Рейтинг
Порталус

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании самообразовательной компетентности учителя

Дата публикации: 12 июня 2011
Автор(ы): Халзакова Людмила Анатольена
Публикатор: bairma
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1307852669


Халзакова Людмила Анатольена, (c)

Образование в информационном обществе приобретает новое качество благодаря наличию информационных и телекоммуникационных технологий, информационного пространства, которые создают невиданные до сих пор возможности для каждого учителя получать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования.
В соответствии с концепцией информатизации сферы образования России к числу основных задач развития образования относятся подготовка кадров, способных осуществить решение поставленной масштабной цели повышения качества образования с использованием информационных технологий, создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования и др.
Ведущая роль информационно-коммуникационных технологий в обучении раскрыта в работах Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская предприняли попытку разработать теорию обучения в информационном обществе в русле компетентностного подхода. Сегодня информационно-образовательная среда рассматривается не только как важнейший компонент новой системы образования (В. Копылова), но и как одно из условий формирования самообразовательной компетентности учителя. Согласно О.А. Ильченко, информационно-образовательная среда трактуется в виде системно организованной совокупности информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования [4]. Вполне поддерживая позицию О.А. Ильченко, В.И. Солдаткин обосновывает ее как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Информационно-образовательная среда представляет собой созданную субъектами процесса обучения интеграцию:
- информации на традиционных и электронных носителях;
- ИКТ-технологий взаимодействий, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных;
- дидактико-методических комплексов [7].
Позднее Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская выявляют основные характеристики информационно-образовательной среды: открытость, которая обеспечивается за счет взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам учителя; целостность, возникающая в результате сознательных действий учителя. Она конструируется с учетом инвариантного содержания оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей образования; полифункциональность, связанная с тем, что среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы учителя [3, с.31].
При этом они выделяют интерактивность в информационно-образовательной среде, под которой мы понимаем возможность учителя взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей [3, с.38]. По мысли С.В. Титовой, интерактивность позволяет реализовать следующие дидактические свойства ИКТ-технологий: адаптивность, создание благоприятных условий в процессе обучения; продуктивность, возможность изменения или дополнения информации; креативность, создание собственного образовательного продукта, индивидуальное решение проблемы на основе предложенного материала [8].
Наше исследование позволило раскрыть специфические особенности информационно-образовательной среды как целостной открытой системы. В системе формирования самообразовательной компетентности учителя реализуются проекты, основанные на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Наиболее известным способом формирования самообразовательной компетентности является использование технологии портфолио. Т.М. Мазурова характеризует портфолио как собственный вклад на пути профессиональной самореализации, наиболее продуктивную форму «собирания» творческого опыта учителя, публичная презентация которого полно и разносторонне представляет методическую систему учителя [6, с.403]. Т.М. Бережная резюмирует определение Т.М. Мазуровой, выделив его функцию наблюдения профессионального роста учителя, формирования мотивации, а также оценивания успехов учителя [1, с.39]. В этом плане в информационно-образовательной среде успешно воплощается идея электронного портфолио, понимаемый как особая форма цифрового образовательного ресурса, используемого для накопления, представления и анализа продукта учителя. Так, на базе Агинского окружного института повышения квалификации работников социальной сферы ежегодно проводится окружной конкурс методических портфолио учителей английского языка. Одним из требований конкурса является соответствие положениям Европейского языкового портфеля для филологов (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков). Электронное портфолио учителя английского языка МОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа» Баирмы Владимировны Дашидоржиевой был представлен на Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Молодой учитель года -2010» (Владивосток). Данный конкурс способствует развитию рефлексивной культуры педагога и стремлению к саморазвитию, самообразованию, самооценке, самоанализу. Утверждение Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской о том, что способность к рефлексии выступает одной из главных характеристик творчества, основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста, вполне правомерно.
В реализации идей концепции информационно-образовательной среды, обеспечивающих приобретение учителем личностного опыта самооценки и самосознания значимую роль играет организация конкурса «Медиапедагог». В рамках окружного конкурса «Медиапедагог» учитель английского языка МОУ «Алханайская средняя общеобразовательная школа» И.Т. Бальжитова выиграла грант по программе ПНПО «Поддержка талантливой молодежи». Ряд учителей английского языка Ц.Б. Бадмаева, Э.Ч. Бадмаева, Т.Б. Рабсалова стали призерами и победителями конкурса «Медиапедагог» окружного и краевого уровня.
Можно констатировать, что формирование самообразовательной компетентности учителя предполагает не столько высокий уровень развития рефлексии, сколько развитие творческого мышления. А это значит уметь самостоятельно организовывать свою продуктивную творческую деятельность. Проектирование электронных учебников позволяет активно изменять и совершенствовать ход и результаты познания; управлять процессом самообразования. Этому способствует ежегодный окружной конкурс электронных учебников. Электронный учебник по говорению Бальжимы Владимировны Дашидоржиевой удостоен диплома Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее» (Сочи).
В системе повышения квалификации информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности информационно-образовательной среды. Необходимостью оказываются разработка и презентация сайтов учителей. Соглашаясь с позицией И.Г. Захаровой, рассматривающей построение учебно-методического комплекса на основе информационных технологий, мы склонны считать, что этот результат может быть достигнут не только путем использования ИКТ, но и на основе активной творческой деятельности самих учителей, формирования ими в процессе самообразования базы собственных мультимедийных продуктов. В нашем опыте эта идея находит своеобразное решение, например, в организации окружного конкурса районных методических объединений «Методический ринг», предусматривающего создание сайта районного методического объединения учителей английского языка.
При Агинском окружном институте повышения квалификации работников социальной сферы в рамках ежегодных длительных курсов повышения квалификации учителей первый модуль программы посвящен ИКТ-компетентности учителя, в том числе с учетом дистанционной поддержки и консультирования. Следует отметить, что развитие системы дистанционного повышения квалификации учителей английского языка сопровождается проведением проблемных курсов по освоению ИКТ-технологий. Учителя проходят обучение по дистанционным учебным курсам «Применение Интернета в исследовательской деятельности», «Веб-мастеринг, или Основы сайтостроения».
Организация подготовки учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий предполагает создание банка тестовых заданий в программе MyTest и Hot Potatoes. Разработка учителями сайтов, электронных учебников, банка тестовых заданий индивидуализирует процесс непрерывного профессионального самосовершенствования.
Таким образом, как показывает наша практика, информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учителей, обеспечивая тем самым целенаправленное формирование их самообразовательной компетентности.
Процесс самообразования в информационно-образовательной среде направлен на создание опыта обращения с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учителя.

Библиографический список
1. Бережная Т.Н. Методическое портфолио как одно из средств формирования методической культуры будущего учителя начальных классов // Методист. 2009. №8. С.39-40
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192с.
3. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. М.: Просвещение, 2011. 190с.
4. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. Центр креативной педагогики Московской государственной технологийческой академии. М.,2002.
5. Ирисханова К.М. Европейский языковой портфель для филологов (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков) / под ред. А.Н. Набережновой, Р. Шерера. М: МГЛУ, 2003. 75с.
6. Мазурова Т. М. Портфолио учителя как один из путей творческой саморегуляции // Фестиваль педагогических идей: сборник тезисов. Кн.2.М: Чистые пруды, 2008. С. 403.
7. Солдаткин В.И. Информационно-образовательная среда открытого образования // Всероссийская научно-методическая конференция Телематика 2002. СПб, 2002. http: tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php?id=22
8. Титова С.В. Интеактивность как основное свойство дидактического процесса, основанного на применении информационных технологий. http: titova.ffl.msu.ru/files/interactivity_principle.doc

Опубликовано на Порталусе 12 июня 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): информационно-коммуникационные технологии, информационно-образоатлеьная среда



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама