Рейтинг
Порталус

Компетентность педагога в информационном обществе

Дата публикации: 10 апреля 2011
Автор(ы): Гафнер Василий Викторович
Публикатор: edu66
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://www.bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=10&id=23
Номер публикации: №1302433363


Гафнер Василий Викторович, (c)

Сайт автора: http://famous-scientists.ru/11180

Применение знаний, как показывает история человеческой цивилизации, может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. В современном мире в виду развития промышленных технологий опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Поэтому рассчитывать на то, что жизнь сама научит безопасному поведению уже нельзя.
Постоянное взаимодействие с опасными механизмами, в том числе и в быту, приводит к ситуации, когда человек перестает бояться того, что на самом деле является опасным. Постепенно происходит адаптация человека не только к опасности, но и к нарушениям правил безопасности [1, c.12]. Как показывает практика, несчастных случаев больше не там, где опасность действительно велика, а там, где она уменьшена, но недооценивается. В связи с этим считаем справедливым утверждение М.А.Котика, что «человеческий фактор в вопросах безопасности играет значительно большую роль, чем принято считать, и заслуживает значительно большего внимания по сравнению с тем, какое ему сейчас уделяется» [1, c.13]. Последнее обстоятельство указывает на необходимость подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. Так как показатель защищенности человека является результатом развития его личностных качеств, можно предположить, что достижение более высокого уровня безопасной жизни в обществе возможно через формирование у граждан (в первую очередь у педагогов и учащихся) умений и навыков безопасной жизнедеятельности.
В связи с тем, что безопасная деятельность является следствием правильного отношения человека к вопросам безопасности, а учитель может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам, нами было проведено исследование, целью которого стало выявление уровня знаний педагогов в области безопасности и их отношение к обучению безопасному поведению. В общей сложности было опрошено 84 преподавателя из 8 сельских и городских общеобразовательных учреждений. Анкетируемые представляют все образовательные области, 75 человек имеют высшее образование, от общего числа мужчины составляют 20%, а женщины – 80%.
Отвечая на вопрос «Что, по Вашему мнению, важнее всего для нормальной и достойной жизни?» выяснилось, что наибольшее значение в жизни опрошенных имеют такие ценности как крепкая семья, материальный достаток и крепкое здоровье. Личная безопасность в иерархической структуре ключевых ценностных ориентаций занимает серединное положение, находясь на восьмом месте. Полученные данные соотносятся с результатами общероссийского социологического исследования, проведенного ИСПИ РАН в феврале 2002 года. По мнению В.Н.Кузнецова, нельзя считать нормальным явление, когда для 60% респондентов (в нашем исследовании – даже 65%) личная безопасность как жизненная ценность не является превалирующей. Такое положение свидетельствует в пользу вывода о превращении российского общества в общество всеобщего риска [2, c.108].
Оценки основных социальных рисков и угроз фиксировались с помощью вопроса: «Какие проблемы, стоящие перед страной, являются, на Ваш взгляд, самыми важными?». На первые места были поставлены проблемы наркомании, алкоголизма – 63%, а также рост преступности и насилия – 52%, что превосходит российские показатели: 58 и 45% соответственно. Проанализировав ответы на вопрос «Какие проблемы, стоящие перед человечеством, являются самыми важными?», мы пришли к выводу о крайне низком уровне знаний в области глобальной безопасности. Необходимо отметить, что проблему перенаселения планеты, которая входит в число основных и изучается в школах по программам нескольких предметов образовательных областей естествознания, обществознания и технологии, не отметил ни один(!) из анкетируемых. 22% опрошенных педагогов считают, что накопленный ими жизненный опыт не снижает опасность в повседневной деятельности. По мнению 62% респондентов, существующая система образования обеспечивает подготовку выпускников к дальнейшей безопасной жизнедеятельности только отчасти, а 8% считают, что совсем не обеспечивает. Большинство опрашиваемых (74%) видят в преподаваемом ими учебном предмете возможность обучения учащихся некоторым условиям безопасной жизнедеятельности, хотя наш опыт показывает, что такая возможность есть в каждом (!) предмете общеобразовательного уровня. 60% педагогов выразили желание пройти дополнительную подготовку и обучение по программе обеспечения безопасности в современном мире.
В результате проведенного исследования выявилась потребность педагогов в повышении уровня знаний в области безопасности, которая начинает осмысливаться как важная ценность. Принимая во внимание вышесказанное и учитывая возрастающие требования общества к уровню собственной безопасности, считаем, что возникла необходимость специальной подготовки учителей, целью которой является воспитание у педагогов, а в дальнейшем и у учащихся, культуры безопасности.
В.Н.Кузнецов понимает культуру безопасности как «категорию, отображающую социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию социальных рисков, опасностей и угроз…» [2, c.97]. В.В.Чебан рассматривает это понятие как «компонент культуры, характеризующийся в познании и воспроизводстве отношений безопасного бытия» [5, c.13]. Вопросами безопасности озабочены сами педагоги. Они считают, что в основе новой парадигмы воспитания и образования должны лежать ценности безопасного мира, экологии и сотрудничества [4]. К сожалению, в рассмотренных точках зрения отсутствует превентивный аспект безопасности. По мнению В.Мошкина, воспитание культуры безопасности включает в себя формирование готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а также подготовку к сочетанию личной безопасности и безопасности других людей [3, c.13].
Дальнейший анализ точек зрения на сущность культуры безопасности позволил выделить ее характерные компоненты:
- воспитание мотивации к безопасной деятельности;
- формирование системы межпредметных знаний об источниках опасностей и средствах их предупреждения и преодоления;
- формирование системы умений и навыков безопасного поведения в различных условиях;
- воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению опасных ситуаций и конструктивному поведению в случае их возникновения;
- воспитание патриотизма и ответственности за свою жизнь и здоровье;
- бережное отношение к природе и учет интересов будущих поколений;
- разумное сочетание интересов личной безопасности граждан с интересами общества, государства и планеты в целом;
- подготовка к безопасному поведению (мировоззренческая, нравственная, правовая, психологическая, физическая, экологическая, эстетическая, политехническая, медицинская).
Таким образом, являясь компонентом общечеловеческой культуры, культура безопасности должна стать одной из основополагающих целей процесса воспитания. Как отмечает В.Мошкин, имеющиеся в различных педагогических теориях отдельные разрозненные положения о воспитании и обучении безопасному поведению до настоящего времени не обобщены и не систематизированы, а методическое оснащение разрабатывается на основе общих педагогических концепций, в которых не отражена специфика воспитания культуры безопасности [3, c.16]. Указанное состояние развития культуры безопасности определяет направление дальнейших научных исследований в данной области.
Изучение механизмов воспитания безопасного поведения и применение их в процессе обучения, безусловно, повлияет на смысловое содержание педагогической деятельности. Педагог, научившись жить в гармонии с миром и собой, поможет учащимся стать личностями, не порождающими опасности своей деятельностью (в том числе и профессиональной), способными при необходимости подниматься выше эгоистических мотивов самосохранения.




Библиографический список

1. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987. – 440 с.
2. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе/ Приложение к журналу «Безопасность Евразии».- М.: Республика, 2002.- 367 с.
3. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности// Основы безопасности жизнедеятельности. –2000.- №8.- с.13-16.
4. Приоритеты современной педагогики: Мир- Экология- Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е. Центр педагогики мира. М., 1993.-160 с.
5. Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность (социально-философский анализ). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. д-ра философ. наук.- М.: Моск. пед. ун-т, 1997.- 39 с.


Опубликовано в
Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века: Материалы VI междисциплинарной научно–практич. конф. аспирантов и соискателей, Москва, 3–4 апр. 2003г. / АПКиПРО. – Москва, 2003. – ч.2. – С. 208–211.

Опубликовано на Порталусе 10 апреля 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама