативные дисциплины. Объем факультативных (необязательных для изучения) дисциплин не должен пре-вышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
Дисциплины 1 группы определены ФГОС и изучаются в обязательном порядке строго последовательно, линейно. Дисциплины (модули) 2 группы – профильные дисциплины – формируются вузом в зависимости от профиля на-правления. Дисциплины (модули) по выбору 3 группы устанавливаются вузом с целью расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин. По дисциплинам группы 3 вузом устанавливается минимальное число студентов, необходимое для от-крытия дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число сту-дентов в учебном потоке (группе). Сочетание дисциплин группы 2 и 3 группы создает предпосылки для «нелинейной» организации учебного процесса.


Таблица 3 - Трудоемкость учебных циклов
№ Наименование дисциплин
(в том числе практикумы)
Трудоем-кость
в зачетных
единицах
(определено стандартом)
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс Форма
контро-ля
Б.1 Гуманитарный, социаль-ный и экономический цикл
X+Y+Z По дисци-пли-нам, тру-до-ем-кость ко-то-рых со-ставляет бо-лее трех за-четных еди-ниц,
должна вы-ставляться оценка ("отлично", "хо-ро-шо", "удов-ле-твори-тельно").
Базовая часть, определяе-мая стандартом
Х
1. история X1 X1
2. философия X2 X2
3. иностранный язык X3 ¼X3 ¼X3 ¼X3 ¼X3
n. дисциплина n Xn Xn
Вариативная часть, опре-деляемая вузом
Y+Z
1. дисциплина 1 Y1 ½Y ½Y
2. дисциплина 2 Y2 Y2
n. дисциплина n Yn Yn
Дисциплины по выбору Z
1. дисциплина 1.1
дисциплина 1.2 Z1 Z1
2. дисциплина 2.1
дисциплина 2.2 Z2 Z2
n. дисциплина n.1
дисциплина n.2 Zn Zn
Б.2 Математический и есте-ственнонаучный (обще-культурологический или общепрофессиональный) цикл
A+B+C
Базовая часть, определяе-мая стандартом
A
1. дисциплина 1 A1 A1
2. дисциплина 2 A2 A2
n. дисциплина n An An
Вариативная часть, опре-деляемая вузом
B+C
1. дисциплина 1 B1 B1
2. дисциплина 2 B2 B2
n. дисциплина n Bn Bn
Дисциплины по выбору C
1. дисциплина 1.1.
дисциплина 1.2. C1 C1
2. дисциплина 2.1.
дисциплина 2.2 C2 C2
n. дисциплина n.1
дисциплина n.2 Cn Cn
Б.3 Профессиональный цикл D+E+F
Базовая часть, определяе-мая стандартом
D
1. дисциплина 1 D1
2. дисциплина 2 D2
n. дисциплина n Dn
Вариативная часть, опре-деляемая вузом
E+F
1. дисциплина 1 E1
2. дисциплина 2 E2
n. дисциплина n En
Дисциплины по выбору F
1. дисциплина 1.1.
дисциплина 1.2. F1 F1
2. дисциплина 2.1.
дисциплина 2.2 F2 F2
n. дисциплина n.1
дисциплина n.2 Fn Fn
Б.4 Физическая культура K=2 + + + +
Б.5 Практики определяются вузом L
Б.6 Итоговая аттестация M
Итого: 240 60 60 60 60

Общая трудоемкость за весь срок обучения – 240 з.е., таким образом, тру-доемкость одного курса не больше 60 з.е., причем по семестрам они могут распределяться неравномерно.
Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
Суммарная трудоемкость базовых составляющих циклов Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не более 50 процентов от общей трудоемкости указанных циклов ООП, т.е. X+A+D ≤ 120
Дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети ва-риативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3, т.е.
13 (Z+C+F) ≥ Y+Z+B+C+E+F
В программах бакалавров базовая (обязательная) часть цикла «Гумани-тарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изуче-ние следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Ино-странный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедея-тельности».
Соотношение удельного веса занятий лекционного типа и аудиторных занятий определяются ФГОС: «Занятия лекционного типа не могут состав-лять более 40 процентов аудиторных занятий».
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широ-кое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм про-ведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с вне-аудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных на-выков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государст-венных и общественных организаций, мастер-классы ведущих художников, дизайнеров, экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определя-ется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содер-жанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

4. Порядок формирования вариативной части учебных циклов с учетом профилей подготовки и компетенций выпускника

Компетентностный подход предполагает на первоначальном этапе четко определить перечень компетенций, которыми должен обладать тот или иной выпускник и определить какими средствам можно реализовать их.
Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углуб-ления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся полу-чить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятель-ности и продолжения профессионального образования в магистратуре.
При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариа-тивной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (ука-занные) в примерной основной образовательной программе (ПрООП), ре-комендуемой Минобрнауки России. ООП может разрабатываться и без указа-ния профиля подготовки, а также могут разрабатываться несколько учеб-ных планов в рамках одного профиля с учетом особенностей ООП.
Перечень и последовательность модулей и дисциплин, знания, умения и навыки, формируемые при освоении вариативных частей учебных циклов, формируются профильными выпускающими кафедрами совместно с УМС ву-за с учетом профиля и рекомендаций соответствующей ПрООП, на основе компетенций, представленных в ФГОС по данному направлению и дополни-тельных компетенций, устанавливаемых вузом с привлечением работодателей.
Дополнительные компетенции определяются на основе ФГОС, призван-ных обеспечить взаимосвязь рынка труда и профессионального образования, определяющих качественные характеристики запроса работодателей на под-готовку и повышение квалификации работников, создание систем оценки, требований к аттестации работника, развития систем профессионального об-разования, отвечающих потребностям отрасли, организаций и учреждений.
При формировании УП для конкретного профиля подготовки можно ис-пользовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3 (М.1, М.2), сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.
Дисциплины вариативных частей не могут иметь одинаковое название с дисциплинами базовой части.
Дисциплины по выбору формируются из альтернативных блоков (не ме-нее 2-х блоков).

5. Реализация системы зачетных единиц

Одной из важнейших особенностей вводимых в 2009-2010 гг. Федераль-ных образовательных стандартов (ФГОС) является использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ. Показатели трудоемкости образовательных программ в целом, трудоемкости циклов учебных дисциплин заданы в новых стандартах в зачетных единицах. Напри-мер, суммарная трудоемкость подготовки бакалавра в ФГОС задана равной 240 зачетным единица (з.е.), магистра – 120 з.е., специалиста – 300 з.е.
Зачетная единица (кредит) – числовой способ выражения объема и уров-ня знаний, основанный на достижении результатов обучения, а также соответ-ствующей этому уровню трудоемкости, измеренной в единицах времени. В кредитах выражается трудоемкость учебной работы, они определяют время, необходимое для освоения определенного учебного материала. Система за-чётных единиц является механизмом, позволяющим оценить в условных еди-ницах измерения объём получаемых знаний, умений и навыков, исходя из средней трудоёмкости их получения при традиционной педагогической тех-нологии очного обучения (лекции-семинары-практикумы, самостоятельная работа, контроль промежуточный и на выходе).
Зачетные единицы не заменяют и не отменяют часов. Обе единицы трудо-емкости тесно связаны друг с другом, используются совместно, но их функции в процессе стандартизации и проектирования образовательного процесса суще-ственно различаются.
Зачетные единицы характеризуют трудоемкость освоения студентами об-разовательной программы и отдельных дисциплин в целом, с учетом всех со-ставляющих, в том числе аудиторной и самостоятельной работы студентов, различного вида практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. Но тру-доемкость каждой из этих составляющих обязательно должна иметь часовое измерение. При этом суммарная часовая трудоемкость должна примерно соот-ветствовать определяемому через нормативы часовому эквиваленту выражен-ного в зачетных единицах показателя трудоемкости образовательной програм-мы (дисциплины) в целом.
Трудоемкость всех видов учебной работы в учебных планах устанавлива-ется в зачетных единицах (1 зачетная единица = 36 ака¬демических часов, письмо Минобразования России от 28.11.2002 № 14-52-988ИН/13).
Начиная разработку УП, необходимо определиться с составом учебных дисциплин по программе в целом и по отдельным циклам дисциплин, распре-делить заданную в стандартах суммарную трудоемкость программы и циклов дисциплин по отдельным дисциплинам (модулям). Приступая к разработке учебных программ по дисциплинам и организации учебного процесса, для ка-ждой учебной дисциплины надо определить эквивалент её трудоемкости в академических или рабочих часах учебной нагрузки студентов, определиться с образовательной технологией и в соответствии с ней распределить фонд ча-сов каждой дисциплины между аудиторными часами и часами самостоятель-ной работы студентов, выделить необходимое время на контрольные меро-приятия промежуточной аттестации и т.д.
Продолжительность видов учебной работы:
• 1 зачётная единица соответствует 36 академическим часам общей тру-доёмкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим ча-сам).
• Максимальный объём учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т. е. 1,5 зачётные единицы.
• Зачёт по дисциплине и трудоёмкость курсовых проектов (работ) вхо-дят в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
• Одна неделя практики выражается 1,5 зачётными единицами.
• Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).
• Трудоёмкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из коли-чества отведённых на неё недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачётным единицам.
При формировании рабочих УП в системе зачетных единиц с целью оп-тимизации учебного процесса рекомендуется предусмотреть для смежных направлений подготовки максимальную унификацию УП.

6. Порядок разработки УП

Трудоемкость, выделяемая на изучение отдельных дисциплин (модулей), определяется объемом и характером формируемых компетенций, значением дисциплин (модулей) в системе подготовки, объемом курса, соотношением в нем теоретического материала и практических работ, воспитательными зада-чами и др. УП предусматривает также рациональное распределение дисцип-лин (модулей) по семестрам с точки зрения равномерной загруженности сту-дента, последовательность изучения дисциплин (модулей), основанную на их преемственности и эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза.
Учебный план должен содержать:
1) перечень учебных циклов в соответствии с ФГОС;
2) трудоемкость цикла, а также его базовой и вариативной частей, в за-четных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного соот-ветствующим ФГОС;
3) в каждом цикле перечень дисциплин базовой и вариативной части, определяющей профиль подготовки;
4) распределение дисциплин по семестрам с указанием ее трудоемкости в каждом семестре, видами и объемами учебной и самостоятельной работы студентов, а также формируемых в ходе их изучения компетенций;
5) трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и академиче-ских часах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах;
6) форма промежуточной аттестации: по каждой дисциплине; по каждой практике;
7) рекомендуемые виды и продолжительность практик;
8) вид и продолжительность итоговой государственной аттестации.

6.1. Календарный учебный график разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС и размещается на первой странице УП.
Для построения календарного учебного графика используется традици-онно применяемая форма. В графике указывается последовательность реали-зации ООП по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежу-точные и итоговую аттестации, каникулы.
В заголовке учебного плана должны быть указаны: наименование инсти-тута, код и наименование направления, квалификация выпускника, форма обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) и срок обучения, № про-токола и дата рассмотрения плана на ученом совете ИДПИ.
В календарном графике учебного процесса баланс учебного времени представляет собой сводные данные по бюджету времени в неделях. При его составлении необходимо произвести расчет количества недель по годам обу-чения и за весь период обучения, выделяемых на теоретическое обучение (в том числе и на экзаменационные сессии), практики, выпускные квалификаци-онные работы, итоговую аттестацию и каникулы. Продолжительность кани-кул – 7-10 недель в учебном году, в т.ч. не менее 2-х недель в зимний период.
Продолжительность теоретического обучения определяется как разница трудоемкости в зачетных единицах (240 для бакалавриата) и суммы трудоем-кости: практики, итоговой государственной аттестации.
Исходные данные:
 Расчетное начало учебного года – 1 сентября.
 Количество недель за весь срок обучения – 208.
 Продолжительность учебного года – 52 недели.
 Целесообразной продолжительностью теоретического обучения является 17 не-дель в семестр с 3-4-недельными экзаменационными сессиями (зимней и летней).
 Продолжительность каникул максимальная = 40 недель, минимальная = 31 не-деля.
В графике учебного процесса соответствующими символами для каждого курса и семестра обозначаются календарные дни (по неделям и месяцам) тео-ретического обучения, практик, экзаменационных сессий, каникул и итоговой государственной аттестации (см. схему).


Объем и продолжительность видов учебной работы в часах и неделях оп-ределяются в соответствии с ФГОС ВПО (таблица 4).
В зависимости от трудоемкости (продолжительности) практики продол-жительность теоретического обучения и экзаменационных сессий на четвер-том курсе может быть меньше, чем на первых трех, за счет итоговой государ-ственной аттестации.

Таблица 4 – Продолжительность видов учебной работы (по ФГОС)


Направление подготовки Учебных
недель Экз.
сессий
в год
(недель) Практик
(з.е. / нед.) Итоговая гос. атте-стация
(з.е. / нед.)
Дизайн 17+17 6-8 15/10 нед. 13-9/13 нед.
ДПИ и народные промыс-лы 17+17 6-8 15/10 нед. 13-9/13 нед.
Народно-художественная культура 17+17 6-8 10/7 нед. 8-6/8 нед.
Культурология 17+17 6-8 16/11нед. 12-8/12 нед.
Теория и история искусств 17+17 6-8 20/13 нед. 5/4 нед.
Туризм 17+17 6-8 15/10 нед. 12-8/12 нед.
Гостиничное дело 17+17 6-8 15/10 нед. 12-8/12 нед.
Социально-культурная деятельность 17+17 6-8 20/13 нед. 4/3 нед.
Реклама и связь с общест-венностью 17+17 6-8 30/20 нед. 15-10/12 нед.
Графика (специалитет) 17+17 6-8 75,5/50 нед 55,5/37 нед.

Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза (кроме специалитета). Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каж-дому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в ла-бораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики заключается в представлении выполнен-ных заданий, предусмотренных программой, в форме отчетов, зарисовок, ко-пий, исполнения проекта в материале. По результатам аттестации выставляет-ся оценка (зачет).
Разделом учебной практики может являться художественно-творческая работа обучающегося.
6.2. Компетентностно-ориентированный учебный план
В компетентностно-формирующей части УП разработчики распреде-ляют каждую из общекультурных и профессиональных компетенций выпуск-ников, включая дополнительные профильные компетенции, по конкретным дисциплинам (модулям), практикам, курсам и семестрам обучения, а также определяют виды учебной работы и образовательных технологий, формы промежуточной аттестации с учетом особенностей содержания и общих ре-сурсных ограничений.
Дисциплинарно-модульная часть УП содержит: перечень всех изучаемых дисциплин, распределенных по учебным курсам и семестрам, их трудоем-кость в неделю, виды контроля.
Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам (при двух семестровом построении учебного процесса). Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.
Общее количество часов теоретического обучения с учетом факультатив-ных занятий, распределяемое по учебным дисциплинам, должно быть равно произведению количества недель теоретического обучения на 54 (максималь-ный объем учебной нагрузки студента в неделю в часах).
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисципли-нам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), причем формой промежуточной аттестации может быть экзамен, собеседование, тес-тирование, защита курсового проекта, курсовой работы и т.д.
Число часов на дисциплину в семестре целесообразно устанавливать кратным числу учебных недель в семестре, если используется при планирова-нии занятий недельная форма расписания, а число часов на дисциплину в не-делю – четным – для удобства составления расписания занятий.
В учебных планах распределяются часы по семестрам, выделяемые на самостоятельную работу студентов.
Количество экзаменов и зачетов в семестре, включая зачеты по курсовым проектам (работам) и практикам, не должно превышать 11. При этом коли-чество экзаменов, выносимых на каждую сессию, не должно превышать 5, а количество зачетов за семестр, как правило, не должно быть более 6. В ука-занное число не входит отчетность по физической культуре, безопасности жизнедеятельности и другим факультативам.
Количество курсовых работ или проектов определяется учебным планом, и не должно быть более 4-5 за весь период обучения. Наличие курсовой ра-боты (курсового проекта) должно приводить к увеличению трудоемкости изу-чения дисциплины на 1 з.е.
Необходимый перечень и содержание учебных дисциплин формируется в соответствии с проектируемыми результатами освоения ООП, с компетен-циями выпускника.
По каждому профилю разрабатывается свой набор дисциплин, обозна-ченный в вариативной части УП.
В соответствии с ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающих-ся должен составлять не менее одной трети вариативной части, при этом, дис-циплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.
Дисциплины, изучаемые на 1-м и 2-м курсах, имеют больше аудиторной, чем самостоятельной работы студентов, а дисциплины, изучаемые на старших курсах, наоборот, аудиторной меньше, чем самостоятельной работы студен-тов. Это связано с тем, что на старших курсах читаются в основном профес-сиональные дисциплины, требуют большого объема самостоятельной работы студентов.
Трудоемкость самостоятельной работы студентов определяется также продолжительностью изучения дисциплины: в одном, двух или трех семест-рах. Дисциплины, изучаемые в двух и более семестрах, имеют не только боль-шой объем самостоятельной работы, но и более равномерный график ее вы-полнения. Дисциплины с объемом работы свыше 5 зачетных единиц долж-ны изучаться более чем в одном семестре (кроме профессиональных дисци-плин на последних курсах обучения). Дисциплины с объемом меньше 4 за-четных единиц должны изучаться в одном семестре.
Согласно ФГОС, ООП вуза должна включать лабораторные и практиче-ские занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также вариативной части и факультативам, формирующим у обучающихся умения и навыки, в соответствии с профилем ООП вуза, трудоемкость которых распределяется разработчиками планов по семестрам для каждой дисциплины (таблица 5).

Таблица 5 – Лабораторные и практические занятия по дисциплинам (мо-дулям)
Направление
подготовки
Выписка из ФГОС
Дизайн Практические занятия по следующим дисциплинам (мо-дулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в об-ласти академического рисунка, академической живописи, про-педевтики, проектирования, основ производственного мастер-ства, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формиро-вания у обучающихся соответствующих умений и навыков.
ДПИ и народные
промыслы Практические занятия по следующим дисциплинам (мо-дулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в об-ласти академического рисунка, академической живописи, про-педевтики, проектирования, основ производственного мастер-ства, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формиро-вания у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Народно-художественная
культура Лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):
- Народное художественное творчество;
- Организация и руководство народным художественным твор-чеством;
- Теория и методика этнокультурного образования,
формирующим у обучающихся умения и навыки в области на-родной художественной культуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответ-ствующих умений и навыков.
Культурология Лабораторные практикумы и практические занятия по следующим модулям базовой части, формирующим у обучаю-щихся умения и навыки в области культурологии:
социально-гуманитарный модуль;
коммуникативный модуль;
экономико-управленческий модуль;
математико-информационный модуль;
естественнонаучный модуль;
теоретико-культурный модуль;
культурно-исторический модуль;
модуль современных культурных форм и практик,
а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Теория и история
искусств Практические занятия по следующим дисциплинам (моду-лям): история искусств, иностранный язык, а также по всем мо-дулям профессионального цикла.
Туризм Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обу-чающихся умения и навыки в области русского языка и культу-ры речи, делового общения, иностранных языков, математики, информационных технологий, географии, туристско-рекреационного проектирования, потребностей человека, орга-низации туристской деятельности, маркетинга в туристской индустрии, технологии продаж, физкультуры, а также по дис-циплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Гостиничное дело Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обу-чающихся умения и навыки в области русского языка и культу-ры речи, делового общения, иностранных языков, математики, информационных технологий, технологии гостиничной дея-тельности, организации гостиничного дела, физкультуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Социально-культурная
деятельность Практические и индивидуальные занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обу-чающихся умения и навыки в области социально-культурной деятельности:
- теория и практика социокультурного менеджмента;
- технологические основы социально-культурной деятель-ности;
- сценарно-режиссерские основы.
Лабораторные практикумы и практические занятия по сле-дующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирую-щим у обучающихся умения и навыки в области социально-культурной деятельности:
- основы социально-культурного проектирования;
- методология и методика научных исследования социо-культурной деятельности;
- основы информационной культуры и информатика.
Реклама и связь с об-щественностью Практические занятия по модулям базовой части, форми-рующим у обучающих умения и навыки в области Менеджмен-та (модуль 3) и Маркетинга (модуль 4), а также по дисципли-нам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования соответствующих уме-ний и навыков.

Факультативные дисциплины предусматриваются в учебном плане на-правления, однако они не являются для студентов обязательными. Общая тру-доемкость факультативных дисциплин не входит в суммарную трудоемкость ООП и может составлять до 10 зачетных единиц для бакалаврских программ и самостоятельно определяться разработчиком для магистерских программ.
В соответствующие графы учебного плана разработчиком дополнительно вносятся для каждой дисциплины следующие элементы:
• Коды формируемых компетенций (вводится номер соответствующей компетенции в соответствии с ФГОС);
• Количество часов по дисциплине, отводимых для проведения занятий с использованием активных и интерактивных форм;
• Наименование кафедры (аббревиатура), за которой закреплена дисци-плина.
В соответствии с требованиями ФГОС высшие учебные заведения обяза-ны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом раз-вития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы, сферы сервиса. Обновление и корректировка осуществляется в соответствии с настоящей методикой и положением о порядке формирования основных обра-зовательных программ в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО и введения ФГОС.
Литература
1. Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Не-мова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. Серия «Инновационный Университет». М.: Изд-во МГУ, 2007.
2. Бадарч Д., Наранцецег Я., Сазонов Б.А. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / Под общ. ред. Б.А. Сазонова.  М.: НИИВО, 2003.
3. Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гар-монизации образовательных систем./ Монография  М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве  2007.
4. Баум В.В. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инстру-ментов признания квалификаций.  М., РУДН, 2007.
5. Боровиков А.В., Рассказова Г.А., Рябчикова Н.С. Концепции формиро-вания индивидуальных образовательных траекторий университетского ком-плекса. Методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006.
6. Задачи вузов по переходу на уровневую систему и федеральные госу-дарственные образовательные стандарты высшего профессионального образо-вания России / сост.: Е.Я. Бутко, П.Ф. Анисимов, В.Н. Козлов [и др.]. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010.
7. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с измене-ниями и дополнениями).
8. Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных про-грамм» разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации ФГОС ВПО.
9. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Феде-рации от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13 «Методика расчета трудоемкости ос-новных образовательных программ высшего профессионального об¬разования в зачетных единицах».
10. История разработки образовательных стандартов третьего поколения /
http://developpsy.ru/news/nazvany_sroki_vvoda_obrazovatelnykh_standartov_tretego_pokolenija/2010-01-21-18
11. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллектив-ная монография /под ред. Проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. - 392 с.
12. Методика расчёта трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах: Информаци-онное письмо Минобразования России от 28 ноября 2002 года № 14-52-988ин/13/.
13. Нормативные документы и рекомендации учебно-методических объе-динений по образованию (УМО), решения ученого совета ИДПИ.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федераль-ных государственных образовательных стандартов"
15. Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 "Об утвер-ждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам"
16. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профес-сионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объ-единений и научно-методических советов высшей школы, 2010.
17. Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки. – М.: Высшее образование в России. – 2008. – № 11.
18. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования/ Методическое пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.  М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана  2007.
19. Сазонов Б.А. Система зачетных единиц: особенности организации и календарного планирования учебного процесса.  М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
20. Сазонов Б.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомен-дации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов. – М.: Изд-во МГУ, 2007.
21. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профес-сионального образования (высшем учебном заведении) Постановление Прави-тельства Российской Федерации от 14 февраля 2008г. № 71.
22. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
23. Федеральный закон от 01 декабря 2007г. N 307-ФЗ «О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях пре-доставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образо-вания».
24. Федеральный закон от 22 августа 1996г. N 125-ФЗ «О высшем и после-вузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями)

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ФГОС ВПО, система высшего образования, основная образовательная программа



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама