Рейтинг
Порталус

СТАНДАРТЫ ЭВАЛЮАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Дата публикации: 21 февраля 2012
Автор(ы): Ефремова Н.Ф., Харченко К.В.
Публикатор: nefremova61
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1329828186


Ефремова Н.Ф., Харченко К.В., (c)

Сайт автора: http://rcoi.dstu.edu.ru

УДК: 37.0:005.7

СТАНДАРТЫ ЭВАЛЮАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Ефремова Н.Ф., Харченко К.В.
Донской государственный технический университет

Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения студентов вузов составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют. Тем не менее, задача оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения (компетентностный подход) ставится вполне определенно, ее необходимо будет поэтапно решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств вузов и выстраивая оценочные системы. Оценка уровня освоения компетенций абитуриентов, студентов и вы¬пускников вузов требует создания новой инновационной технологии комп¬лексного оценивания совокупности имеющихся знаний, умений и навыков (ЗУН), а также социально-личностных характеристик в виде компетенций. Учитывая, что формирование фондов оценочных средств вузов в соответствии с новыми требованиями к результатам только начинается, важно, чтобы их разработка шла в соответствии с современными нормами и требованиями к контрольно-оценочной деятельности, важной составляющей которой в настоящее время становится эвалюация.
В образовании эвалюация рассматривается как совокупность мер по подготовке и проведению контрольно-оценочной и содержательно-аналитической деятельности для получения валидной информации о состоянии объектов. Ее механизм направлен, с одной стороны, на систематическое, объективное оценивание программ на основе научных методов, сопоставление результатов обучения с соответствующими национальными и международными нормами и стандартами; с другой - на выявление потенциальных возможностей обучающихся для формирования индивидуальных образовательных траекторий. Планирование, проведение и представление отчетов эвалюации должны быть организованы таким образом, чтобы участники и сопричастные лица могли регулярно в доступной форме получать и использовать ее результаты.
Отдельные элементы эвалюации находят свое отражение в общероссийской системе оценки качества образования: единый государственный экзамен; новая форма государственной аттестации выпускников основной школы; международные, федеральные и региональные сравнительные мониторинговые обследования. Введение эвалюации в контрольно-оценочную систему вузов является неизбежным следствием современных глобальных перемен в национальных системах образования, прежде всего, связанных с компетентностным подходом.
Научный термин «эвалюация» появился за рубежом в конце 60-х - начале 70-х годов в социальных науках как метод оценивания результативности экспериментальной деятельности на основе получения и анализа эмпирических данных. Эвалюация в образовании является интегративной деятельностью, которая включает все направления оценочно-аналитической деятельности по определению качества подготовленности обучающихся и качества образовательных систем на основе статистической образовательной информации одного и того же свойства для получения позитивных изменений и повышения качества обучения. Особенностями эвалюации являются высокая объективность, информативность и прогностичность, что достигается путем перехода к использованию стандартизированных педагогических измерений (стандартизация оценочных средств и процедур, методов статистической обработки результатов, подходов к интерпретации данных и др.) [1].
Стандарты эвалюации обусловливают учет многих факторов: обоснование технологий и методов оценочной деятельности; понимание проблем предмета исследования; соответствие оценочных средств состоянию объекта и стадии оценочного действия (исследовательской, промежуточной, итоговой); выбор критериев оценивания и др. Эффективность оценивания зависит от того, как будут организованы процессы оценивания и использования результатов проведенного исследования. Прежде всего, важно обозначить концепцию измерения, для ясности уточнив детали задач исследования; описать методику и процесс оценочной процедуры; разработать необходимые средства оценивания, заложив в содержании поверяемые знания, умения и/или компетенции; разработать наборы инструкций, бланков ответов, руководств и форматов представления результатов пользователям; описать процедуры проверки ответов и разработать шкалы оценивания; обеспечить пользователей оптимальными наборами показателей и критериев качества, задать границы применимости полученных результатов; сформулировать принципы оценочно-аналитической деятельности, требования к разработчикам оценочных средств, организаторам оценочных процедур и аналитикам результатов; обеспечить условия накопления и хранения результатов исследований. При этом не следует забывать и о том, что результаты оценивания учебных достижений в значительной степени зависят от мотивации испытуемых при выполнении заданий.
Особого внимания требуют обеспечение информационной защиты оценочных материалов на момент проведения испытаний и первичных результатов на стадии их обработки и шкалирования; создание условий доступности статистических данных исследования пользователям и защита персональных результатов. Наконец, важной составляющей является организация обсуждения результатов с целью поиска путей совершенствования образовательного процесса; использование результатов ряда последовательных и преемственных оценочных исследований (динамическое оценивание состояния объектов оценки) для выработки управленческих решений.
Объектами эвалюации могут быть: результаты деятельности участников образовательного процесса (успеваемость обучающихся, удовлетворенность преподавателей, результативность мероприятий, внешняя оценка, экспертиза учебных планов, программ и т.д.); соотношения затрат и достижений (определение эффективности образовательных процессов); успешность инновационного развития (новые технологии обучения, новые формы контроля, развитие систем управления качеством и др.); удовлетворенность потребителей образовательных услуг (условия образовательного процесса, комфортность пребывания в образовательном учреждении и др.); эффективность социального партнерства (субъект-субъектные отношения студента и преподавателя, участие работодателей в организации учебной деятельности вуза, возможности дополнительного образования и др.).
В западных странах широкое распространение получил метод program (policy) evaluation - оценивание программ (политик), в большинстве из них он является неотъемлемым элементом управленческой практики в образовании. В Европе и США эти методики доказали свою целесообразность и адекватность, стали общепризнанными. В силу ряда определенного рода проблем в российском образовании видимо пройдет немало времени прежде, чем потенциал эвалюации как подхода к оценке качества и комплекса уникальных оценочно-аналитических методов станет широко применяться на всех уровнях системы образования. Основная проблема такого рода оценивания состоит главным образом в том, что на данном этапе развития контрольно-оценочной системы в образовании независимое оценивание еще не стало нормой, для многих преподавателей и администраций образовательных учреждений не очевидна его необходимость.
Вместе с тем, эвалюация как компонент образовательной деятельности создает условия для развития обучающегося: получение результата, анализ достижений, поиск причин состояния, потребности консультирования с педагогом, планирование дальнейших действий по повышению уровня достижений. Собственно педагогические цели эвалюации связаны с улучшением деятельности субъектов образования на основе системного и последовательного, стандартизированного и объективного оценивания, способствующего развитию навыков самоорганизации и рефлексивно-критического отношения к достижениям на основе самоанализа, самооценки, самоподготовки и самоуправления. Поэтому, с одной стороны, эвалюация направлена на сопоставление собственных количественных и качественных показателей с соответствующими нормами и аналогами, с другой стороны - на выявление потенциальных возможностей для достижения планируемого уровня. Идентификация собственных достижений обучающихся в среде студенческой группы и осмысление своего места в однотипном ряду создают благоприятный социально-психологический фон для активизации учебной деятельности и повышения интереса к обучению. В таком случае эвалюация выступает как разновидность внутренней экспертизы, которую каждый обучающийся осуществляет сам в своем развитии. Ведущей идеей такой эвалюации является организация интенсивного поиска объективных методов контроля и способов устранения выявленных недостатков в структуре образовательных результатов [2-3].
Развивая эти идеи, вузам необходимо будет создавать сквозную модель «развивающей» среды по компетенциям и выстраивать систему эвалюации на внутривузовском уровне для оценивания компетенций на протяжении всего срока обучения студентов. Сообразно этой модели необходимо будет разработать последовательную и преемственную систему инновационных оценочных средств и процедур; требований к оценочным материалам на ключевых стадиях обучения (конец-начало учебного года или семестра); создать систему оценивания по принципам эвалюации; сформировать системы накопления результатов образовательных достижений и компетенций студентов.

Литература:

1. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в образовании. / Педагогика. - 2006. № 2.
2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения по аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие – М.: Университетская книга, Логос. 2009.
3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании. Учеб. пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.



Ефремова Надежда Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Педагогические измерения» Донского государственного технического университета. Область научных интересов: теория и практика педагогических измерений и квалиметрии в образовании, систем оценки качества образования и мониторинга. Является автором более 250 работ.
Для связи:
тел. (8-863) 2-738-730; 2738-597; факс: 2903866; моб. 8-918-55-35-464
E-mail: nefremova61@dstu.edu.ru

Харченко Кристина Валерьевна, аспирантка кафедры «Педагогические измерения» Донского государственного технического университета.

Адрес ДГТУ: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, ДГТУ

Ефремова Н. Ф., Харченко К. В. Стандарты эвалюации в деятельности вуза // Проблемы качества образования: материалы XXI Всерос. науч.- метод. конф., 23-29 мая / УГАТУ. - Уфа; М.; СПб. 2011. - С. 16-19.

Опубликовано на Порталусе 21 февраля 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): эвалюация, оценка, учебные достижения



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама