Главная → ПЕДАГОГИКА → Классификации методов психодиагностики по возрастному критерию с краткой характеристикой. Для проведения диагностической работы в ГБДОУ.
Дата публикации: 21 августа 2012
Публикатор: Marina2309
Рубрика: ПЕДАГОГИКА →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1345552552
Особенности диагностической работы с дошкольниками
Дети дошкольного возраста овладевают рядом психологических и поведенческих особенностей, знания эти необходимы для получения достоверных результатов в процессе их психолого-диагностического обследования.
К этим результатам прежде всего относятся сравнительно низкий уровень сознания и самосознания, то есть произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, памяти, воображения, мышления находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в этом возрасте еще не завершено. Приобретение произвольности начинается с 3-х – 4-х летнем возрасте и завершится к подростковому возрасту, следовательно, при психодиагностике детей 3-6-ти летнего возраста нужно иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Задание должно быть рассчитано одновременно и на произвольный и на непроизвольный уровни регуляции. Но в большей степени на последний.
Дети от 3-4 до 5-6 летнего возраста уже обладают некоторой степенью произвольности регуляции когнитивной сферы, но все же с доминированием непроизвольной.
Дошкольникам не рекомендуется давать задания и вопросы, ориентированные на самосознание, точную оценку своих личностных качеств. Это необходимо учитывать в работе с детьми.
Возможно обращение к внешней экспертной оценке, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.
При работе с детьми 3-6 лет необходимо постоянно поддерживать их интерес, стимулировать и мотивировать.
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников.
Восприятие:
Наряду с перцептивными процессами оценивается способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять их в словесной форме
«Чего не хватает на этих рисунках? »
«Узнай, кто это? »
«Какие предметы спутаны в рисунках? »
«Чем залатать коврик? »
Внимание:
Используются корректурные пробы.
«Найди и вычеркни» (продуктивность и устойчивость внимания) ;
«Поставь значки» (переключение и распределение) ;
«Запомни и расставь точки» (объем)
Воображение:
«Придумай рассказ»
«Нарисуй несуществующее животное»
«Придумай игру»
Память:
Виды: узнавание, воспроизведение, запоминание.
«Узнай фигуру» (узнавание – успешность зависит от запоминания, сохранения и воспроизведения) ;
«Запомни рисунки» (объем кратковременной зрительной памяти) ;
«Запомни цифры» (объем слуховой памяти) ;
«Выучи слова» (динамика процесса заучивания). 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампа, картина. человек, книга. Строится кривая запоминания.
Мышление:
3 вида: словесно-логическое, обратно-логическое, наглядно-действенное.
У детей дошкольного возраста преобладает 2 последних вида. Словесно-логическое только начинает развиваться.
Обратно-логическое мышление:
«Нелепицы»
«Времена года»
«Что здесь лишнее»
«Кому - что недостает? »
«Раздели на группы»
Наглядно-действенное мышление:
«Обведи контур»
«Пройди через лабиринт»
«Воспроизведи рисунок» (наподобие кубиков Косса) ;
«Вырежь фигуры»
Речь:
Активная память ребенка – слова.
«Назови слова» (1. Животные 2. Растения 3. Цвета предметов 4. Формы предметов 5. Другие признаки предметов 6. Действия человека 7. Способность выполнения человеком действий 8. Качества выполнения человеком действия) .
«Расскажи по картинке» (активный запас) .
Личностные качества:
Для этого возраста чаще используется метод экспертов.
«Запомни и воспроизведи рисунок» (оценивается уровень развития мотива достижения успехов) .
«Выбери нужное лицо» (детский тест тревожности;
«Эмоции» развивающая игра;
«Какой я? » (самооценка) .
Опубликовано на Порталусе 21 августа 2012 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK