Рейтинг
Порталус

Моя педагогическая философия

Дата публикации: 14 октября 2012
Автор(ы): Юницына Елена Клавдиевна
Публикатор: Юницына Елена Клавдиевна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Номер публикации: №1350232460


Юницына Елена Клавдиевна, (c)

Моя педагогическая философия
«Движение истории невозможно без активной
передачи новым поколениям достижений
человеческой культуры, без воспитания»
А.Н. Леонтьев
Проработав педагогом более двадцати пяти лет, впервые задумалась: а какая она, моя педагогическая философия? И начать придётся с того, что вообще означает понятие «педагогическая философия».
В моём представлении это ясная и строгая система взглядов педагога на особенности, задачи и цели своей профессии, система методов и приёмов обучения детей. Моя педагогическая философия – это всё то, что входит в мою профессиональную деятельность.
А началась моя профессиональная деятельность с детей дошкольного возраста. И волею судьбы многих из них я встретила через много лет снова, чтобы теперь уже познакомить с замечательной, творческой и очень нужной профессией повара, кондитера. И вновь я видела полные доверия, неподдельного интереса глаза. Все эти годы каждый из нас прошёл свою школу. Я приобрела ещё одну профессию и совершенствовала своё педагогическое мастерство в преподавании специальных предметов.
«Тайна образования лежит в уважении к ученику» - сказал Р.У.Эмерсон, американский философ, поэт. И в основе моей педагогической философии, конечно же, лежит моё отношение к студентам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на своё мировоззрение, своё миропонимание. Я поняла, «детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными увлечениями, иной игрой чувств.» (Януш Корчак).
Роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика. Учитель должен учитывать психолого-педагогические возрастные особенности воспитанников. Каждый из них – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится. Нужно только найти правильный подход к каждому. Каждый ученик талантлив по своему, нужно только помочь ему раскрыться. Поэтому воспитать в своих учениках чувство ответственности и веры в себя и свои силы – первейшая задача педагога.
Для учеников малоталантливых тоже надо найти место в жизни, которое обеспечило бы им получение самоутверждения и научило приносить пользу обществу и своему духовному развитию. С этой позиции главной моей задачей становится поиск путей и способов, посредством которых можно помочь ребёнку стать тем, чем он стать хочет и может. А значит моя деятельность должна быть умелой поддержкой, руководством, мягким толчком скрытого в человеке природного влечения.
Хороший педагог всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. С годами пришла к выводу, что каждый урок – самый главный, т.к. завтра будут уже другие уроки. И дети, которые сейчас передо мной - самые главные мои собеседники. Я стараюсь находить новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Урок становится процессом сотворчества преподавателя и студента, приносящим удовольствие обоим. Самые лучшие уроки, когда мои студенты спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельные решения. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами» (американская пословица).
Для меня гораздо важнее абстрактного знания, напрягающего одну только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования. Что это значит? Как связаны с жизнью, с реальным педагогическим процессом эти понятия? – Через конкретность деталей и примеров, взятых из повседневной жизни, и через практическое применение знаний. А ещё лучше, когда в уроке они меняются местами, знание возникает в результате практической деятельности. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Тогда всё сразу же становится на свои места – центральным звеном педагогики становится самостоятельная работа учащегося. Только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения, успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствие. Любовь к познанию – вот главное мерило образованности». (Экзюпери)
Исходя из слов Экзюпери, я руководствуюсь девизом, что учитель должен не учить учащегося, а научить учиться. Учитель должен быть умелым консультантом, под руководством которого учащиеся приобретают знания!
«Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». (К.Д.Ушинский).
Ведь если ученики имеют только лишь знания по предмету, но не умеют применять их на практике, то и весь процесс обучения можно назвать пустой тратой времени.
Поэтому периодически оцениваю свой опыт, расставляю приоритеты, стараюсь применять новые формы работы. Чувствую, что должна постоянно развиваться, не только углублять свои знания по преподаваемым предметам, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор.
Ничто не тормозит развитие личности преподавателя сильнее, чем представление, что вчерашние методы обучения и общения со студентами годятся для завтрашнего дня. Для движения вперёд ему следует не только изменить образ действий, но и образ мышления о прошлом, оценки своего прошлого опыта.
Более всего в своей деятельности боюсь «профессиональной деформации», когда увлечённость работой превращается в занудство, поэтому самое время вспомнить позицию по этому поводу В.А.Сухомлинского: «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества». Поэтому нахожу наслаждение в общении с друзьями, природой, занимаюсь прикладным творчеством, люблю давать жизнь предметам, вышедшим из употребления.
Для предупреждения симптомов профессиональной деформации стараюсь не только ежегодно обновлять содержание и форму изложения материала на уроках, но и регулярно использовать такую форму обратной связи с аудиторией, как рейтинг. Рейтинг – это оценка качества работы преподавателя студентами. Для его проведения я использую анкету, проводимую через мастеров производственного обучения, обрабатываю ответы и делаю для себя выводы. Такая обратная связь позволяет не только поддерживать преподавание на определённом уровне, но и непрерывно совершенствовать, например, лекторское мастерство.
Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живёт до тех пор, пока учится».
Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию, ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе – педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела.
Так вот она какая, моя педагогическая философия: «Век живи – век учись».

Опубликовано на Порталусе 14 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама