Рейтинг
Порталус

Детский фольклор, как средство воздействия на ребенка.

Дата публикации: 29 января 2013
Автор(ы): Громова Тамара Евгеньевна
Публикатор: tomata
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1359485807


Громова Тамара Евгеньевна, (c)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА.

"Фольклор" в переводе на русский язык-это народная мудрость (понятие пришло из Англии).
"Фольклор"- понятие широкое, оно включает в себя танцевальный, песенный, словесный фольклор. Устное народное творчество-это чистый словесный фольклор. Произведения фольклора отличаются от литературных произведений. Литературное произведение имеет одного автора, оно неповторимое и неизменяемое. Оно появилось гораздо позднее. Произведение фольклора может меняться. Оно имеет много авторов. Изначально, произведение фольклора также имеет одного автора но в процессе передачи дополняется и изменяется. Народ выработал определённые приёмы для передачи и запоминания произведений устного народного творчества.

Малые фольклорные жанры

В детском фольклоре различают: произведения для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими и детское творчество.
Детский фольклор представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Колыбельные песни

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это слово произошло от глагола баять, баить -"говорить". Они имеют отношение к заговорной поэзии. "Дрёмушка-дрёма, отойди от меня!"-говорили крестьяне. Мать, наоборот, звала дрёму к малышу:
Сон да дрёма,
Приди к Ване в голову,
Сон да дрёма,
Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорный характер (сюжеты в песнях про кота). Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота приносит сон ребенку.

Кота зовут ночевать:
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
Коту обещают награду за работу: "кувшин молока, кусок пирога", "белый платочек на шею", "редьки хвост", и "стекляшку вина", сулят "лапки вызолотить, хвостик высеребрить".
Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребёнка ( младенца):" Зипун сошьём, боронить пошлём".
В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое оформление
соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Сели грачи на ворота:
Ворота- то скрип, скрип!
А Колинька спит, спит
Встречаются импровизации:
О, О,ОО, ООО!
О,О! баиньки.
После каждого трёхстишия нянька прибавляет к ним слово: "баю дитятку", "баю милую".
Пестушки

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка.
Пестушки (от пестовать- нянчить, ростить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на
руках). Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают младенца в
первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
Потягунушки, потягунушки!
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
При каждом стихе руки ребёнка складывают и разводят, при последних словах-очень широко. Важное значение в пестушках имеет ритм. Пестушки вызывают у ребёнка радостное настроение.

Потешки

Пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. ("Ладушки", "Сорока"). В этих играх уже есть педагогическое наставление, "урок". В "Сороке " щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол,
Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец (маленький),
Ты коротенец (короткий),
По воду ходи,
Ребят мой,
Телят корми...

Прибаутки

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой- либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином-"прибаутки". Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке-золотом петушке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что "просо сеяла, горох веяла"; о долгоносом
журавле, что на мельнице ездил и видел диковинку:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает.
Как правило в прибаутке дана картина какого-либо яркого события , или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребёнка:
Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром-
Заливать кошкин дом.
Прибауткам свойственен сюжет, но малыш не способен на долгое внимание- и они ограничиваются передачей лишь одного эпизода.
Движение-основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом...
В другом-ритмика передаёт тележный грохот:
Трах, трах, тара-рах!
Едет баба на волах.
К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевёртыши-особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так," свинья на дубу" гнездо свила...
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.

Произведения, некогда принадлежавшие к фольклору взрослых, но, претерпев изменения перешедшие к детям: заклички, игровые припевы, приговоры-относятся к календарному детскому фольклору.

Календарный детский фольклор.

Дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от закликать-"звать, просить, приглашать. общаться").Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Помимо закличек ребёнок знал различные приговорки. Это обращения к мыши, улитке, жучкам, подражание птичьим голосам; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая во время купания. Песенные заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущие-то губительные, то благотворные-силы земли, неба и воды; произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых. В закличках была надежда на обильный урожай, достаток и богатство. В фольклоре последнего времени песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного:
Уж дождь дождём,
Поливай ковшом.
Поливай весь день
На наш ячмень...
Заклички о солнышке и радуге:
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни-высвети!
Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Твои детки плачут,
Пить-есть хотят.
От взрослых в детский быт перешли устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчёлам; к мышке с просьбой заменить старый выпавший зуб новым, крепким. Это и вопрос кукушке: "Сколько мне жить?"
Заклички и приговорки принято объединять в один отдел-календарный детский фольклор. Этим термином подчёркивается связь закличек и приговорок с временем года, погодой, праздником, всем строем жизни и бытом дореволюционной деревни.

ИГРОВЫЕ ПРИПЕВЫ, ПРИГОВОРЫ

Игровые припевы, приговоры, не менее древни, чем календарный детский
фольклор. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. В них-глухие отголоски древних обрядовых игр и пережитки древнего быта. Игровое действие унаследовало свои формы, правила и порядок от древних языческих игрищ в честь КОСТРОМЫ, КОЛЯДЫ, ЯРИЛЫ. Игры поражают сходством с серьёзными занятиями жизни : охотой, жатвой, посевом льна, в них имитируются также свадебные обряды. ИГРА- это подготовка к жизненной борьбе и труду. Названия игр "Волк и овцы", "Медведь во бору", "Волк и гуси", "Коршун"-говорят о связи игр с бытом. Большинство игр может быть использовано и сегодня. В них сочетаются важные требования и принципы народной практической педагогики.

ЖЕРЕБЬЁВЫЕ СГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, ДРАЗНИЛКИ, СКОРОГОВОРКИ
В них, пришедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми(создано выдумкой детей).
Эти жанры-не есть "чистое" самостоятельное творчество детей. Оно восходит к творчеству взрослых, но, со временем стало забавой и детской игрой. Здесь много импровизации и выдумки, в особенности это касается жеребьёвых сговорок и пересчётов-считалок.
Жеребьёвая сговорка

Жеребьёвая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок: "Наливное яблочко или золотое блюдечко?"(Из сказки). "Конь вороной или сбруя золотая?" (Из сказок или песен). "Грудь в крестах, или голова в кустах?" (Пословица).
Считалка
Считалка-это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. У считалок две главные особенности:
1) В основе большинства считалок лежит счёт;
2) Считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.
Считалка пришла к детям от взрослых вместе с игрой. Со счётом у людей связана целая группа понятий и представлений. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? (Перед охотой счёт решал многое).
Простейшая форма считалок-голый счёт. Пересчёту-прототипу новейших форм
считалок-придавалась условная словесная форма.
Вскоре в считалке появились сюжеты положения:
Катись яблоко
Мимо сада.
Мимо сада ,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, сухарёк(молоток).
Этот стишок построен на звукоподражаниях, как бы воспроизводит игру на балалайке.
Чёткий ритм считалки "Аты-баты, шли солдаты" напоминает шаг солдатской роты.
Это вид творчества почти всецело развитый детьми. Жители соседних областей давали прозвища другим жителям. Клички -прозвища связывали с профессиями и ремёслами. Клички и обидные прозвища в детской среде в известной мере смягчились.
В большинстве случаев они возникали как рифмованные прибавления к имени: "Архип-старый гриб".
Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень и воровство: "Ябеда-беда, тараканья еда"; "Вор-воришка, украл топоришко".
Дразнилки не обладают большими художественными достоинствами. В них мало
бранных выражений. О любителях подразнить говорили: Дразнило-собачье рыло."
Существуют ещё и формы насмешки и издёвки (рассчитанные на простаков):
-Тебе поклон послали.
-Кто?
-Маша.
-Какая Маша?
Свинья наша.
Безобидной и весёлой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: ЭТО СКОРОГОВОРКА. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: "На дворе-трава, на траве-дрова"; "Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать".


СБОРНИКИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН, ПОСЛОВИЦ, ЗАГАДОК

Детский фольклор всегда привлекал внимание и специалистов-собирателей, и
детских писателей. Устные тексты прибауток, песенок, считалок и всех других произведений подвергались литературной обработке.
Наибольшую известность получили тексты, обработанные К.И.Чуковским, О.И. Капицей, И.В. Карнауховой, М.А. Булатовым, Н.П. Колпаковой.
Как повадился коток
К бабке Марье в погребок
Есть сметану да творог.
Как увидели кота
Ребятишки из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ухватили кота
Поперёк живота.
-Тот-те, Котенька-коток,
И сметанка и творог.(Обр.И.Карнауховой).

Писательница отредактировала народную прибаутку-слегка изменила её содержание и отчасти форму.
Сборники, получившие наибольшую известность, составлены из текстов либо отредактированных, либо самостоятельно созданных писателями.
Наиболее близок к подлинному фольклору сборник "Ладушки".Р.Н.С., песенки, потешки". Худ.ЮА.Васнецов. (М., 1966), "Радуга-дуга".Р.Н.песенки, потешки, прибаутки.
(М.1969).
ЗАГАДКИ

Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые загадки: "Зимой и летом-одним цветом". Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. "Чёрненькая собачка, свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает". - Замок замысловато сравнивается с чёрненькой собачкой.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи загадываемому предмету. Это вводит ребёнка в
размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира. Ребёнок открывает для себя поэзию окружающего мира.
Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчётливо:
"Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес".
(Сорока).
Много загадок иронических, шутливых: "Стоит Федосья, растрёпаны волосья". (Стог).

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Ушинский отмечал: "Пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку во-первых, из-за своей формы. во-вторых, из-за своего содержания. Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается смысл пословицы как общепринятого поручения. "Не наклонясь до земли, и грибка не поднимешь".
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями.
"Нет друга-ищи, а нашел-береги", "Кончил дело-гуляй смело". Народные поговорки-широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.
Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными
поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребёнка известный труд и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребёнка.

ПЕСНИ

Эстетические потребности дошкольников полностью удовлетворяет детский песенный фольклор. Однако, можно брать из песенного народного творчества для взрослых отдельные отрывки. Лучший опыт принадлежит К.Д. Ушинскому: "Весна, весна красная!", "Из-за лесу, лесу тёмного", "Как у наших у ворот"-могут найти своё место в педагогической практике дошкольных работников.
Все они-основа поэтического взгляда на мир.

Опубликовано на Порталусе 29 января 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама