Рейтинг
Порталус

Приобщение детей к истокам русской народной культуры путём использования устного народного творчества.

Дата публикации: 29 сентября 2012
Публикатор: Асеева Ольга Владимировна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1348933151


Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что некоторые думают, нужно ли детям, родившимся в XXI столетии, возвращаться в "преданье старины глубокой", давно исчезнувшей из жизни взрослого человека?

К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Давайте рассмотрим некоторые малые формы УНТ : Пословицы и поговорки - особый вид устного народного творчества, впитавший в себя опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки, как и другие жанры УНТ в художественном образе зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречии.
Дети, используя пословицы и поговорки, учатся ясно, лаконично и выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно окрашивая свою речь.
Загадка – ещё одна из малых форм унт , в которой предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, ярко и лаконично передавать образы предметов.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представление о переносном значении слова.
Другой вид УНТ- Колыбельная песня. По мнению народа, колыбельная – спутник детства. Она, наряду, с другими жанрами УНТ заключает в себе мощную силу. Позволяющую развивать речь детей, обогащают их словарь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают их своим внешним видом.
Из всех видов УНТ наиболее распространённым и любимым детьми, является – сказка.
Сказки – своего рода, нравственный кодекс народа, их героика – это примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство , человека.
Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образом сказок ; от строк, забавляющих, успокаивающих к ситуациям , требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество. Стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, трусость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребёнок не просто слушал ту или иную сказку. Но и осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.
УНТ играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций. Усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
УНТ развивает и устную речь ребёнка. Влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр унт учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы и поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Таким образом, приобщение к истокам народной культуры начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка , УНТ является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе развития.
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья. Поэтому, основные принципы – действовать вместе с семьей.

Опубликовано на Порталусе 29 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама