Главная → ПЕДАГОГИКА → КАК РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ИНФОРМАТИЗАЦИОННОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дата публикации: 31 марта 2014
Автор(ы): Шаталова Н.П., Кайгородов В.В. →
Публикатор: Н.П.Шаталова
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1396293575
Шаталова Н.П., Кайгородов В.В., (c)
Развитие социокультурного общества, наполненного технологическими процессами, изменили отношение работодателей к подбору кадров. Образование в вузах, оказывающее влияние на подготовку нужного качества специалистов, претерпело изменение в плане определения цели обучения в создавшихся условиях − подготовка толерантной конструктивной личности, способной к актуализации. В настоящее время ключевые компетенции актуализации тесно связывают с информатизационной и информационной грамотностью.
Предлагаем обратить внимание на проблему информационного и информатизационного неравенства, которое возникает ввиду быстрого процесса развития компьютерных технологий и степенью их освоения для разных возрастных групп. Такие факторы как:
· оснащенность компьютерами;
· программное обеспечение;
· уровень подготовки учителей (преподавателей)
и прочее, усугубляют и определяют проблему информатизационного неравенства, ведущего информационное неравенство.
Несомненно, что информационное и информатизационное неравенства имеют место повсюду в мире. Одной из причин, полагаем, можно считать ориентацию экономики на платежеспособный спрос населения. Однако даже не все обеспеченные люди, воспользовавшись имеющимися финансовыми средствами, могут воспользоваться благами процесса информатизации ввиду разных причин: недостаточности свободного времени, которое они могли бы посвятить изучению; ограничений личностного потенциала (здоровья, способностей….). Вполне понятно, что необеспеченная часть населения, проживающая за пределами мегаполисов, практически выпадает из этого процесса – данный факт относим ко второй причине возникновения неравенства.
Третья причина – это недоступность процесса информатизации, которая связана с тем, что большая доля программных продуктов сегодня выпускается и пишется на английском языке. Список причин, которые порождают неравенство в сфере описываемого процесса, можно продолжать возможно бесконечно.
В нашей стране преодоление неравенства пытаются решить введением в общеобразовательный курс дисциплины «информатика». Не вызывает ни у кого сомнений необходимость введенного в школе предмета. В настоящее время тенологии обучения дисциплины «информатика» оказывают реальную помощь людям в восприятии и принятии компьютера не только как оборудования для вычислительных центров, но и как повседневный рабочий инструмент для самостоятельного познания накопленной обществом информации, причем не только несколько лет назад, а что называется «здесь и сейчас». Речь, конечно, идет о сети Интернет, которая предоставляет возможность каждому располагать свою информацию в сети. Изучение дисциплины «информатика» в школах и вузах не решает в целом проблему информационного и информатизационного неравенства. Важным на данном этапе считаем поиск условий, позволяющих преодолеть рассматриваемое в данной статье неравенство.
Дело в том, что потребность в создании условий для подготовки в стенах вуза специалиста, способного перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка, привела к необходимости создания единого образовательного и информатизационного пространства всех профилей вуза. В вуз поступают дети из школ городов региона, сел, деревень, у которых семьи имеют разный материальный достаток, принадлежат к разным слоям общества и, соответственно, отличаются по уровню информационной компетенции. Наблюдения показывают, что первокурсники имеют слабые навыки, либо не имеют вовсе навыков самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи информационных технологий. В результате можно констатировать, что в первые месяцы учебы, часть первокурсников хотят освоить программу обучения, но не могут. Поэтому перед преподавателями возникает проблема: несоответствие возможностей студентов требованиям программы обучения, в конечном счете, требованиям новой школы. Таким образом, создается угроза подготовки специалистов, у которых не сформированы коммуникативная и информатизационная компетенции. Очевидно, что решать эту проблему необходимо посредством информационных и педагогических технологий на первых курсах и далее на протяжении всего срока обучения.
Каждая аудитория вуза должна быть оснащена компьютерами с наличием медиатеки. Структура и содержание медиатеки может послужить фактором для полноценного процесса формирования информатизационной и информационной компетенции и культуры студентов, преподавателей и сотрудников вуза. Кабинеты оснащены современным оборудованием и программным обеспечением должны иметь доступ к глобальным информационным ресурсам Интернета. Нет в нашей стране вуза, который бы предоставил возможность студенту получить своевременную консультацию у преподавателя по дисциплине. В связи с этим фактором изучение материала по предмету даже в сети Интернет, возможно только до первого «труднопонимаего» абзаца. Было бы уместным организовать дежурство преподавателей в рамках видео-программы «Агент» или «Скайп», тогда работая в библиотеке или дома студент имел бы возможность своевременно получить экспресс-консультацию.
Чтобы решить проблему информатизационного неравенства, важно планирование работы по учебным и научно-популярным телекоммуникационным проектам в рамках всех учебных дисциплин. Уместно дать рекомендацию преподавателям на этом этапе разрабатывать индивидуальный сценарий использования информационного ресурса в преподавании предмета – использование современных электронных учебных материалов, а также программное обеспечение для проведения не только тестирования, но и самотестирования без присутствия преподавателя. Помогло решить проблему неравенства оснащенность учебных кабинетов тренажерами для приобретения навыков практического применения знаний.
Локальная сеть вуза обязательно должна быть приспособлена к развитию системы электронного обучения, которое бы позволило не только решить проблему информационного неравенства, сформировать механизм перехода к открытому образованию. А пока у студента нет возможности просмотреть видеолекции профессоров и преподавателей других вузов на ЮТУБе.
Таким образом, формирование информатизационной и информационной компетенции студентов происходит при использовании компьтерных средств, используемых в полном объеме и в системе. Именно это может помочь разрешить информатизационное неравенство в среде студентов и преподавателей. Предлагаемые выше рекомендации работы по информатизации вуза создали бы принципиально новый всеобщий доступ к знаниям и их постоянному обновлению, позволили бы учиться в любое время с учетом информационных потребностей и интересов обучаемого. Именно такая организация работы с компьютерами в вузе делала бы образование по-настоящему доступным, а постоянную оперативную связь с коллегами, студентами и преподавателями просто необходимой для конструирования профессионального сообщества преподавателей и студентов, способствующей сокращению информационного неравенства.
Опубликовано на Порталусе 31 марта 2014 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): информатизация, информационность, образование, вуз →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK