Рейтинг
Порталус

Общение как средство воспитания духовности на Руси

Дата публикации: 16 октября 2011
Публикатор: рубец е.а.
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1318771317


Рубец Е.А.
г.Пятигорск
Общение как средство воспитания духовности на Руси
Исстари русский народ использовал в качестве средства воспитания духовности образовательное общение со старшими. Такое общение представляло собой процесс обмена знаниями между родителями, старшими, с одной стороны, и детьми, молодежью – с другой. Оно осуществлялось внутри социальной общности, семьи, группы, общины, было направлено на передачу мыслей, знаний, переживаний в соответствии с установленными в обществе социальными требованиями, нормами поведения. Организаторами образовательного общения выступали преимущественно родители, взрослые. Они стремились сделать ребенка деятельным, активным участником общения. Педагогическая ценность такого общения раскрывалась в пословицах и поговорках. Например: «Слушайся добрых людей, на путь наведут», «Кто добрых людей слушает, тот Богу спорник».
На воспитание духовности у подрастающего поколения влияли взаимоотношения в общине. В X-XI вв. сельской жизнью руководила община. На ее сходе решались все значительные вопросы, соблюдались свои обычаи, например, предельно выраженное почтение к старшим. Мнение стариков было решающим. Сход рассматривал, помимо хозяйственных вопросов, случаи, связанные со взаимоотношениями, поведением отдельных членов общины. При этом стремились прийти к мирному решению конфликтов: убеждали, уговаривали поссорившихся помириться, просить прощения друг у друга. Людей, нарушивших заведенные порядки, призывали покаяться перед миром. Такие увещевания не принято было игнорировать или противиться им. В случае непослушания сход мог использовать более строгие меры воздействия вплоть до отправки в ссылку. Эти правила были известны каждому общиннику, поэтому предпочитали обходиться мирными решениями. Народная мудрость гласит: «Что миром положено, тому и быть так», «Мира никто не судит» .
Совместное решение дел положительно сказывалось на самих общинниках, давало возможность каждому из присутствующих стать соучастником общинной жизни, проявить свою мудрость и великодушие, ощущать свою зависимость от мира. Подрастающее поколение с раннего возраста принимало участие в делах общины. Это развивало стремление к единению с другими, отзывчивость, миролюбие, ответственность, чувство справедливости. Общение в общине являлось средством формирования у детей, молодежи безусловного уважения старших как проявления духовности.
Открытость семейной жизни в деревне способствовала саморегулированию поведения сельчан, заботе о собственной репутации, достоинстве. Мнение окружающих для крестьянина имело большое значение, поэтому он старался составить о себе доброе мнение – не шел на обман, плутовство, трудился, чтобы не прослыть лентяем. Благодаря общественному мнению поддерживались определенные взаимоотношения в семье. Так, дети обязаны были во всем слушаться родителей, опекать их в старости.
Община проявляла заботу об одиноких стариках и детях-сиротах, определяя родственников, которым отдавала их на попечение. В случае, если не оказывалось родственников, каждая семья по очереди брала сирот на определенный общиной срок. Иногда принималось решение отдать их в состоятельные семьи и наблюдать за тем, как относятся к ним приемные родители. Так дети получали уроки милосердия как важнейшей черты духовности.
Народ приучал подрастающее поколение проявлять сострадание. На Руси нередкими были недороды и пожары, поэтому огромное число нищих и погорельцев ходило с сумой за милостыней по деревням. С малых лет детям прививали так называемое «нищелюбие» как особое проявление человеколюбия. При этом милостыня заключалась не только в материальной помощи, но и в том, чтобы самому пострадать с нищим. Народная мудрость гласит: «В рай входят святой милостыней», «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Именно в общине сложился взгляд на милостыню как на средство духовного воспитания. Сострадательная милостыня приучала подрастающее поколение любить других людей, вызывала жалость и стремление облегчить участь страдающих. Крестьяне делились с нуждающимися последним куском хлеба. Такая атмосфера сострадательности, отзывчивости, готовности оказать помощь любому, оказавшемуся в нужде, фундаментом для духовного развития ребенка. Взаимовыручка, взаимопомощь являлись особенностью соседских отношений. Дети непосредственно включались в эти отношения.
Народ в целях воспитания духовности видное место отводил выработке культуры поведения, которая выражалась, по убеждению народа, не только в умении действовать должным образом, но и в способности воздерживаться от негативных поступков, в терпимости, отзывчивости и милосердии. Пословицы и поговорки подчеркивали необходимость соблюдения правил культуры поведения: «Поклониться – вперед пригодится», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не напомнит старый».
Для обозначения соблюдения правил культуры поведения в народе существовало слово «вежество», которое имело народное толкование: «приличие, доброе поведение и обращение» В общении русский народ был вежливым и доброжелательным. Вежество проявлялось в сдержанности, предупредительности, чуткости, терпимости, отзывчивости, готовности оказать помощь ближнему. В общении у детей, молодежи вырабатывалось неприемлемое отношение к бездуховности. Так, обществом резко осуждалось воровство, лень, жестокосердие, корысть. Народ отрицательно относился к воровству, мошенничеству, плутовству. Об этом свидетельствуют следующие пословицы и поговорки: «Воровство – последнее ремесло», «Вор ворует, а мир горюет», «Раз украл – навеки вором стал», «Украсть – в беду попасть», «Краденое добро впрок не идет».
В равной степени порицались помощники и защитники воровства: «Не тот вор, кто крадет, а кто лестницу подставляет», «Вору потакать, что самому воровать», «От поблажки и воры плодятся», «Вора помиловать – добро погубить».
Народ решительно осуждал лень, которая рассматривалась как отказ человека от участия в жизни семьи, общества, нежелание действовать, трудиться. Народные пословицы гласят: «Лень до добра не доводит», «Лень добра не делает, без соли обедает», «Лень к добру не приставит».
Ряд сказок выражает негативное отношение к лени как серьезнейшему человеческому пороку. Так, высмеивается лень в сказке «Горшок». В ней говорится о муже и жене – Василии и Маланье, которые договорились: кто первый утром слово скажет – тот моет горшки из-под каши. Из-за своей лени они взволновали все село, так как сердобольные соседки и поп решили, что Василия и Маланью испортила нечистая сила, потому что те «лежат, во все глазыньки глядят и молчат, молчат как убитые».
Неприемлемыми в обществе считались зависть, корысть. Народная мудрость гласит: «Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает»
«Не зарься на чужое, свое береги», «Кто чужого желает, скоро свое потеряет».
Таким образом, общение определяло духовное богатство в отношениях людей. В ходе общения с родителями, взрослыми у детей, молодежи вырабатывались такие черты духовности, как интерес к знаниям, умение их применять на практике, терпимость, доброта, отзывчивость, единство слова и поступка.

Опубликовано на Порталусе 16 октября 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама