Рейтинг
Порталус

Телекоммуникационный проект как средство оценки личностных, предметных и метапредметных результатов обучения английскому языку

Дата публикации: 03 апреля 2012
Автор(ы): Дашидоржиева Бальжима Владимировна
Публикатор: balzhima
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1333466808


Дашидоржиева Бальжима Владимировна, (c)

Актуальность темы. Отличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуации постоянного выбора своего поведения, жизненной стратегии. Личность сможет достичь достойного качества жизни только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня интеллектуальной инициативы.
В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.
В рамках программы развития МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1» на тему «Создание системы подготовки педагогических кадров общеобразовательной школы к введению образовательных стандартов нового поколения» актуальным становится разработка такого проекта, который соответствовал бы личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.
Объектом исследования является личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся. Предметом исследования является телекоммуникационный проект.
Цель проекта – внедрить телекоммуникационный проект как средство оценки личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся при обучении английскому языку. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи проекта:
1. на основе выявления состояния разработанности проблемы в педагогической теории и практике обосновать сущность и дать определение телекоммуникационного проекта;
2. изучить личностные, метапредметные, предметные результаты обучающихся (стандарт второго поколения);
3. разработать технологию реализации телекоммуникационного проекта с точки зрения личностного, метапредметного и предметного результатов обучения.
Теоретико-методологическую базу исследования составили стандарт второго поколения (А.А. Кузнецов и А.М. Кондаков), теория формирования поликультурной языковой личности Г.В. Елизаровой, Л.П. Халяпиной. Большое значение для нашего исследования имели идеи Е.С. Полата, Л.В. Кудрявцевой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: метод систематизации, метод обобщения, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические: метод эксперимента
Опытно-экспериментальной базой исследования являются школьники МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа№1».
Психологическая целесообразность проекта. Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Субъектами социокультурных отношений в рамках проекта являются учителя, дети из разных стран. Их взаимодействие происходят на различных уровнях:
- межличностный индивидуальный уровень;
- уровень малой группы;
- уровень группы.
Новизна проекта состоит в следующем:
- определена теоретико-методологическая основа исследования телекоммуникационного проекта с точки зрения личностных, метапредметных, предметных результатов обучения;
- разработана технология реализации телекоммуникационного проекта;
Структура проекта. Проект состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследования телекоммуникационного проекта
1.1. Понятие «телекоммуникационный проект»
Согласно исследованиям (Дж. Дьюи, В. Килпатрик, В.В. Гузеев и др.), проект (проектная работа, состоящая из определенных этапов) – это конкретное общее дело, то, что делается творчески на радость и на пользу кого-то, в котором обязательно присутствуют сознательная мотивация и целеполагание, свободный выбор на всех этапах работы, переживание ситуации успеха. Характерной чертой проектной работы является присутствие мотивации и осознанной цели деятельности. Н.Н. Кручина, рассматривая проектную работу на уроках немецкого языка, отмечает, что проектная работа не относится к какому-либо определенному направлению или концепции в обучении иностранным языкам, так как это – форма организации работы на уроке. Цель проектной работы совпадает с целями интеркультурного развивающего обучения (Тучкова Т.У.). Кроме того, наиболее эффективной проектная работа становится, когда в основе ее лежат принципы развивающего обучения:
- интеркультурная направленность деятельности;
- коммуникативность;
- субъектно-субъектная направленность (в центре – ребенок, учитель - тьютор)
- деятельностная ориентация. (с.266)
М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат, занимаясь вопросом использования глобальной сети Интернет в процессе преподавания, предлагают проведение международных телекоммуникационных проектов, которые выступают как «совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности». Данные проекты обеспечивают прямое общение с носителями языка, что способствует созданию языковой среды и условий использования английского языка как средства межкультурной коммуникации. Метод проектов позволяет моделировать такой тип общения, когда в наибольшей степени раскрываются личностные возможности школьников.
Л.В. Кудрявцева определяет телекоммуникационный проект как совместную деятельность учащихся, где учащиеся – не просто пассивные поглотители информации сети Интернет, а создатели своего собственного понимания предметного содержания обучения. В центре такой технологии обучения – ученик; в основе учебной деятельности – сотрудничество (межличностное и посредством сети Интернет); учащиеся играют активную роль в обучении, а суть самой технологии – развитие способностей к самообучению и самообразованию (с. 49).
Е.С. Полат считает, что сегодня телекоммуникационные региональные и международные проекты особое место в общеобразовательной деятельности школы. С помощью телекоммуникационных проектов создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Создаются реальные условия для межкультурного общения (с.4).
Анализ положений современного государственного образовательного стандарта, работ, посвященных вопросам использования информационных технологий в преподавании английского языка (Е.С. Полат, А.В. Могилев), социокультурного подхода (В.В. Сафонова), концепции языкового поликультурного образования (П.В. Сысоев, Г.В. Елизарова, Л.П. Халяпина) позволяет нам рассмотреть телекоммуникационный проект как средство оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся английскому языку.


1.2. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся
Основные положения федерального государственного стандарта общего образования и стандарт коллектива А.А. Кузнецова и А.М. Кондакова раскрывают требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые подразумевают личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся («Учительская газета», 2009г).
К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. В стандарте, разработанном А.А. Кузнецовым и А.М. Кондаковым, подчеркивается, что личностные результаты отражают:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической принадлежности;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование взгляда на мир как единого и целостного при разнообразии культур, народов, религий, развитие доверия, уважение истории и культуры всех народов;
• принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности, обобщенных способов деятельности;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• индивидуальный прогресс в развитии и совершенствовании физических качеств в зависимости от состояния здоровья;
• установку на безопасный, здоровый образ жизни;
• мотивацию к творческому труду, работе на результат.
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательной программы, так и в реальных жизненных ситуациях. Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение, включают:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, сотрудничать и взаимодействовать в группе в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
- ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения); умения работать с разными источниками информации – научными, правовыми, художественными и др.
- готовность к профессиональной деятельности с учетом собственных интересов и возможностей;
К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний. Требования к результатам образования, отражающие предметные знания и умения, включают:
- знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимости предметов, их объективной значимости;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;
- способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей;
- умение применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуациях, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей.
На наш взгляд, реализация телекоммуникационного проекта представляет собой совокупность личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся.




















Глава 2. Использование телекоммуникационного проекта как
средства оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения английскому языку.

По мнению Е.С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Международные телекоммуникационные проекты делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний и отвечают следующим основным задачам междисциплинированных телекоммуникационных проектов:
- поддержка учебной работы учащихся;
- обеспечение взаимодействия между учащимися и представителями разных городов, стран, культур;
- формирование навыков критического мышления через обсуждение и осознание плюрализма мнений по обсуждаемым социокультурным вопросам, что способствует принятию культурного разнообразия как нормы сосуществования культур в современном поликультурном мире;
- формирование умений эффективно пользоваться ресурсами сети Интернет;
- обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к информационным фондам;
- формирование навыков самообучения и самообразования;
- использование английского языка как инструмента образования и самообразования.

Согласно задачам проекта определяются принципы реализации телекоммуникационного проекта:
- принцип деятельности (развитие личности в процессе «открытия» им нового знания);
- принцип непрерывности (инвариантность технологии)
- принцип целостного представления о мире
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности (вариативность мышления – выбор оптимального варианта);
- принцип творчества – приобретение собственного опыта творческой деятельности.
Соответственно из принципов вытекают формы организации учебной деятельности участников проекта:
- коллективный учебный диалог
- групповая, индивидуальная работа
- самостоятельная
Общие направления деятельности участников проекта, учащихся и учителей:
1. Переписка учителя и учеников со сверстниками англо-говорящих стран посредством электронной почты.
2. Участие учителя и детей в совместных международных Интернет-проектах.
3. Создание презентаций: они могут создаваться совместно учителем и учащимися и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями.
4. Обмен учителя методическим опытом с коллегами других стран.
Рассмотрим технологию реализации телекоммуникационного проекта.
Технология реализации телекоммуникационного проекта
Реализация телекоммуникационного проекта проходит в 3 этапа.
1. Подготовительный этап.
2. Обсуждение материала.
3. Анализ результатов проекта.
В начале проводится подготовительная работа учителя по обучению учащихся анализировать, систематизировать и сопоставлять собранную из разных источников информацию, используя графики, схемы, таблицы и т.д. В ходе дальнейшей работы в группах учащиеся организуют сбор информации, затем обсуждают ценность собранных сведений. Самым важным этапом является определение информации критического (актуального) характера для включения в проекты учеников. Например, с целью формирования умений письменной речи учащимся предлагается представлять и описывать интересующую их проблему в виде короткого эссе. Эти эссе размещаются в сети Интернет на специально организованном форуме для обсуждения с зарубежными сверстниками. Перед телекоммуникационном проектом учащиеся знакомятся со структурой написания эссе, что позволяет им в рамках проекта отрабатывать сформированные умения.
В качестве примера приведем план написания эссе.
Browse through each of the topics and subtopics, and using your textbooks, notes, Internet and homework, write down as many facts, details and examples form your literature and current events that you can find that will help support your thesis.
1. Organize the facts and examples under each topic.
2. Create a topic sentence that connects your facts to your main thesis.
3. Write your facts out in sentence form so that they help prove or support your topic sentence.
4. Focus on one paragraph at a time, type it and save on your disk or computer.
5. Print out a copy of each paragraph at a time as you complete it. Ask your teacher or fellow students to edit for grammar and spelling as well as provide feedback on the content and organization.
6. When your paragraphs are ready, discuss with your teacher transition sentences, thesis, conclusion and title of your essay.
Эссе как конечный продукт проекта выявляет способность учащихся критически перерабатывать полученные междисциплинарные знания и использовать их в своем анализе и выводах по теме.
Кроме того, учащиеся учатся использовать телекоммуникационные технологии для выполнения культуроведческих проектов сопоставительного характера. Практическая ценность проекта состоит в следующем:
• развитие навыков письменной речи (написание эссе и выражение своих мыслей на английском языке);
• развитие всех аспектов иноязычной коммуникативной компетенции (использование английского языка как средства общения между собой и со сверстниками из США);
• формирование у учащихся умений партнерских взаимоотношений со сверстниками из-за рубежа;
• развитие навыков использования ресурсов сети Интернет для образования и самообразования.
Приведем разработанные нами планы реализации 2 телекоммуникационных проектов.
1. Межкультурный интернет-проект. Цель проекта: 1) исследовательские – сравнить особенности восприятия одного из англоязычных произведений носителями языка и иностранцами (российскими школьниками); 2) учебные – развитие межкультурной компетенции школьников через приобретение ими опыта дистантной межкультурной коммуникации, его обсуждение и развитие рефлексии; развитие коммуникативной компетенции школьников, особенно навыков письменной речи, ознакомительного и поискового чтения, навыков владения лексикой по компьютерной тематике; формирование учебных навыков работы в сети интернет, а именно использование электронной почты, поиска и обработки информации.
В качестве материала исследования школьникам будет предложен рассказ (например О.Генри).
В российской проектной группе осуществление проекта будет проходить в три этапа:
1. Подготовительный этап. Проведение серии уроков в компьютерном классе. Школьникам будут предложены памятки-инструкции по работе с интернет и практические задания, направленные на поиск различной информации в сети, анализ электронных писем носителей языка, оформление (с учетом принятых в американской культуре правил) и отправление электронного сообщения. На данном этапе осуществляется целеполагание, планирование, создание малых групп и распределение заданий для дальнейшего проведения самого проекта.
2. Обсуждение прочитанного рассказа. Школьники читают рассказ, записывают свои ответы на предложенные ответы. Затем осуществляется обмен мнениями по электронной почте. Далее в проектных группах проводятся дискуссии по поводу самого художественного произведения и его восприятия партнерами по проекту.
3. Анализ результатов проекта. В ходе проекта тщательно собирается документация (распечатка писем), которая затем была проанализирована. Продуктом должна быть статья, написанная школьниками.
Таким образом, основная доля работы осуществляется школьниками внеаудиторно в рамках самостоятельного решения задач проекта.
После прочтения рассказа участники проекта обмениваются своими впечатлениями и мнениями, используя электронную почту. В качестве опоры для дискуссии обеим группам предлагаются следующие вопросы, составленные заранее учителем:
1. Понравился ли вам рассказ? Да/нет, почему?
2. Охарактеризуйте героев. Какими вы их себе представляете? Опишите, пожалуйста, также их внешность.
3. Как вы понимаете конец истории? Почему он именно таков, на ваш взгляд?
4. Каковы мотивы поступков действующих лиц?
5. Как вы думаете, что автор хотел выразить в этом рассказе?
6. Подходит ли название рассказа к его содержанию?
7. Возможны ли такие мотивы и поступки в вашей культуре?
8. Что вы воспринимаете как «чужое»? Что остается в этом рассказе непонятным?
Ответы школьников на эти вопросы дают возможность исследовать восприятие данного художественного произведения на уровне эмоций, воображения, понимания содержания и авторской концепции рассказа.
2. Телекоммуникационный проект «Социокультурный портрет американского школьного класса». Основными этапами данного проекта являются:
1. Учащиеся должны дать определение понятию «класс» для более детального изучения, раскрывая общие и специфические черты американского школьного класса.
2. Собрать материал по данному аспекту, используя ресурсы сети Интернет и другие источники информации.
3. Провести сравнение по данному аспекту с российским школьным классом с целью развития билингвальных умений у учащихся представлять свою страну в англоязычной среде с учетом особенностей культуры последней.
4. Обсудить проблемы в классе (американской и российской), пути их разрешения, вопросы житейского характера, интересующие подростков всех стран, т.е. из личного опыта. Обсуждение будет происходить в рамках переписки со сверстниками по Интернету. Выявить основные положения изучаемого материала с целью формирования исследовательских навыков и навыков в написании эссе.
5. Оформить результаты исследования в виде веб-страницы, постера или стендового доклада.
Таким образом, следует отметить, что план реализации проекта соответствует метапредметным требованиям, содержание проекта – предметным, результат проекта – личностным требованиям. Все вышеизложенное позволяет представить технологию реализации телекоммуникационного проекта в виде системы:





















Система реализации телекоммуникационного проекта

Ученик

Средства обучения:
- рассказ
- учебные пособия
- Интернет
- наглядные пособия
Формы деятельности
- коллективный
учебный диалог
-индивидуальная
работа

Результат обучения:
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения учащихся английскому языку






Ученический коллектив




Учитель-тьютор
Телекоммуникационный проект


Принципы реализации проекта
- принцип деятельности
- принцип непрерывности
- принцип целостного представления о мире
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности
- принцип творчества


Учителя других предметов







Другие учебные предметы


Приемы / технологии обучения


Интернет
Фильмы Телепередачи
Аутентичные
Аутентичные

Прямое общение, Чат
Переписка


Носители языка





Основным результатом проекта, на наш взгляд, является личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся, которые отражаются, на наш взгляд, в полученном учащимися опыте межкультурной коммуникации и приобщения к диалогу культур, появления у школьников новых вопросов о своей и другой культурах и стремления найти на них ответы.
В целом, использование телекоммуникационных проектов повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения английскому языку, т.е. обучение во взаимодействии.


















Заключение
Изучение телекоммуникационного проекта как средства оценки личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся представляется чрезвычайно интересным, актуальным и важным предметом исследований, результаты которых могут иметь ценность не только для решения проблем языкового образования, но и для целостного представления о телекоммуникационном проекте.
Анализ работ, посвященных изучению телекоммуникационных проектов, показал, что телекоммуникационный проект рассматривался как совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. В настоящем проекте была предпринята попытка на основе изучения концепций обосновать сущность и дать определение телекоммуникационного проекта; разработать модель-систему реализации телекоммуникационного проекта.
В результате реализованного проекта на первоначальном этапе удалось выявить личностно-развивающий потенциал проекта. Изучение особенностей телекоммуникационного проекта и личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся стандарта второго поколения, позволил разработать систему реализации телекоммуникационного проекта. Безусловно, эта модель требует дальнейшего исследования, но, тем не менее, некоторые ее основные элементы уже образуют достаточно широкое социокультурное образовательное пространство.
Таким образом, на основе модели, а также опираясь на исследования Е.С. Полат, Л.В. Кудрявцевой, Н.В. Сорокиной, Н.Н. Кручиной, представляется возможным говорить о том, что телекоммуникационный проект может обеспечить личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся английскому языку.
Библиографический список
1. Бухаркина, М.Ю. Метод проектов при обучении английскому языку // ИЯШ. – 2005. - №3. – С. 24-29.
2. Кисунько, Е.И., Музланова, Е.С. Интерактивное обучение учащихся 10-11 классов английскому языку с использованием компьютерных технологий. // Английский язык. Издательский дом «Первое сентября. М. - С. 5- 7.
3. Кручина, Н.Н. Проектная работа на уроках немецкого языка в контексте развития личности обучаемого. Учитель года России -1998. – С. 261-266.
4. Кудрявцева, Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. - №4, 2007. - С. 49- 53
5. Радченко, Е.Н. Теоретические основы использования новых информационных технологий в обучении иностранному языку. / / Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире: сборник материалов международной научно-практической конференции,21-23 ноября 2007 года. Том 2. – Чита, ЗабГГПУ. – С.93-98.
6. Сорокина, Н.В. Межкультурный интернет-проект на материале художественного текста // Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире: сборник материалов международной научно-практической конференции,21-23 ноября 2007 года. Том 2. – Чита, ЗабГГПУ. – С. 114-122.
7. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 1997.- №4
8. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2001. - №2.
9. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования. – М.: Еврошкола, 2003.


Приложение 1.
ИКТ применяемые в школах России

№ Название ИТ Англоязычное название Сокращенное название
1 Электронный учебник electronic textbook c-tbook
2 Мультисредовая система multimedia system CD-sys
3 Экспертная система experts system ex.sys
4 Электронный библиотечный каталог electronic library e-libr
5 Банк данных database db
6 Электронная почта electronic mail e-mail
7 Голосовая электронная почта voice mail v-mail
8 Электронная доска объявлений bulletin system BS
9 Система телеконференций teleconference t-conf
10 Автоматизированная система управления научными исследованиями Computer research system aided CAR
11 Автоматизированная система организационного управления Management information system MIS
12 Настольная электронная типография desk-top publishing d.t.-publ

Опубликовано на Порталусе 03 апреля 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): телекоммуникационный проект, ФГОС второго поколения, личностные, предметные, метапредметные результаты обучающихся, технология реализации телекоммуникационного проекта



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама