Рейтинг
Порталус

Рефлексивный метод как средство активизации познавательной и самостоятельной деятельности студентов

Дата публикации: 24 мая 2011
Публикатор: moldowa16
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1306260170


Рефлексивный метод как средство активизации познавательной и самостоятельной деятельности студентов
Елдынова Н.Д.,
педагогический колледж, г. Валуйки
Многочисленные примеры из педагогического опыта, научных наблюдений подтверждают тот факт, что опыт сам по себе не гарантирует «переживаемости» и не приводит к новым знаниям и далее качествам личности. За непосредственным опытом должны последовать осознанное наблюдение и самонаблюдение, самоанализ. Как указывает А.В.Хуторской, этот чувственно-переживаемый процесс осознания своей деятельности называется рефлексией.
Исследования Г.В.Елизаровой убеждают, что сформированные на основе такого процесса теоретические концепты становятся частью личности только после того, как она испытает или переживет их на эмоциональном уровне.
Современное профессиональное образование в рамках проблемы подготовки конкурентноспособных специалистов должно опираться на методы, дающие возможность человеку, в первую очередь, изменять его стиль мышления и деятельности, актуальзировать его личностный потенциал.
Одним из таких методов является рефлексивный, который в современном образовании получает все больше оснований, чтобы квалифицироваться не как один из способов завершения учебного занятия, а как самостоятельный дидактический прием.
С помощью процедуры рефлексии достигаются такие цели обучения, как самостоятельное прохождение новых норм деятельности на основе анализа деятельности к ее критической реконструкции. Причем, речь идет не только о наращивании знания (когнитивная парадигма), сколько о понимании, формировании смыслов – ценностей (личностная парадигма).
При построении новой нормы с помощью рефлексии воспроизводятся культурные нормы, обеспечивается творческая деятельность, происходит развитие личности. Очевидно, что способы усвоения знания благодаря опоре на процедуру рефлексии носят развивающий характер.
Характер взаимодействия субъектов обучения при рефлексивном методе – дискуссионный. Следовательно, основным способом взаимодействия субъектов обучения при реализации рефлексивного метода являются дискуссия, организованная по схеме сложной коммуникации, предполагающей высказывающегося субъекта и субъекта, понимающего его.
Психологи отмечают, что существенным показателем развития человека, его сознания, является уровень рефлексии, то есть степень осознания или своих действий, своих чувств, своих переживаний.
Формирование рефлексивных умений в процессе обучения можно рассматривать как цель и стратегию развитие профессиональных качеств будущего педагога, ибо умение рефлексировать есть неотъемлемая часть педагогических умений учителя.
Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществленной деятельности и на его основе продолжить более глубокое и осмысленное познание.
Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету.
Рефлексивный метод необходим при формировании критического мышления студентов, умственной деятельности значительно повышает интеллектуальную культуру будущих педагогов.
Замечено, что при недостаточно развитой рефлексивности педагог склонен навязывать обучающемуся свой способ мышления и действия, использовать одни и те же способы и приемы работы, не способен видеть потребности в совершенствовании и самообразовании. Рефлексивность помогает педагогу ставить себя в позицию обучающегося, видеть и оценивать трудности его глазами, прогнозировать необходимые и значимые для обучающегося формы помощи.
Умение оценивать эффективность взаимодействия, полученного результата очень важно, поскольку именно в оценке осуществления замысла педагог получает материал для дальнейшего проектирования.
Для того, чтобы рефлексивный метод выполнял свою функцию активизации познавательной и самостоятельной деятельности студентов, преподавателю необходимо задавать структуру рефлексивного анализа, снабжать студентов вспомогательными инструментами, в качестве которых могут выступать анкеты, опросники, шкалы оценок, дневники самооценки, таблицы и контрольные листы, содержащие основные параметры самооценки и другое. Наш опыт показал, что студенты младших курсов предпочитают ассоциативные сравнения с пословицами, поговорками, «крылатыми выражениями», строками из песен и стихов, предметами. Выпускникам импонируют более сложные формы рефлексивного взаимодействия: «Продолжи предложение», синквейн, выявление закономерностей, противоречий, движущих процесс познания на данном уроке, определение и заполнение «поля незнания», «проблемного поля», выстраивание опорной схемы, создание опорного или сжатого конспекта содержании урока. Это свидетельствует о повышении уровня как интеллектуальной культуры, так и рефлексивной.
Общее отрефлексированное знание студента включает в себя:
- информацию о содержании своего знания и незнания (знаю, что...; осталось невыясненным следующее...);
- информацию об усвоенных действиях, относящихся к способам развития и преобразования знания (знаю, как...; не получилось усвоить способ...);
- понимание смысла информации и деятельности по ее получению (знаю, зачем...);
- самоопределение себя относительно данного знания (знаю, я...).
Безусловно, рефлексивный метод должен использоваться в системе, всеми преподавателями, в многообразии способов и форм, что позволило бы значительно повысить уровень рефлексивного развития студентов. В результате применения рефлексивного метода студент усваивает способы деятельности, осознает смысл приобретаемого опыта, самоопределяется относительно этого опыта или знания. Так происходит личное информационное и знаниевое приращение студента, самопознание как предпосылка активной самостоятельности, нахождение путей дальнейшего саморазвития и самообразования.


Опубликовано на Порталусе 24 мая 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): рефлексивная культура, рефлексивный метод



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама