Рейтинг
Порталус

Классификации методов психодиагностики по возрастному критерию с краткой характеристикой. Для проведения диагностической работы в ГБДОУ.

Дата публикации: 21 августа 2012
Публикатор: Marina2309
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1345552552



Особенности диагностической работы с дошкольниками

Дети дошкольного возраста овладевают рядом психологических и поведенческих особенностей, знания эти необходимы для получения достоверных результатов в процессе их психолого-диагностического обследования.

К этим результатам прежде всего относятся сравнительно низкий уровень сознания и самосознания, то есть произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, памяти, воображения, мышления находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в этом возрасте еще не завершено. Приобретение произвольности начинается с 3-х – 4-х летнем возрасте и завершится к подростковому возрасту, следовательно, при психодиагностике детей 3-6-ти летнего возраста нужно иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Задание должно быть рассчитано одновременно и на произвольный и на непроизвольный уровни регуляции. Но в большей степени на последний.

Дети от 3-4 до 5-6 летнего возраста уже обладают некоторой степенью произвольности регуляции когнитивной сферы, но все же с доминированием непроизвольной.

Дошкольникам не рекомендуется давать задания и вопросы, ориентированные на самосознание, точную оценку своих личностных качеств. Это необходимо учитывать в работе с детьми.

Возможно обращение к внешней экспертной оценке, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.

При работе с детьми 3-6 лет необходимо постоянно поддерживать их интерес, стимулировать и мотивировать.

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников.

Восприятие:

Наряду с перцептивными процессами оценивается способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять их в словесной форме

«Чего не хватает на этих рисунках? »

«Узнай, кто это? »

«Какие предметы спутаны в рисунках? »

«Чем залатать коврик? »

Внимание:

Используются корректурные пробы.

«Найди и вычеркни» (продуктивность и устойчивость внимания) ;

«Поставь значки» (переключение и распределение) ;

«Запомни и расставь точки» (объем)

Воображение:

«Придумай рассказ»

«Нарисуй несуществующее животное»

«Придумай игру»

Память:

Виды: узнавание, воспроизведение, запоминание.

«Узнай фигуру» (узнавание – успешность зависит от запоминания, сохранения и воспроизведения) ;

«Запомни рисунки» (объем кратковременной зрительной памяти) ;

«Запомни цифры» (объем слуховой памяти) ;

«Выучи слова» (динамика процесса заучивания). 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампа, картина. человек, книга. Строится кривая запоминания.

Мышление:

3 вида: словесно-логическое, обратно-логическое, наглядно-действенное.

У детей дошкольного возраста преобладает 2 последних вида. Словесно-логическое только начинает развиваться.

Обратно-логическое мышление:

«Нелепицы»

«Времена года»

«Что здесь лишнее»

«Кому - что недостает? »

«Раздели на группы»

Наглядно-действенное мышление:

«Обведи контур»

«Пройди через лабиринт»

«Воспроизведи рисунок» (наподобие кубиков Косса) ;

«Вырежь фигуры»

Речь:

Активная память ребенка – слова.

«Назови слова» (1. Животные 2. Растения 3. Цвета предметов 4. Формы предметов 5. Другие признаки предметов 6. Действия человека 7. Способность выполнения человеком действий 8. Качества выполнения человеком действия) .

«Расскажи по картинке» (активный запас) .

Личностные качества:

Для этого возраста чаще используется метод экспертов.

«Запомни и воспроизведи рисунок» (оценивается уровень развития мотива достижения успехов) .

«Выбери нужное лицо» (детский тест тревожности;

«Эмоции» развивающая игра;

«Какой я? » (самооценка) .

Опубликовано на Порталусе 21 августа 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама