Рейтинг
Порталус

Педагогическая концепция

Дата публикации: 15 октября 2012
Автор(ы): Юницына Елена Клавдиевна
Публикатор: Юницына Елена Клавдиевна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Номер публикации: №1350315587


Юницына Елена Клавдиевна, (c)

Педагогическая концепция

«Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Мы все знаем, как интересно и увлекательно работать с талантливыми, успешными детьми. Но и для малоталантливых учеников тоже надо найти место в жизни, которое обеспечило бы им получение самоутверждения и научило приносить пользу обществу и своему духовному развитию.
Ежегодно психолого-педагогическая характеристика первокурсников показывает, что 40-45% из них в дошкольном, начальном школьном возрасте имели диагноз ОНР (общее нарушение речи) и ЗПР (задержка психического развития). Изучив множество специальной литературы, понимаю, что дети не виноваты в том, что нервно-психические связи нарушены, или неразвиты, а в результате страдают: внимание, память, восприятие, мышление и речь. И это основной контингент обучающихся. Таким детям надо помочь, научить их учиться.
Анализируя свой педагогический опыт, могу сказать, что сформировала собственную методическую систему. Её цель - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Цель возможно достигнуть путём решения ряда задач:
• реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предметов профцикла;
• развивать творческую инициативу ученика;
• воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую, активную деятельность.
Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
• информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
• коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
• социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
• предметную (способность применять полученные знания на практике).

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общими профессиональными компетенциями; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

Я целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на развитие личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в сфере практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе. Цель воспитательной системы - воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни общества.
Формирую у учащихся здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как духовно-нравственной ценности, организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся, чередую различные виды деятельности (4-7 видов за урок), провожу «физкультминутки», рационально использую время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, выполняет, как правило, задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата своей работы. Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.
Новые ФГОС ставят нас в новые условия: большой объём информации, ограничение учебного времени, высокие требования к формируемым компетенциям. А значит необходимо найти такие методы и способы передачи информации, чтобы в данных условиях дети могли её усвоить. Чаще всего это лекции и лабораторно-практические работы.
В условиях лекционной системы обучения для изучения содержания учебного материала крупной темы конструируется цепочка взаимосвязанных учебных занятий: лекция – лабораторная работа – практическая работа – зачёт. На лекционное занятие выносится комплекс основных теоретических знаний всей темы, представленный общими понятиями, закономерностями, причинно-следственными связями.
Содержание каждой лекции целесообразно представлять в виде системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов знаний. Материал, чётко оформленный в виде системы, запоминается учащимися лучше и допускает более широкий перенос на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных несистемно.
Такая логико-понятийная структура содержания лекции лежит в основе создания логического опорного конспекта (ЛОК) для учащихся.
ЛОК – это компактное логическое отражение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся чёткое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции и содержанием последующих занятий; помочь учащимся осмыслить и запомнить основной материал.
В ЛОК обязательно указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты изучаемых объектов или явлений; направления развития каких-либо процессов; самые яркие факты, характеризующие явления или процессы.
Подготовка преподавателем логических опорных конспектов заключается в конструировании схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, то есть систему основных теоретических знаний, и дополнение «скелета» схемы самыми значительными фактами.
Основные требования к отображению содержания в ЛОК – лаконичность, структурность, компактность расположения учебного материала, простота изображения, доступность для понимания, оптимальность объёма с учётом отведённого для лекции времени, выделения основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращения слов, а также графиков, диаграмм, стрелок, символов и т.д.
Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками, с помощью комплекта заранее подготовленных кодокарточек, раскрывающих отдельные блоки лекционного содержания. Учащиеся приучаются к параллельному конспектированию услышанного учебного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление, происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идёт краткое повторение и обобщение ключевого материала. Представление же учащимися сразу целостного конспекта в начале лекции нецелесообразно, так как учащиеся стремятся перенести его в свою тетрадь вне связи с изложением учителя, что в конечном счёте усложняет усвоение этого материала.
Предполагается и самостоятельная работа по дополнению ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы и задания типа: Где? Почему? Общие черты? Вспомни! Докажи! и т.п.
Логические опорные конспекты широко используются учащимися в качестве опоры на обобщающих тему уроках, где происходит углубление, расширение, применение, систематизация и обобщение знаний, полученных на лекции. Отдельные, в основном слабо подготовленные, учащиеся получают разрешение использовать ЛОК на собеседовании.
По мнению абсолютного большинства учащихся, в исследуемых мной группах, ЛОК помогают им выделить главное в содержании лекции (на это указали 94,5% опрошенных учащихся), разобраться в структуре учебного материала (78,5%), лучше усвоить материал (91,7%). На необходимость сопровождения лекций логическими опорными конспектами в целом указали 88% опрошенных и только 7,4% учащихся ответили, что ЛОК не нужны. Таким образом, положительное влияние ЛОК подтверждают преобладающее число вверенных мне учащихся.
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
• победы и призовые места в конкурсах профмастерства, предметных олимпиадах;
• активное участие в ежегодной неделе профессии;
• достаточно высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
• достаточно высокое качество знаний;
• успешная социализация моих выпускников.

Опубликовано на Порталусе 15 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама