Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОРИГАМИ

Дата публикации: 23 декабря 2012
Автор(ы): Иванова Алевтина Сергеевна
Публикатор: alevtina55
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1356272185


Иванова Алевтина Сергеевна, (c)

ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОРИГАМИ»


Воспитатель: Иванова Алевтина Сергеевна



Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительньих способностей детей. Особенно хорошо развивает логическое мышление конструирование из бумаги — оригами.
Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нем говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего ребёнка и математика, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдет в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным.
Оригами — искусство складывания из бумаги фигурок — родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами в области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин — «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.
Секрет огромной популярности оригами очень прост — несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно сосуществуют волки и зайцы, коты и мыши. Оригами дают возможность ребенку открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.
Единственный рабочий материал в оригами — это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Занятия оригами не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому может каждый складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Недолгий путь создания оригамной фигурки особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь готовой фигуркой можно поиграть, преподнести её в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами — героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что у вас в руках был лист бумаги. Несколько поворотов... и птица начинает махать крыльями! Или лягушка скачет по столу! Хотите шапочку от солнца? Пожалуйста. Игрушку для сына? Нет проблем! Изящную открытку, подарочную упаковку, бумажную икебану. Всё можно выполнить из листа бумаги, используя древнюю технологию оригами.
Оригами — идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Работая с техникой оригами, можно часто встретиться со страхом ребенка, который возникает от неуверенности в собственных силах. «Всё равно у меня не получится! У меня никогда ничего не получится. Я не смогу сделать так, как у вас». В таких случаях превосходные результаты может дать методика сочинения или пересказа сказки в процессе складывания. Можно переключить внимание на литературу, на сюжет, который помогает снизить возникшее напряжение. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, чтобы ребенок проговаривал текст, одновременно складывая лист бумаги. Фигурка получается «сама по себе», незаметно для ребенка. И в дальнейшем воспринимается как чудо, созданное собственными руками. Это прекрасный способ формирования интереса к оригами.

А сейчас я вам предлагаю вместе со мной по ходу сказки сделать фигурки оригами. Сказка называется Волшебный лес. Таня и Ваня, часто слышали от своей бабушки рассказы про волшебный лес. И вот они решили найти этот волшебный лес. Отправились ребята в путь дорогу. Дорога была дальней. Идти далеко, солнце высоко, голову напекло. Решили они сделать себе головной убор ю бумаги (делаем шапочку от солнца). Дальше по дороге они уёи дели, ручеёк и решили напиться. Таня предложила Ване сделать стаканчик (делаем стаканчик). Потом дети пришли к широкой реке. Чтобы перебраться на другой берег нужна, что? (лодка), (делаем лодочку). А вот и волшебный лес! Бабочки летают (складываем бабочку), поют райские птицы (делаем птицу).

Дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений. Очень важен индивидуальный подход, и если ребенок еще не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить.
Между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, но также не следует, и перенасыщать досуг складыванием — достаточно заниматься один раз в неделю.

Желательно оформлять выставки: текущие — состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные — охватывающие работу сезона, тематические — посвященные определенному событию и теме, объединяющие как индивидуальные, так и коллективные работы.


Я пользуюсь некоторыми правилами при обучении детей технике оригами:
1. Заготовки для поделок готовит взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
З. Бумага должна быть хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ проводится на столе.
5. Обучение складыванию оригами должно быть поэтапным: показ одного приёма — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми и т.д.
б. Линии сгибов тщательно проглаживаются.
7. Совмещение углов и сторон в процессе складывания оригами должно быть точным.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания.


Это так просто и увлекательно.



Уважаемые коллеги! Складывайте фигурки оригами! В них вы найдете все: любовь, грусть, иронию, игру, пародию, поэзию, пластику. Оригами позволит вам посмотреть на себя со стороны. А ведь это так важно: посмотреть на себя со стороны, стать детьми хоть на немного. На то время, пока вы складываете фигурку оригами.
И так: желаю Вам успехов в этой увлекательной работе!

Опубликовано на Порталусе 23 декабря 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама