Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 13.11.18


К вопросу о теоретико – методологических основаниях формирования профессионально – педагогической культуры будущих учителей

Дата публикации: 24 мая 2011
Публикатор: Елдынова Н.Д.
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1306259900 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


К вопросу о теоретико – методологических основаниях формирования профессионально – педагогической культуры будущих учителей

Елдынова Н.Д., преподаватель психолого – педагогических дисциплин, Валуйский
педагогический колледж

В формировании профессионально – педагогической культуры значительную роль играет ценностный аспект, так как ценности характеризуют, прежде всего, качества и действия субъекта профессионально – педагогической деятельности. Поэтому, рассматривая проблему становления и развития профессионально – педагогической культуры, целесообразно обратиться к ее теоретико – методологическим основаниям.
Ценностные отношения специалиста к профессиональной деятельности, согласно мнению Е.Н.Богданова, включают в себя следующие базисные компоненты:
- мотивационный (положительное отношение к данному виду деятельности, стремление к самореализации, достижениям);
- когнитивный (знания о профессиональной этике);
- гностический (владение способами и приемами, необходимыми для понимания смысла нравственных норм и предписаний);
- регулятивный (положительное отношение к лицам, с которыми осуществляются профессиональные взаимодействия);
- эмоционально – волевой (способность к нравственному сопереживанию, способность чувствовать удовлетворение от работы, инициативность);
- оценочный (нравственная самооценка своей подготовки, результатов деятельности и отношений) (цит. по: 1,с.177).
Осмысление сущности данных компонентов определяет профессиональное поведение учителя, его ценностную позицию. С точки зрения З.И.Котельниковой, ценностная позиция является фундаментом будущего профессионального качества. Автор предлагает следующую иерархию качеств поведения педагога:
- качества, присущие отношению педагога к своему труду: терпимое отношение, интерес, доброжелательная критика коллег, стремление помочь своими знаниями, опытом, противодействие антипедагогическим проявлениям, педагогическая интуиция, импровизация, педагогическая наблюдательность, зоркость, прогнозирование. Профессионально – педагогические качества имеют, таким образом, двухкомпонентный характер: высокий профессионализм в сочетании с нравственным поведением учителя;
- качества, характерные для отношения в системе «педагог – учащиеся»: доброжелательность, чуткость, такт, эмпатия, толерантность, стремление к преодолению педагогических фобий и заблуждений, неравнодушное отношение к судьбе своего ученика. В этом ряду дискуссионно место любви к детям – качества, о котором немало сказано в классической педагогике.
Импонирует в этом вопросе позиция М.В.Ерховой, которая говорит, что требование любви к детям само по себе некорректно и безнравственно, его не стоит отождествлять с педагогической поддержкой – качеством, предполагающим научение активной позиции в жизни, умение вызвать у детей чувство радости, уверенности в себе, интерес к другим (2,с.17);
- качества, характерные для отношений в системе «педагог – педагог»: профессиональное сотрудничество, взаимоуважение, солидарность, сопереживание, сотворчество, способность отстаивать свою точку зрения и умение координировать ее с мнением коллег;
- качества, характерные для административно – деловых отношений педагога и руководящих структур: трудолюбие, профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, дисциплинированность, вежливость, чувство субординации, единство слова и дела, переживания и поступка, инициативность и самостоятельность суждений, недопустимость слепого повиновения, заискивания, доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности (4, 29).
Все эти качества выступают как нравственный регулятор поведения и отношений педагога, которые зависят не только от поставленных им самим целей, но и от ценностных ориентаций, лежащих в их основе. Нельзя не согласиться с точкой зрения И.А.Колесниковой в том, что ценностная позиция педагога является фундаментом его профессионализма (3, 175).
Нынешним студентам педагогических учебных заведений предстоит не только осуществлять деятельность определенного содержания, но и выполнять социальную и профессиональную роль, к которой нужно с ответственностью подготовиться, освоить ее содержание, « вжиться» еще в стенах педколледжа или вуза, осмыслить и принять.
Формирование ценностного профессионального поведения как части профессионально – педагогической культуры проходит несколько этапов:
1) освоение знаний о ценностях и нормах;
2) эмоциональное переживание отношения к нормам;
3) трансформация норм в убеждения;
4) углубление убеждений до идеального статуса и осознание необходимости соответствующего поведения;
5) готовность к поведению на основе интериоризированных норм профессионального поведения;
6) реализация в поведении и отношениях освоенных норм.
Таким образом, формирование профессиональной культуры будущих педагогов имеет аксиологическую основу, отражающую систему ценностных ориентаций, профессионально значимых качеств и отношений.
Литература:
1. Дергач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – Москва – Воронеж, 2004.
2. Ерхова М.В.Помогающее поведение учителя как средство педагогической поддержки. Дис. ... канд.пед.наук. – Ульяновск, 2002.
3. Колесникова И.А.Педагогическая праксиология. – М., 2005.
4. Котельникова З.И. Аксиологический компонент профессионального поведения учителя. Дис. ... канд. пед. наук. – Н.-Тагил, 2005.

Опубликовано 24 мая 2011 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): профессионально-педагогическая культура; ценностное профессиональное поведение



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама