Рейтинг
Порталус

О ПЕРЕМЕНАХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Дата публикации: 04 сентября 2012
Автор(ы): Дюков В.М., Скурихина Н.В
Публикатор: SN397
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1346730931


Дюков В.М., Скурихина Н.В, (c)

Мир столкнулся с новыми вызовами и ответы на них нужно искать адекватные, а не жить с головой повернутой назад. Мы сегодня находимся в эпицентре ускоряющихся уже не эволюционных, но поистине революционных преобразований, многие из которых более 40 лет назад предвидели Элвин и Хайди Тоффлеры. Взять хотя бы труд Элвина Тоффлера «Футуршок», в котором он предупредил, что темпы изменений, опережают темпы реагирования человечества на них. Таким образом, нас ждет радикально иное будущее.
Начало третьего тысячелетия не просто дата, разделяющая два соседних столетия и тысячелетия, это выход на последний забег человечества в его, говоря словами В. Хесле, «безумной стадной гонке к краю бездны», которую Д.Х. Медоуз и др. назвали коллапсом.
Неизбежность этого рубикона уже давно интуитивно осознавалась лучшими умами человечества. Размышляя о месте человека в истории бытия, мудрецы разных времен и народов догадывались, что человечество в чем-то нарушило законы природы и что рано или поздно должно будет понести за это расплату.
Первое из дошедших до нас пророчеств высечено иероглифами на пирамиде Хеопса. Оно гласит: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Ему 4700 лет(!).
Второе – это хорошо известное Откровение (греч. Апокалипсис) Нового Завета. Оно составлено одним из пророков христианства Иоанном Богословом 1900 лет назад и представляет до предела мифологизированное в интересах христианской церкви развитие той же темы – нарушение человеком нравственных законов бытия и неизбежность расплаты.
Но как пишет В. Хесле, «реальной опасностью апокалипсис стал лишь сейчас (в ХХI веке)». В широких же массах осознание подхода к цивилизованному разлому только-только обозначилось в последнее тридцатилетие ХХ века, которое А. Гор назвал «временем экологизации общественного сознания».
Термин «глобализация» впервые появился в 1983 г. в статье Т. Левита в «Гарвард бизнес ревью» и обозначал феномен слияния рыков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями. Появление термина «глобализация» связывают также с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятию «глобализация». А в 1992 г. изложил основы своей концепции в книге.
Глобализация (по Р. Робертсону) – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п.
Какие же проблемы объективного и субъективного характера существуют в российском образовании на пути модернизации, вхождения России в европейское образовательное пространство? Не претендуя на полноту анализа, рассмотрим некоторые из них.
Россия – страна евроазийского типа, имеет свое особое, по выражению Г. Хофстеда, «культурное измерение». По Хофстеду, все народы различаются по четырем культурным измерениям: индивидуализм – коллективизм; мужественность – женственность; дистанция власти; избегание неопределенности.
В сфере образования это проявляется в следующем:
▪ в западных индивидуалистских культурах учат учиться самостоятельно на протяжении всей жизни,
▪ в восточных коллективистских культурах учат только в молодые годы, давая готовые знания;
▪ в странах с мужественной культурой учебный процесс ориентирован на достижение успехов, высокие оценки, отчисление из учебного заведение рассматривается как катастрофа,
▪ в странах с женственной культурой учебный процесс ориентирован на среднего учащегося;
▪ в странах с низкой дистанцией власти центральной фигурой является ученик,
▪ в странах с высокой дистанцией власти – учитель;
▪ в странах с низким уровнем избегания неопределенности учебным программах не придается большего значения, цели обучения четко не определяются, учебные задания не детализируются, расписания не соблюдаются,
▪ в странах с высоким уровнем избегания неопределенности, напротив, имеется четкий Госстандарт; программы четко структурированы, расписание жестко соблюдается.
По этим критериям видно, насколько значительно образование в России отличается от образования на Западе.
Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, в той или иной мере и форме охватывают многие социальные институты, организации, процессы. В конце прошлого века ведущие страны мира начали преобразование национальных образовательных систем, ориентированное на универсализацию, унификацию, стандартизацию, в конечном счете интеграцию. Роль универсального образования на Европейском континенте выполняет европейская система образования. Декларации и соглашения – Болонское (1990 г.), Лиссабонское (2001 г.) и Барселонское (2003 г.) – это просто общепризнанные вехи новых политик и подходов, которые практически одновременно оказывают влияние на различные уровни принятия решений в рамках Европейского Союза.
В настоящее время общество в очередной раз стоит перед проблемой осмысления роли образования. Сущностное определение образования как «подъема к всеобщему» дал Гадамер. Что же представляет «всеобщее»? Наука как целое представляет собой сложную развивающуюся систему, в которой в ходе развития возникают новые относительно самостоятельные, автономные подсистемы и их новые интегративные связи, видоизменяющие систему.
Перемены в системе высшего образования России, как таковые, рассуждения о переменах и сопутствующих им вызовах так же стары, как сами традиции научной мысли. Греческий философ Гераклит когда-то сказал: «перемены – единственное, что остается неизменным в этом мире». И все же, когда мы оглядываемся на фундаментальные достижения в системе высшего образования России последних 10–15 лет, мы не можем не признать, что динамика и влияние перемен стали более стремительными.
В эпоху глобализации появились новые, но вполне реальные и достаточно многочисленные вызовы, которые напрямую влияют на систему высшего образования России. В их числе:
▪ мощные субъекты частного сектора, неправительственные организации
▪ информационные и финансовые империи, а также конкретные частные лица, чьи ресурсы многократно превышают возможности большинства государств входящих в ООН;
▪ всевозможные транснациональные сети (в т.ч. и незаконные, но не отличимые от законных), местоположение штабов и руководителей которых часто невозможно определить и т.д.;
▪ многочисленные религиозные группы различной направленности, которые, лицемерно используя лозунги мультикультурности, толерантности и политкорректности, наращивают свое влияние, стремятся войти в правительства различных государств и получить доступ к власти;
▪ несомненная глобальная религиозная динамика, стремление использовать религиозный фактор в политических и экономических интересах, который в ближайшей перспективе будет все заметнее влиять на социальные процессы, проблемы безопасности и обороноспособности; это повсеместно наблюдаемый рост числа верующих, который будет оказывать все более ощутимое воздействие на политику и безопасность во всех регионах мира. И Россия не исключение.
Это касается всех сфер – технологий, бизнеса, политики, экономики, сферы образования, государственного строительства, сферы смыслообразований, ценностей и норм, одним словом всего образа жизни человека и человечества.
Такой авторитет, как профессор Сергей Петрович Капица на Всемирном Русском Народном Соборе, в марте 2007г. в своем докладе «Природа кризиса современного мира», говорил, что современный человеческий мир показывает свою несостоятельность «по основному параметру любой социальной системы – он не воспроизводится» и происходит это вследствие разрушения духовно-нравственных основ человеческого существования.
Общеевропейские интеграционные процессы в сфере образования, как нам представляется, не являются самоцелью или конечной целью унификации образования, а, по сути, это первая «волна» глобализации. В перспективе прослеживается формирование общемирового образовательного пространства.
В этой связи актуальной становится проблема принципиальной подверженности образования глобализационному воздействию. Имеется ли внутри самого образования проявление глобализационных тенденций? Ответ на этот вопрос не может быть отрицательным, поскольку такие тенденции действительно имеют место. Определенными глобализационными тенденциями в сфере образования, например, являются: универсальный язык науки, наличие единых классиков в отдельных науках, общее в методике и технике преподавания, общее в функциях образования как социального института.
Глобализация образования для России имеет противоречивые дихотомичные перспективы: с одной стороны, реальная возможность достойно интегрировать в общеевропейское, а впоследствии в мировое образовательное пространство, с другой – разрушение существующей национальной системы образования.
Образование – системообразующий фактор. Качественное образование – основа социального развития, устойчивого экономического роста. В итоге без подъема системы образования все упования на великую будущность России останутся пустыми мечтами. У нас есть на что опираться. И эти имеющиеся отечественные образовательные традиции, общий высокий интеллектуальный потенциал страны высоко оцениваются в мире. Мы не так богаты, чтобы позволить себе плохое образование, дешевое по ресурсным затратам. Вложение капиталов в людей – это самый рентабельный вид капиталовложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности // Вопросы образования, 2008. №1. С.65-86.
2. Волков А. Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования, 2008. №1. С.32-64.
3. Калина И.И. Новые образовательные стратегии // Вопросы образования, 2004. №2. С.5-11
4. Каспржак А.Г. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования, 2004. №3. С.24-42
5. Кузьминов Я.И. и др. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М., 2005.
6. Кузьминов Я.И. Образование в России. Что мы можем сделать?// Вопросы образования. 2004. № 1. С. 5–30.
7. Новиков А.М. Почему реформы образования малоэффективны? (сайт академика Новикова А.М. http://www.anovikov.ru/)

Опубликовано на Порталусе 04 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама