Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СИРОТЫ

Дата публикации: 06 марта 2011
Автор(ы): Кривых С.В.
Публикатор: k182
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1299433481


Кривых С.В., (c)

У ребенка, молодого человека, да и у взрослого часто возникает много трудностей, проблем, которые связаны с отношениями с людьми, социальными институтами, с учеб-ным заведением и т.д. Эти проблемы, несомненно, требуют того, чтобы человек сам их решал, но при этом нужна поддержка, сопровождение в решении этих проблем. Поэтому одной из важнейших задач является именно социально-педагогическая поддержка и патро-натное воспитание, которые помогают сироте решить проблемы регулирования своих от-ношений с окружающей социальной средой.
Выходя во взрослую жизнь, бывшие воспитанники интернатных заведений испыты-вают объективные трудности в адаптации и установление социальных контактов. Уро-вень развития социального поведения выпускника – это фак¬тор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволя¬ющий успешно реализовать внутренние по-тенции личности или не позволяю¬щий сделать это. Причем особенно важна социально-педагогическая поддержка именно в подростковом и юношеском возрасте, поскольку в этом пери¬оде жизни закладывается основа успешной социальной адаптации в дальней¬шем. При этом под социальным поведением понимается организованная реальная активность индивида в качество социального субъекта в системе от¬ношений с другими социальными субъектами. Именно в юношеском возрасте происходит развитие всех систем, обеспечи-вающих социальную адаптацию человека на взрослом уровне, увеличивается когнитивная сложность восприя¬тия межличностных взаимодействий, более точно учитывается соци-альный кон¬текст коммуникации и ролевая диспозиция.
В постинтернатный период происходит резкая смена условий жизнедеятель¬ности, по-является свобода выбора в отношении друзей, изменяются среда, социальное окру¬жение и круг общения, появляются другие смыслы, приоритеты в жизни, то есть начинает разви-ваться социальная сеть. Под социальной сетью подразумеваются те связи, которые уста-навливаются с ближайшим окружением – с теми, с кем человек наиболее близок и от кого он получает эмоциональную, интеллектуальную, физическую и другую отдачу.
Круг его общения, значимые для него люди, кто из его окружения оказывает ему эмо-циональную, финансовую поддержку, кто является эталоном поведения, чьи взгляды на жизнь ему близки и т.п. При этом следует отметить, что просто из разговоров при встречах с выпускником социальный педагог не сможет получить эту информацию. На основании изучения социальной сети выпускника можно оценивать процесс его адаптации. Сопостав-ление характеристик социальной сети, выявленных через определенные промежутки вре-мени, позволит узнать, как выпускник приспосабливается к самостоятельной жизни. С этой точки зрения важно получить первую сеть перед выпуском из образовательного учрежде-ния, которая и будет своеобразной "точкой отсчета" его взаимодействия с социальным ок-ружением.
Хочется еще раз обратить внимание на важность работы в образовательном учрежде-нии по включению в социальную сеть сироты людей, с которыми он сможет общаться в самостоятельной жизни и которые могут стать для него значимыми. Даже предварительное знакомство с будущими соседями по коммунальной квартире или предварительные беседы социального педагога с ними помогут сформировать новую социальную связь и уменьшить количество возможных конфликтов (Казьмина О.Ю. [1]).
Подчеркивается важное значение социальной сети, вбирающей в себя как оценочно-эмоциональную сторону межличностных отношений, так и формальные, структурные сто-роны связей между людьми. Социальные сети выполняют функцию поддержки, поэтому они соответствуют базисным потребностям человека. Благодаря сети у человека есть с кем погово¬рить, от кого получить знаки любви и привязанности, к кому эмоционально привя¬заться самому и т.д. Иначе говоря, сеть предоставляет "чувство принадлежности". Участие в таких социальных группах повышает самооценку, уверенность в себе и чувство собст-венной ценности, что повышает адаптивные психологические возможности. Каждый чело-век имеет личностную социальную сеть, те или другие части и аспек¬ты которой становятся важными в разные периоды жизни и могут использоваться для достижения различных це-лей.
Сеть может опираться на такие группы как се¬мья, друзья, соседи, сокурсники, члены клубов по интересам и т.д. Социальная сеть начинает формироваться в период отрочества, когда происходит интенсивная социализация подростков, усвоение социальных на¬выков взаимодействия, усвоение системы знаний, норм, ценностей, что фор¬мирует социальное поведение взрослого человека; и именно качественные и количественные характеристики формирующейся социальной сети во многом определяют дальнейшее социальное и психи-ческое развитие подростка, его возможности психологической адаптации во взрослом со-циуме.
Обычная практика работы психолога с учащимся сводится к изучению его личност-ных особенностей, при этом часто упускается анализ его окруже¬ния, а ведь именно оно в постинтернатный период влияет на развитие личнос¬ти и формирование Я - концепции.
Если на выходе из учреждения интернатного типа социальные сети выпус¬кников во многом схожи и мало развиты, то в постинтернатный период у каждого начинает склады-ваться своя система межличностных связей, то есть социальная сеть. К сожалению, она бу-дет практически не подконтрольна для специалистов, отвечающих за выпускника. И тот, кто станет авторитетом в глазах выпускника, нам не известен и, кроме того, это не так лег-ко узнать. Бытующее мнение, что хороший специалист (учитель, социальный педагог, пси-холог и т.п.) сможет уви¬деть все сразу, "на глаз", часто бывает ошибочным. При встрече с выпускником мы оцениваем не его социальное поведение вообще, а его поведение в кон-такте с нами. Кроме того, очень часто простой напор, давление принимается за раз¬витость социального поведения, умение постоять за себя.
Конечно, система социальных связей человека обладает достаточной ста¬бильностью, но система межличностных связей имеет свою динамику, особенно в подростковом и юно-шеском периоде, когда высока сензитивность к социальным явлениям. Лонгитюдное ис-следование социальной сети выпускника через опре¬деленные промежутки времени сможет помочь построить динамику индивиду¬альной социальной истории и выстроить индивиду-альную адаптационную стра¬тегию. В связи с этим хочется подчеркнуть, с одной стороны, важность работы специалистов социально-психологического сопровождения и патроната по включению в социальную сеть выпускника лю¬дей из «внешнего» мира, которые могли бы стать ядром сети, например, сокурсники из семей, преподаватели, кураторы групп, на-ставники производственных практик и т.п.
Развитие социальной сети играет немаловажную роль в создании семьи и формирова-нии семейных отношений выпускников-сирот. Психологи и социальные педагоги едино-душно утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, - то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания. «Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узе-лок», завязывающийся в сети взаимных отношений... Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально оно уже лич-ность. Личностью ребёнок станет лишь там и тогда, когда сам начнет эту деятельность со-вершать. На первых порах с помощью взрослого, а потом и без нее» (A.M. Прихожан и Н.Н. Толстых [2]).
Таким образом, основные условия подготовки к будущей жизнедеятельности – вклю-чённость молодого человека в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нрав-ственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды, и как частное, но очень важное умение, - умение создать собственную семью. Всего этого лишены дети, оставшиеся вне семьи.
Всё это приводит к тому, что выпускники часто оказываются неспособными не толь-ко сохранить, но и создать благополучную семью. Поэтому подготовка к самостоятельной жизни учащихся-сирот является серьёзной и очень сложной проблемой, актуальность ко-торой не снижается. Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстриру-ет статистика: чаще распадаются браки, заключённые выпускниками интернатных учреж-дений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте молодые ма-тери из числа сирот.
Одним из важных направлений работы по подготовке учащихся-сирот к будущей жизнедеятельности является реализация социального партнерства путем взаимодействия с местными профессиональными сообществами и компаниями.
В концепции жизненного и профессионального самоопределения молодежи [3] справедливо отмечено, что существенный недостаток научного поиска заключается в ори-ентации не на человека, а на профессиональную среду, или, другими словами приспособ-ление человека к профессиональной среде, что порождает такие перекосы, как увлечение обобщенной моделью профориентации и подгонка ее к различным типам индивидуальных особенностей личности; недооценка комплексного подхода к формированию жизненного и профессионального самоопределения; не учитывается долговременный характер его разви-тия, преемственность содержания, форм, методов на различных этапах становления лично-сти, а в связи с этим, лишь декларируется подход к личности как субъекту профессиональ-ного развития.
Не секрет, что неподготовленные ко взрослой жизни учащиеся-сироты испыты-вают большие трудности после выпуска из профессионального учебного заведения, где им были представлены все необходимые удобства и блага. Объективные трудности са-мостоятельной жизни становятся еще большими ввиду отсутствия родительской опеки, несмотря на серьёзную правовую и материальную помощь государства. И именно про-фессиональная подготовка и участие в производственной деятельности являются теми факторами, которые оказывают разносторонние позитивные влияния на воспитанников.
Методом решения этой задачи становится психолого-педагогическое воздействие, направленное на обеспечение плавного перехода дезадаптированной, социопатической личности в состоянии ее адаптированности к реальной окружающей жизни. Для расшире-ния социальной сети обучающегося важно эффективно организовать учебные, предди-пломные практики и стажировки на предприятиях, учреждениях, компаниях, которые, возможно, в дальнейшем станут работодателем.
Стажировки и различные практики организуются в компаниях, предприятиях и учре-ждениях, реализующих программы благотворительной помощи детям-сиротам. Кроме то-го, по плану этих предприятий для практикантов проводятся корпоративные тренинги, учеба, семинары. Выпускники могут принять участие также в творческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях по плану базовых предприятий. Они же предоставляют рабочие места для выпускников профессиональных учебных заведений, проходивших в этих компаниях или предприятиях практики и зарекомендовавших себя.
Программы учебных, преддипломных и иных практик и стажировок составляются специалистами-наставниками компаний и предприятий в соответствии с требованиями учебных планов профессиональных учебных заведений. Программы должны включать не только производственные, технологические, организационные аспекты деятельности спе-циалиста, но и развивать духовно-нравственные, ценностные и смысловые качества лично-сти, выстраивая доверительные отношения в паре практикант-наставник.

Литература:
1. Казьмина, О. Ю. Социальные сети и развитие социального поведения // Руково-дство по оценке развития социального поведения старшеклассника. – М., 1993.
2. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). - М., 1990.
3. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. – М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993.

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): социальная сеть, социальное пространство, дети-сироты



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама