Рейтинг
Порталус

Основные компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий

Дата публикации: 04 сентября 2012
Автор(ы): Скурихина Наталья Владимировна
Публикатор: SN397
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1346731576


Скурихина Наталья Владимировна, (c)

Инновация «Концептуальные основы разработки здоровьесберегающих образовательных технологий» разработана и реализуется сотворческим коллективом Красноярского филиала Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО, Сочи-Магдебург) под руководством профессора Российской Академии Естествознания (РАЕ), действительного члена Европейской Академии Естествознания Дюкова Валерия Михайловича и старшего преподавателя кафедры валеологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярского торгово-экономического института» (ФГБОУ ВПО "КГТЭИ"), советника Российской Академии Естествознания (РАЕ) Скурихиной Натальи Владимировны.
Данная инновация апробирована в образовательных учреждениях Красноярского края, Философско-экономическом ученом собрании Московского государственного университета (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва), Академии педагогических и социальных наук (АПСН, Москва), Петровской академии наук и искусств (ПАНИ, Санкт-Петербург).
Разработка здоровьесберегающих образовательных технологий является важным направлением реализации концепции здоровьесбережения в образовательном пространстве. Здоровьесберегающие образовательные технологии не являются альтернативой существующих образовательных технологий.
Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает:
- последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение образования учащимися (студентами) происходило без ущерба для здоровья;
- воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьясбережения.
Основными компонентами здоровьесберегающих технологий являются: аксиологический; гносеологический; здоровьесберегающий; эмоционально-волевой; экологический; физкультурно-оздоровительный.
Аксиологический компонент проявляется в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к – здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
Гносеологический компонент связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
Здоровьесберегающий компонент включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику образовательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Эмоционально-волевой компонент включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Мы выделяем следующую структуру «Концепции гуманитарных технологий в области физической культуры как научно-педагогического явления»:
- Идея: гуманитарные технологии – это технологии повышения эффективности деятельности.
- Парадигма: комплексный подход: естественно-научный и гуманитарный (потребностно-инновационный) компоненты.
- Системообразующий элемент концепции: использование ресурсов выполнения деятельности, связанных с гуманитар-ными знаниями о личности.
- Концептуальные положения: универсальность, комплемен-тарность, неповторимость, прогностичность.
- Теоретико-методические подходы:
- Принципы: личностной значимости, творческого подхода, совокупного воздействия, безопасности, позитивной перспективы, актуализации.
- Условия: учет особенностей реализации гуманитарных технологий (в разных видах физической культуры, с разным контингентом занимающихся).
- Требования: компетентность педагога в области гуманитарных технологий, наличие информационных (учебно-методических) ресурсов.
Модель гуманитарной технологии.
Особое внимание в структуре концепции мы уделяем концепту «парадигма».
Понятие «парадигма» в исследование истории науки введено Томасом Куном в претерпевшей множество изданий на разных языках книге «Структура научных революций»: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». Иными словами, господствующая система научных идей и теорий, которая дает ученым с их помощью и через систему образования всему обществу определенное видение мира и позволяет сравнительно успешно решать мировоззренческие и практические задачи, служит эталоном научного мышления.

Литература:
1. Дюков В.М., Скурихина Н.В. «Индивидуальное здоровье человека. Основы»: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 479 с.
2. Дюков В.М., Семенов И.Н. Специализированный учебный курс «Проблемы проектирования и развития «Школы здоровья». Модуль «Школьная политика, стратегия и тактика в области охраны здоровья. – Киев: Здоровье, 2007. – 279с.
3. Бьюзен Т. Интеллект-карты для здоровья / пер. с англ. Ю. Андреева. – Мн.: Попурри, 2010. – 248 с.

Опубликовано на Порталусе 04 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Основные компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий: аксиологический; гносеологический; здоровьесберегающий; эмоционально-волевой; экологический; физкультурно-оздоровительный.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама