Рейтинг
Порталус

формирование и сохранение здоровья в педагогике безопасности

Дата публикации: 05 сентября 2012
Автор(ы): Гафнер Василий Викторович
Публикатор: edu66
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) педагогика-безопасности.рф
Номер публикации: №1346864421


Гафнер Василий Викторович, (c)

Сайт автора: гафнер.рф


Основным объектом безопасности любого государства является его народ, подлежащий первоочередной и безусловной защите. Эффективность такой защиты оценивается числен­ностью народа, продолжитель­ностью и качеством жизни его граждан, а также соотношением этих показателей с аналогичными показателями в других странах мира. В настоящее время продолжительность жизни граждан России со­ставляет 65–68 лет, что на 15–17 лет меньше, чем в развитых странах мира. По основному принятому в мире показателю качества жизни граждан – индексу развития человеческого потенциала – Россия в последние годы не поднимается выше 65-го места [4, с. 137]. Сложившаяся ситуация указывает на невысокий уровень способности человека обеспечить свою безопасность в современных природных, техногенных и социальных условиях. Выявилась необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. Безопасность народа может формироваться как внешними средствами (ресурсами) государства, так и внутренними средствами (ресурсами) самого человека. В последнем случае под внутренними ресурсами понимается, в первую очередь, культура безопасности человека.

Становление современной культуры безопасности требует преобразования мировоззрения всех слоёв общества с помощью образования. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций (принцип «спасать и исправлять»), к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности (принцип «предвидеть и предупреждать»).

Одним из средств формирования культуры безопасности человека является педагогика безопасности. Педагогика безопасности – это научное направление в педагогике о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности [1, с.10].

Объектом педагогики безопасности является образовательный процесс развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности. Он включает не только сферу специфичной подготовки человека к безопасной жизнедеятельности, но и имеет свои элементы в других отраслях педагогики и сферах человеческой деятельности. Предметом педагогики безопасности являются закономерности развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности.

Педагогика безопасности в области образования решает следующие задачи:

- Воспитание культуры безопасности.

- Обучение безопасной деятельности, в том числе в ситуациях, опасных для жизни и здоровья человека; навыкам оказания само- и взаимопомощи.

- Развитие способности предвидеть, предупреждать и предотвращать опасности; готовности к действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья человека.

В содержании педагогики безопасности можно отдельно выделить направление, где рассматривается развитие жизненного опыта человека в формировании и сохранении (сбережении) собственного здоровья. Такой опыт, безусловно, необходим каждому, так как он существенно влияет на продолжительность жизни человека и численность народа. Содержательно развитие жизненного опыта личности в формировании и сохранении собственного здоровья разбивается на два направления:

1) Здоровьеформирующее образование.

Здоровьеформирующее образование - педагогический процесс по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения и укрепления здоровья. Здоровьеформирующее образование представляет собой непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения, здоровым образом жизни, а также профессиональных компетенций [2, с. 33]. П.А. Кисляков отмечает, что здоровьеформирующее образование включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и заболеваний передаваемых преимущественно половым путем.

О. В. Короткова и Н. Б. Пугачёва рассматривают «Здоровьеформирующее образование как педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимое условие жизнеспособности»[3].

2) Здоровьесохраняющее образование (здоровьесберегающая педагогика).

Здоровьесберегающая педагогика предполагает внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. По определению Минобрнауки РФ «… под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающие важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни обучающихся, воздействующие на здоровье». Здоровьесберегающая педагогика учитывает возрастные, половые, психофизиологические, генетические, этнопедагогические особенности функционирования индивида в образовательной среде. В этом отношении термин здоровьесохраняющее образование используется авторами (Л. Волошина, З. Хуснутдинова с соав.) как синоним здоровьесберегающему [2].

Соотношение здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования, в представлении П.А. Кислякова, выглядит на схеме следующим образом:





Схема 1. Иерархия задач образования в области здоровья [2, с. 34]



Логика подсказывает, что сначала необходимо сформировать нечто, а потом уже прилагать усилия по его сохранению. В отношении образования в области здоровья, на наш взгляд, процессы формирования и сохранения должны идти не последовательно, а параллельно, так как процесс формирования здоровья невозможно завершить.

Педагогика безопасности, как более широкое понятие, охватывает и здоровьеформирующее, и здоровьесохраняющее образование. Соответственно, применительно к развитию жизненного опыта личности в формировании и сохранении собственного здоровья, должны быть четко прописаны ключевые задачи, включающие в себя:

– воспитательные задачи в области формирования и сохранения здоровья (развитие направленности личности);

– задачи обучения в области формирования и сохранения здоровья (развитие опыта);

– задачи развития в области формирования и сохранения здоровья (развитие психических процессов).

К сожалению, не смотря на актуальность темы, нужны серьезные научные исследования (или они недостаточно представлены в научных изданиях) в области здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования. Нет единого четкого терминологического и научного аппарата. Не определены объект и предмет здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования. По этой причине возникает очень размытое представление о том, что необходимо делать, чтобы достичь желаемого эффекта - здоровья (ребенка, учащегося, студента, взрослого человека). Так, в приведенных выше определениях, здоровьеформирующее образование формирует навыки ЗОЖ, а в другом - ориентацию на сохранение здоровья.

С учетом сказанного выше считаем, что в области формирования и сохранения здоровья (в сфере образования) важно обосновать и сформулировать четкие цели и задачи деятельности, которые будут дополняться образовательным потенциалом педагогики безопасности. Приоритетными должны стать технологии, формирующие здоровье ребенка, начиная с первых мгновений его жизни, а может быть, и еще раньше (пренатальное воспитание).



Список литературы

1. Гафнер В.В. Педагогика безопасности – новое научное направление современной педагогики // Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – С. 6-12.



2. Кисляков П.А. Психолого-педагогические основы управления качеством здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе: Монография / П.А. Кисляков. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 172 с.



3. Короткова О.В., Пугачёва Н.Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2011/socialnye_nauki_i_obshhestvennoe_zdorove_teoreticheskie_podkhody_ehmpiricheskie_issledovanija_praktiche/zdoroveformirujushhee_obrazovanie_opyt_problemy_prognozy/32-1-0-717

4. Теория безопасности социальных систем: учебное пособие / под ред. В.Ф. Жмеренецкого - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2010. – 182 с.





Опубликовано: Гафнер В.В. Формирование и сохранение здоровья в педагогике безопасности // Инновационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Ялта, 15-17 сентября 2011. – Ялта: РИО КГУ, 2011. – С. 34-36.



Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): педагогика безопасности, здоровье



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама