Рейтинг
Порталус

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

Дата публикации: 27 мая 2011
Автор(ы): Смирнов Дмитрий Витальевич
Публикатор: prof.smirnoff
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1306516022


Смирнов Дмитрий Витальевич, (c)

Содержание Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения [1] отражает качественные изменения, происходящие в Российском образовании, которые определяют иные подходы к перспективам развития его содержания, организационным формам, методам и технологиям обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Представления о содержании формального (общего) образования с одной стороны отражают идеи глобализации, которую органах управления образования в России понимают как процесс стандартизации и универсализма требований к сфере образования.
С другой стороны содержание формального (общего) образования становится все более открытым и все более отражает изменения, происходящие в представлениях людей о разнообразии мира, о многообразии влияния различных факторов на судьбу отдельного человека и на судьбу всей человеческой цивилизации.
У стандарта общего образования второго поколения, принятого к реализации в Российской Федерации, есть новые функции «связанные с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи. Новыми функциями стандарта является формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, российской и передовых зарубежных систем образования и др.» [2, с.6].
В соответствии со стандартом общего образования второго поколения группой ученых разработан Базисный учебный план, в котором предусмотрен обязательный, финансируемый за счет средств бюджета, раздел «Внеучебная деятельность». На ее организацию в каждой параллели с 1-го по 11 класс, предусмотрено 10 часов в неделю. Это автоматически не увеличивает нагрузку на 10 часов, а увеличивается вариативность формального образования, за счет привлечения ресурсов неформального (дополнительного) образования и позволяет адаптировать образовательный процесс под интересы и потребности каждого школьника.
Для обеспечения педагогически целесообразной организации внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), как показал анализ реальной школьной практики, необходима разработка содержания примерных программ структурированых в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, определенными Базисным учебным (образовательным) планом:
- физкультурно-оздоровительного,
- художественно-эстетического,
- научно-познавательного,
- военно-патриотического,
- общественно-полезная деятельность
и проектная деятельность.
Детско-юношеский туризм и краеведение в современных представлениях туристско-краеведческой деятельной, относительно легко «вписывается» во все направления внеурочной деятельности определенными Базисным учебным (образовательным) планом при соответствующем проектировании и содержательном оформлении программы.
Примерные программы внеурочной деятельности должны иметь одинаковую структуру, включающую: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание, списки литературы, условия реализации программы, ожидаемые результаты от реализации программы, примерный перечень материалов, инструментов и оборудования.
Примерные программы должны быть спроектированы разработчиками таким образом, что они стали неким опорным конспектом для педагогов их реализующих, а так же для педагогов-разработчиков собственных авторских программ внеурочной деятельности. При этом педагог-разработчик авторской программы внеурочной деятельности вправе самостоятельно, исходя их конкретных условий общеобразовательного учреждения и социального заказа, изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, школьный краеведческий музей, клуб, студия, научное общество учащихся, поисковый отряд, объединение дополнительного образования, экспедиционный отряд, туристская группа, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного неформального объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слет, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчетный концерт, музейная экспозиция, видеофильм, школьная газета, сайт и т.п.).
Проектируя содержание программ внеурочной деятельности необходимо учитывать сложившиеся в Российской системе образования традиции, организации дополнительного образования, внеурочной деятельности и требования законодателей, органов управления к структурированию отдельных блоков. Лаборатория дополнительного образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» обобщила имеющийся опыт проектирования авторских и типовых программ организации детско-юношеского туризма и краеведения, дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческой направленности в Российской Федерации в результате чего были выработаны требования структурированию типовых программ внеурочной деятельности, представленные ниже.
В пояснительной записке программы внеурочной деятельности необходимо отразить информацию исчерпывающего характера:
- о цели и задачах (обучения, воспитания, развития и оздоровления) педагогической деятельности по конкретному направлению внеурочной деятельности;
- о педагогической идее, положенной в основу предлагаемой примерной программы;
- о периодичности и продолжительности каждого занятия (1-2 часа, 1-2 раза в неделю),
- требования к особенностям места организации и проведения занятий (учебный класс, мастерские, лаборатория, экспозиции школьного музея, архивы, учебные полигоны на местности, спортивный зал и т.п.),
- сведения об обучающихся (возраст), при необходимости требования к их физической подготовленности или каким-то творческим достижениям, «начальным» (базовым) знаниям, умениям и навыкам;
- о видах деятельности (игровая, познавательно-поисковая, туристско-спортивная, оздоровительная, краеведческая, экспериментально-исследовательская; исполнительская, творческая, репродуктивная) обучающихся,
- о психолого-педагогических и возрастно-половых принципах, на основе которых построено содержание примерных программ;
- о содержании, формах и методах деятельности,
- по ожидаемым результатам, по форме подведения итогов работы объединения (выставка, конференция, презентация, создание экспозиции в школьном музее, ярмарка, конкурс, состязание, отчетный концерт, туристский слет, предметная неделя, туристский поход, исследовательская экспедиция, соревнования, видеофильм, конкурс творческих проектов и т.п.).
Учебно-тематический план необходимо представлять в виде таблицы 1, которая отражает название тем и последовательность изложения содержания, количество часов внеурочной деятельности.
таблица 1
Учебно-тематический план внеурочной деятельности
№№
п./п. Наименование темы Количество часов
Всего Теория Практика В том числе на местности
1 2 3 4 5 6


Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направленности внеурочной деятельности, отражали логику предлагаемого индивидуального образовательного маршрута школьников.
В содержании вводного занятия, целесообразно обратить внимание на лингвистические особенности использования терминологии, периодические издания (журналы, методические бюллетени и др.), на понятия, отражающие специфику содержания программного материала по данному направлению внеурочной деятельности. Затем желательно раскрыть природу возникновения и историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта, туризма и т.п.), предмета, показать роль специалистов, мастеров, исследователей, краеведов в формировании современных представлений рассматриваемого объекта в культуре.
Главное при этом раскрыть в содержании внеурочной деятельности взаимосвязь и преемственность основного (формального) и дополнительного (неформального) образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования личности, актуализировав посыл современного общества «образование шириной в жизнь».
Особенности проектирования содержания примерной программы внеурочной деятельности. При отборе содержания и объектов деятельности детей в том или ином объединении следует учитывать интересы школьников, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, и собственный опыт педагога по организации внеурочной деятельности.
Как показал анализ программ участников Всероссийских и региональных (Москва и Московская область) конкурсов авторских программ туристско-краеведческой направленности педагог-разработчик авторской программы, как правило, опирается на определенные педагогические принципы:
1. Создание системы договорных отношений личностно-ориентированного дополнительного образования.
2. Утверждение единства и целостности партнерских отношений всех субъектов общего основного и дополнительного образования.
3. Развитие индивидуальности каждого субъекта дополнительного образования на персонифицированном маршруте социального и профессионального самоопределения обучающихся.
4. Сотрудничество и гармония личностных установок всех субъектов образовательного процесса в совместной творческой, продуктивной деятельности.
5. Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования.
6. Системная организация управления процессом (обучения, воспитания и развития) внеучебной деятельности.
7. Актуализация неформального образования и активное использование положительного опыта информального образования.
Важно также иметь ввиду, что внеурочная деятельность это не механическая надстройка к основному общему образованию, призванная компенсировать сугубо прагматические функции учителя по работе с отстающими или с одаренными детьми или детьми с ограниченными возможностями здоровья. И в тоже время это не дополнительное образование детей в том виде, в котором оно реализуется в учреждениях дополнительного образования.
Во внеурочной деятельности, как и в объединениях дополнительного образования детей, создается своеобразная неформальная среда, эмоционально наполненная, увлеченных детей и взрослых, в которой и осуществляется активная деятельность (самодеятельность) направленная на «штучную доработку» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов-профессионалов в различных отраслях науки, техники, спорта, туризма и искусства.
При проектировании содержания примерных программ внеурочной деятельности необходимо четко отражать динамику становления и развития обучающихся от уровня романтика (увлеченности) через социальное и профессиональное самоопределение, до уровня компетентного «мастера- профессионала» в своем деле (направлении или области деятельности).
В содержании внеурочной деятельности, так же как и в дополнительном образовании детей, нашему убеждению, нет, и не может быть, четко выраженных образовательных стандартов, индикаторов, критериев и показателей качества «образовательного продукта».
Содержание типовой программы, необходимо корректировать по ходу их реализации непосредственно в конкретной среде неформальных объединений детей, при активном включении в процесс проектирования содержания внеурочной деятельности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога школы, классных руководителей, педагогов-организаторов, самих обучающихся и их родителей (заказчиков). Содержание программы внеурочной деятельности должно отражать особенности сложившегося в общеобразовательном учреждении социального опыта. В табл.2.нами представлена структура социального опыта.
Наряду с целями и задачами, структура приобретения школьниками социального опыта в процессе внеучебной деятельности предполагает некий алгоритм их достижения. При организации внеучебной деятельности по примерной программе, следует четко придерживаться двух следующих позиций:
- внеучебная деятельность это образовательный процесс, проектируемый как активная (подвижная) игровая деятельность;
- игровая деятельность как образовательный процесс - обучение, воспитание, развитие и оздоровление (духовное и физическое).
Различия заключаются главным образом в том, что во внеурочной деятельности игровая деятельность имеет ценность сама по себе как интересный и захватывающий процесс, в котором каждому субъекту приходится реагировать на то, как складывается ситуация на том или ином этапе игры (внеурочной деятельности).
Табл. 2.
Структура социального опыта
приобретаемого школьника в процессе внеурочной деятельности средствами туризма и краеведения
Функция Содержание социального опыта Методы освоения опыта Результат освоения опыта
Обучение Познавательная деятельность Решение задач
с несформулированным условием
с неполным составом условия
с точно сформулированным условием

Знание
Исполнительская деятельность
описание, объяснение
преобразование Упражнения
на исполнение,
систематизацию,
классификацию
Мастерство, компетенции
Развитие Творческая деятельность.
Проектно-исследовательская
конструкторско-технологическая,
художественная
и т.п. Упражнения
на актуализацию знаний, задатков и способностей, на преодоление стереотипов в мышлении,
тренинг по использованию
продуктивных методов поиска новых решений
Способности, компетенции
Воспитание Эмоционально-значимая коммуникативная
деятельность Решение
ситуативных задач
адаптивных, организационных
выбор целевых установок Морально-нравственные ценности
Устойчивое объединение детей и взрослых
Оздоровление Физически активная жизнедеятельность, туристско-экскурсионная деятельность в природной среде,
Игровая деятельность Выполнение физических упражнений и комплексов утренней зарядки, закаливание организма, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил поведения, приобщение к здоровому образу жизнедеятельности, туристские прогулки, походы и путешествия, подвижные игры, экскурсию в природу Духовное (нравственное и психическое) и физическое здоровье, компетенции

Но внеурочная деятельность, каждое занятие (туристская прогулка, экскурсия, исследовательская конференция, слет, встреча с интересным человеком, презентация творческих отчетов и т.д.), должна иметь четко выраженную цель и сформулированные задачи, методически структурированное содержание, спланированные и регламентированные по времени формы организации, ресурсное и кадровое обеспечение, заранее определенные способы контроля и методики оценки результатов на каждом этапе достижения цели, решения задач.
Этим определяются процессуальные стороны, и средства научно-методического и психолого-дидактического сопровождения реализации целей и задач внеурочной деятельности.
Содержание общего образования детей выстраивается на основе стремления педагогов упорядочить представления обучающихся об окружающем мире, о месте человека в этом мире вещей, событий и явлений. При этом деятельность обучающихся осуществляется сообразно известным законам природы, свойств материалов, механизмов, машин, различных систем (природных и искусственных), закономерностям развития этих систем, событий и явлений (природных, общественных). То есть человек как бы приспосабливается к миру вещей, систем и отношений.
Содержание внеурочной деятельности, так же как и содержание дополнительного образования на начальном этапе, задается стремлением детей установить в своих играх - в процессе внеучебной деятельности, удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок в сложившемся мире вещей, событий и явлении и приспособить их, организовать игровые ситуации «под себя», под свою индивидуальность.
В процессе такой свободной игры – внеурочной деятельности и выявляются личностные (индивидуальные) особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные духовно-нравственные и моральные ценности, культурные традиции.
При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности детей средствами туризма и краеведения одновременно по нескольким направлениям (каналам):
1) организация социального действия через изменение структуры самодеятельности (например, в рамках усовершенствования оргуправленческих решений в организации процесса неформального образования – внеурочной деятельности);
2) включение новых культурных норм (например, оформление продуктов внеурочной деятельности в специальных сборниках, в журнальных публикациях, создание видеофильмов, сайтов, экспозиций школьного краеведческого музея и т. п.);
3) порождение новых «очагов» культуры в виде различных сообществ обучающихся (клуб, студия, краеведческое общество, туристская группа, поисковый отряд, научное общество учащихся, малая академия наук и т. п.).
Важно, чтоб во внеурочной деятельности на каждом этапе педагогического действия четко различались решаемые педагогические задачи, которые состоят в «порождении новых ситуаций», в «генерировании идей», в «запуске воображения (мышления, памяти и т. п.)», «включении» процесса формирования личного отношения обучающихся к чему или кому- либо.
В этом случае, во внеучебной деятельности, игра превращается в средство созидания в себе творца и гармонического своего Я, в средство гармонизации личного или коллективного саморазвития.
Обучающийся начинает рассматривать любое свое новое действие как действие его собственного самоопределения во внешней социальной, учебной, исследовательской, продуктивной и т. д. системе, вынуждая себя заново строить свою, новую систему.
Сверхзадача (по Станиславскому) педагога состоит в формировании субъективности обучающегося, которая есть принципиальное условие его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Интенсивное развитие неформального образования в Российской системе образования и его интеграция в общеобразовательный процесс, на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей, меняет традиционные педагогические функции формального образования.
Внеурочная деятельность как и дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Поскольку здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами, то и поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно во взаимосвязи с дополнительным образованием [3].
Проектирование содержания примерных программ внеурочной деятельности детей мы рассматриваем как своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по образовательным областям: словесность, естествознание, математика, искусство, культурная антропология, психологическая культура, физическая культура, социальная практика, технология.
«При этом программа рассматривается не как нечто линейное, совершаемое в строго установленной очередности, а скорее как «мешок с подарками», из которого дети и педагог выбирают то, что их в этот момент заинтересовало» [4].
При проектировании содержания примерных программ внеурочной деятельности детей разработчику можно использовать матрицу программы (табл.3). По мере заполнения клеточек «матрицы» определяется набор задач, заданий и упражнений, которые в совокупности и обеспечивают содержание «образовательного маршрута» по тому или иному направлению внеурочной деятельности.
Особенно важно содержание примерных программ внеурочной деятельности наполнялось по «принципу локализации» образовательных материалов краеведческим материалом на всех этапах обучения и воспитания. Ведь достаточно ребенку, по мнению академика С.Д. Лихачева, «… прикоснуться рукою к какому-либо, хотя бы маленькому, местному памятнику исторического прошлого, чтобы картины, до тех пор бесцветные, приобрели в его глазах краски и значение. Целую эпоху можно обрисовать, а главное, ею заинтересовать, показав ученикам самый незначительный остаток от нее. Понять и обязательно почувствовать идею прогресса человечества, уловить ход отечественной истории, сжиться… с историческими фактами можно лишь тогда, когда конкретно видишь на окружающих и на себе следы исторического прошлого».
Таблица 3.
Матрица программы внеурочной деятельности
№№
п./п. Образовательные
области Виды деятельности
игровая познавательная исполнительская творческая
1 Лингвистика
2 Естествознание
3 Математика
4 Искусство
5 Психология
6 Культурология
7 Технология
8 Социальная практика
9 Физическая культура

После «наполнения» структуры примерной программы соответствующим содержанием организуется ее презентация и обсуждение в методическом объединении педагогов образовательного учреждения.
Как правило, по мере опытно-экспериментальной проверки содержания программы внеурочной деятельности оно корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогического сопровождения, которые в совокупности могут составить Учебно-методический комплект (УМК) [5].
В кроме программы в состав УМК внеучебной деятельности входят: учебно-методические пособия; диагностические методики определения результатов деятельности школьников по данному направлению внеурочной деятельности; сборники с описанием методики организации и проведении игр на местности и в помещении; профильные энциклопедические словари-справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; технологическая оснастка; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов; перечень объектов (маршрутов) для экскурсий; сценарии праздников; положения о соревнованиях; условия проведения туристских слетов; описание экскурсий; календарь знаменательных дат; сборники информации о жизни и особенностях деятельности людей, внесших существенный вклад в науку, искусство, производство, спорт, туризм т.п.; перечень и подборка (подшивка) журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; перечень массовых мероприятий (конкурсы, фестивали, олимпиады, выставки и т. п.), проводимых по данному направлению деятельности различными учреждениями и организациями (муниципальными, региональными, федеральными, международными); коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, альбомы, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натуральные объекты, модели (макеты) различных устройств т. п.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей и взрослых; материалы, отражающие достижения обучающихся в данном объединении детей; перечень образовательных учреждений, где можно продолжить образование по данному профилю деятельности; оборудование рабочего места; рабочий инструмент, технические ИК средства обучающегося (технологическая оснастка, и т.п.).
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: основные положения (Проект): Учеб. издание. / Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Изд-во Просвещение, 2009. – 22 с.
2. Кузнецов, А.А., Рыжаков М.В.Расскажем о стандарте второго поколения. // Теория и практика дополнительного образования. - 2009 - № 6 (284) – С. 4-8.
3. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образований», 2006. – 500 С.
4. Горский В.А. Требования к программам неформального образования детей // Теория и практика дополнительного образования. - 2009 - № 7 (284) – С. 4-18.
5. Горский В.А. Авторская программа дополнительного образования детей // Теория и практика дополнительного образования. - 2010 - № (289) – С. 7-10.

Опубликовано на Порталусе 27 мая 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Проектирование, внеурочная деятельность, содержание программ, туризм, краеведение



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама