Рейтинг
Порталус

Формирование общефункциональных механизмов речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Дата публикации: 25 сентября 2012
Публикатор: Дмитриева Ирина Станиславовна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1348597754


Психика ребенка имеет уникальное свойство – даже при самых тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, при самых глубоких степенях умственной отсталости – она развивается. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую самую тяжелую патологию. Сразу хочется оговориться, что психика может развиваться и просто биологически, то есть с возрастом, но у нас пойдет разговор о развитии в процессе обучения. Основными недостатками мешающими обучению, являются плохая восприимчивость ребенка ко всему новому и его недостаточная активность. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это видимо, ядерный симптом, прямо вытекающий из неполноценности коры. Он же обуславливает своеобразие и несовершенство психических функций детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира. Все проводимые тестирования говорят о замедленности и суженом объеме зрительного и слухового восприятия детей с ТНР, а также их выраженной недифференцированности и неактивности. Особенно важным для развития речи является слуховое восприятие.
Развитие слухового восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании слухового восприятия. В последствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.
Несомненная связь слухового восприятия и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию слухового внимания и памяти дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Как правило, дети, выпускающиеся из логопедических групп детских садов умеют считать, читать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте вербально-логического мышления. Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме детского сада. В то же время, пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности :
• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделять в них главное;
• неспособность синтезировать информацию;
• неумение планировать;
• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
• трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях, представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.
Не ставя под сомнение данное утверждение позволю предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально – языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние вербально – логического мышления на речь дошкольников в условиях патологии.
Разработкой этой темы я занимаюсь не первый год, и у меня сложилось свое представление о том, как развивать у детей все то лучшее, что дала им природа, и при этом, не навредить.
На каждом занятии я ставлю своей целью, кроме коррекции конкретного речевого дефекта еще и коррекцию слухового внимания, памяти. На своих занятиях я решаю коммуникативные и познавательные задачи, но только с опорой на сознательную деятельность ребенка. Ни в коем случае занятия не могут быть принудительными. Любая деятельность ребенка должна быть прежде всего приятной, эмоционально окрашенной, вызывать у него живой интерес. Это достигается и непосредственно личностью педагога, работающего с ребенком. Слишком уравновешенный, монотонный в проявлениях чувств человек не способен вызвать у детей яркие, положительные эмоции, а следовательно, не способен воспитать творческую личность. Недаром ранний и дошкольный возраст называют возрастом чувственного познания, ведь одной из функций является общение, сотрудничество со взрослым. А для этого главное – наладить эмоциональный контакт с ребенком. Где же это можно сделать лучше, быстрее, эффективнее, а главное приятнее для ребенка, чем в игре?
Игра, как форма деятельности ребенка, способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игра разнообразит работу с детьми, особенно логопедическую. Но игра – это не самоцель, а лишь средство воздействия на ребенка, звено в общей системе воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительный заряд на все стороны психофизического развития ребенка. Ниже приведены игры и упражнения, которые могут быть использованы на занятиях, в индивидуальной работе и в повседневной жизни. Главное – установить с ребенком доброжелательные отношения, научить понимать словесную инструкцию, побудить к выполнению заданий.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО -
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Упражнение № 1
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
• Моряк увидел далекий остров, т.к. взял в руки (лупу, бинокль, очки)
• Маша уколола спицей палец, т.к. не умела (стирать, вязать, шить)
• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, т.к. лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая)
• Машина не могла двигаться дальше, т.к. у нее сломалось (зеркало, багажник, руль)
• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в нее (прутик, камень, крошки)
• Катя одернула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 2
Цель: К каждому слову, данному ниже, подобрать, подходящее по смыслу с учетом назначения предметов. Затем составить предложение с каждой парой слов.
Пример: кисточка – краски (клей, рисунок, раскраска, рама и пр.) Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картинку для мамы к 8 Марта.
Щетка _____________ Карандаш______________ Ложка______________
Лейка_____________ Грабли________________ Спицы______________
Иголка____________ Нож__________________ Половник___________
Очки______________ Портфель______________ Клей_______________
Лифт______________ Пузырек_______________ Полка______________
Плита_____________ Вешалка_______________Тачка ______________
Весы______________ Градусник_____________ Сковорода__________
Духовка___________ Миксер _______________ Мясорубка_________
Холодильник_______ Ракета________________ Банка______________
Открывашка_______ Крючок ______________ Сантиметр__________
Молоток__________ Отвертка______________ Гвоздь______________
Тяпка_____________

Упражнение № 3
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учетом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
• Цвет: цыпленок, лимон, василек
Огурец, морковь, трава
Халат врача, помидор, снег
• Форма: телевизор, книга, колесо
Косынка, арбуз, палатка

Упражнение № 4
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учетом выделенного
Признака, и подробно объяснить свой выбор
• Величина: бегемот, муравей, слон
Дом, карандаш, ложка
• Материал: банка, кастрюля, рюмка
Альбом, тетрадь, ручка
• Вкус: конфета, картошка, варенье
Торт, селедка, мороженое
• Вес: вата, гиря, штанга
Мясорубка, перышко, гантеля

Упражнение № 5
Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано
(как в предыдущей паре ) и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо - ? (стрелка – это часть часов, значит к слову
«колесо» я подберу слово «машина», потому, что колесо – часть машины.
Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У
всех этих предметов есть колесо.
Стрелка – часы, колесо
Колесо – круг, ковер
Белка – дупло, медведь
Кофта – шерсть, шуба
Магазин – продавец, больница
Рыба – реки, птица
Ваза – стекло, кастрюля
Молоко – масло, мясо
Коза – капуста, белка
Лошадь – сено, кошка
Чай – печенье, суп
Стал – спинка, корабль
Самолет – аэропорт, корабль
Ракета – космос, самолет
День – обед, вечер
Инструмент – работа, кукла
Охотник – ружье, рыбак
Слово – буква, дом
Ногти – ножницы, борода
Лимон – кислота, конфета
Школа – ученик, больница

Упражнение № 6.
Цель: Озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами).Объяснить свой выбор.
• Кисель, кефир, сок, чай (напитки).
• Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка…
• Муравейник, нора, логово, берлога …
• Самолет, корабль, лодка, мотоцикл…
• Глина, шерсть, дерево, пластмасса…
• Двойка, тройка, пятерка, единица…
• Дирижер, шофер, воспитатель, портниха…
• Салат, каша, борщ, запеканка…
• Топор, лопата, пила, отвертка…
• Серьги, браслет, цепочка, кулон…
• Храбрость, доброта, трудолюбие, честность…
• Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло…
• Клюв, перья, крылья, коготки…
• Есть, спать, учиться, гулять…

Упражнение № 7.
Цель: Закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом потому, что.
• Мама отругала сына, потому что…
• Мальчик решил переодеться, потому что…
• Девочка поднялась с сиденья автобуса потому, что…
• У Саши заболели глаза…
• Бабушка выключила телевизор…
• Собака грозно зарычала…
• Мама заплакала…
• Гости громко рассмеялись…
• Собака весело завиляла хвостом…
• Кот выгнул спину и зашипел…
• Мама открыла окно…
• Петя громко вскрикнул…
• Стая ворон поднялась над полем…
• Машины резко затормозили…
• Милиционер громко засвистел…


Игра «Ушки на макушке»

Эта игра развивает слуховое внимание и память.
Во время игры надо добиваться того, чтобы дети внимательно слушали логопеда.
Детям читаются стихи, предварительно предупреждая их о том, что слушать они должны внимательно, так как потом должны будут ответить на вопрос, выполнить задание и выиграть соревнование.
Ты давно к нему привык.
Это твой родной язык.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Будь ты русский иль грузин,
Но родной язык – один.
Вопрос: Как называется твой родной язык?
Задание: Оглянитесь вокруг, найдите предметы, называя которые вы сможете прибавить слово «один». Например, «один стол», «один шкаф».
Соревнование: Кто больше найдет предметов вокруг?

Игра «Доскажи словечко»

Предлагая детям это задание, логопед направляет внимание на особенности стихотворной речи, а именно – на рифмующиеся слова в конце строк. Такое задание развивает чувство ритма, словесно-логическое мышление.
Ранним утром солнце всходит.
Сколько солнц на небе бродит?
Вечером встает луна.
Сколько в небе лун?...
Задание: Найди вокруг предметы, называя которые можно прибавить слово «одна». Например, «одна дверь».

Сердце мне не зря дано
День и ночь стучит оно.
Словно бы заведено.
У меня одно …
Задание: Найдите вокруг предметы, называя которые можно прибавить слово «одно». Например, «одно окно».

Игра «Зимой»

Игра помогает уточнить представления ребенка о течении времени, развивает словесно-логическое мышление.

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И один он поселился.

Пять чуланов,
Одна дверь.

Игра «Подумаем вместе»

Понимание обобщенного смысла пословиц и поговорок, перенесение его на конкретную ситуацию. Игра развивает у ребенка вербально-логическое мышление. Прочитав пословицы и поговорки, объяснить их смысл. В дальнейшем можно напоминать детям эти выражения и задать вопрос : «Когда так говорят?»
Одна пчела много меду не натаскает.
Одно дерево срубишь – много посади.






Список используемой литературы.

1. Астапов В.И. «Диагностика развития понятийных форм мышления»
Москва АРКТИ 2000
2. Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от
6 до 9 лет»
Москва 1998
3. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. «Формирование связной речи и
развитие логического мышления у детей ст.дошкольного возраста с
ОНР»
Москва , 2010 «Гном и Д»
4 Пожиленко Е А «Волшебный мир звуков и слов»
Москва, «Владос» 2001.
5. Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. «Развитие логического мышления у детей»
«Гринго» Лайнер 1995
6. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день-развитие внимания и
Воображения дошкольников»
Ярославль «Академия развития» 1999.
7. Ястребова А.В, Лазаренко О.И. «Хочу в школу». АРКТИ ,1999.

Опубликовано на Порталусе 25 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама