Рейтинг
Порталус

Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс — нормативная и программная основа физического совершенствования и оздоровления нации

Дата публикации: 05 сентября 2014
Автор(ы): Кряж В.Н., Кряж З.С.
Публикатор: гуманизм
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1409930456


Кряж В.Н., Кряж З.С., (c)

Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс — нормативная и программная основа физического совершенствования и оздоровления нации».– Мир спорта, — 2006. — № 3. — С.31-36. Кряж В.Н. — кандидат педагогических наук, профессор, БГУФК Кряж З.С. — кандидат педагогических наук, доцент В последние годы в стране сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, являющаяся следствием кризиса 80-90-х годов прошлого столетия. Она привела к росту смертности и низкой рождаемости. По данным государственной статистики убыль населения с 1990 по 2004 г. составила 412,4 тыс. (более 4%). Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР). В Республике Беларусь по сравнению с развитыми странами этот показатель ниже на 12-14 лет у мужчин и на 5-6 лет у женщин. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. — 72,9 лет. В 2004 г. ОППЖР составила 68,95 лет. Для женщин она снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 74,9 лет, для мужчин — с 68,9 (1964-1965 гг.) до 63,20 лет [1]. Предпринимаемые руководством страны шаги по улучшению демографической ситуации дают ощутимые положительные результаты. За последние годы начал заметно повышаться уровень рождаемости. Наметилась положительная тенденция снижения смертности и других показателей демографической ситуации.. Несмотря на это проблема оздоровления нации требует дальнейших консолидированных усилий со стороны личности, общества и государства. Об этом свидетельствует неблагоприятная динамика ряда показателей здоровья населения. С 1994 по 2004 г. уровень первичной заболеваемости увеличился в Беларуси на 9,7%. Общая заболеваемость возросла на 18,2%. Соотношение общей и первичной заболеваемости увеличилось с 1,64-1,6 в 1994-1995 гг. до 1,76 в 2004 г., что свидетельствует о накоплении хронической патологии [там же]. Большинство заболеваний взрослых начинается в детском и подростковом возрасте. Причиной возникновения и развития большинства из них является нездоровый образ жизни родителей и детей, а также другие управляемые факторы, многие из которых зависят в первую очередь от самого человека [2]. В результате за последние 10 лет первичная заболеваемость подростков в целом выросла на 46,1%, а общая заболеваемость на 50,2%. Наблюдается тревожная тенденция увеличения доли хронических заболеваний учащихся, которые в обозримом будущем могут стать причиной снижения трудового потенциала страны. Вызывает тревогу прогрессирующее распространение вредных привычек, непонимание большинством граждан необходимости постоянной работы над сохранением и укреплением своего здоровья, особенно в молодежной среде. Физическая культура всегда была в нашей стране действенным компонентом системы факторов укрепления здоровья и снижения заболеваемости. В Республике Беларусь она традиционно включена в систему общего, профессионального, среднего специального и высшего образования детей и молодежи, общественное производство, быт, досуг, физическую рекреацию и реабилитацию населения. В общей системе социальных факторов, повышающих качество жизни населения, физическая культура используется государством и обществом с целью профилактики заболеваний, физического и духовного оздоровления, физической рекреации, физической реабилитации и продления творческого долголетия населения [3]. В силу специфики физических упражнений, как перцептивной деятельности [4], физическая культура используется также с целью нравственного, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует об эффективности физической культуры в профилактике наркомании, алкоголизма, курения и правонарушений, особенно среди молодежи. Поэтому процесс развития физической культуры, повышения эффективности ее функционирования и формирования на этой основе физической культуры личности каждого гражданина является одним из стратегических направлений укрепления безопасности государства. Обязательными условиями эффективного функционирования физической культуры в различных сферах жизнедеятельности белорусского народа является активное скоординированное участие государства, общества и личности в ее развитии, направленном использовании и передаче последующим поколениям. В трудные годы строительства экономической базы социализма, в суровые годы Великой Отечественной войны и в тяжелый для страны период послевоенного восстановления разрушенного войной народного хозяйства эту роль выполнял комплекс ГТО. Однако в дальнейшем, по мере ослабления информационной блокады, бюрократизации государственного аппарата управления и других исторических процессов, приведших к распаду советского общественного и государственного устройства, роль комплекса ГТО как системообразующего фактора системы физического воспитания начала постепенно утрачиваться. Изменившаяся после распада СССР социокультурная ситуация, восприняла идею единства нормативной и программной основы системы физического воспитания и основополагающие ее принципы. Но она не могла принять идеологию и обусловленное нею содержание физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО. Попытки реанимации комплекса с помощью косметических процедур не могли дать положительного результата, поскольку в его основание были положены идейные основы, приоритеты и формы внедрения, не выдержавшие испытания временем. Именно в них заключалась главная причина неприятия комплекса. Поэтому уже в 1986 году мы начали работу по обоснованию регионального, а после образования независимого государства Республика Беларусь — национального физкультурно-оздоровительного комплекса. Это был период, когда уже были утрачены или отвергнуты сложившиеся идейные основы нашего общества и еще не созданы новые. Поэтому мы начали нашу работу с разработки идейных оснований Комплекса – теории гуманизации физического воспитания [5-8]. Она получила свое отражение в четырех книгах и более чем в 200 статьях, государственных документах, пособиях, учебных программах и других публикациях. Конечным продуктом нашей работы явилась нормативная и программная основа национальной системы физического воспитания населения — Государственный физкультурно-оздоровительный Комплекс физического совершенствования и оздоровления нации (Комплекс ФСО). Он был научно обоснован и разработан в 1996-1998 годах как государственный инструмент социального регулирования массового физкультурно-оздоровительного движения нации к здоровому физически активному образу жизни [9, 10]. При разработке Комплекса ФСО использованы данные изучения реального уровня физической подготовленности 20114 человек в возрасте 7-60 лет и старше [8]. Учтены изменения социальных и личностных установок, ценностных ориентаций населения, современные условия учебы и жизни населения, необходимость воспитания у каждого гражданина высокой личной ответственности и заботы о своем физическом и духовном здоровье и долголетии смолоду. По своему замыслу это гуманистический, национальный Государственный Комплекс ФСО. Гуманизм Комплекса ФСО проявляется в его образовательной и оздоровительной направленности, ориентации населения на гармоничное физическое и духовное развитие, разностороннюю физическую подготовку, здоровый физически активный образ жизни. Национальный характер Комплекса ФСО определяют: идея единства цели государства, общества и личности, зарождение идеи Комплекса ФСО в недрах национальной системы образования в конце 90-х годов прошлого столетия, разработка на основе результатов изучения реального уровня физической подготовленности населения Республики Беларусь в возрасте от 7-ми до 60-ти лет. Центральной идеей Комплекса ФСО, объединяющей государство, общество и личность, является идея единства цели духовного и физического оздоровления нации средствами физической культуры и повышения на этой основе качества жизни каждого гражданина. Основным девизом Комплекса ФСО, объединяющим движение личности, общества и государства к одной цели, является: «Давайте заботиться о здоровье сообща! Давайте будем партнерами!». В соответствии с ним государство создает правовую и нормативную базу, ориентирующую и мотивирующую личность на сохранение и укрепление физического и духовного здоровья, условия, необходимые для выполнения принятых Законов и подзаконных актов. Личность под влиянием взаимосвязанных внутренних и внешних мотивов, формируемых на основе общего физкультурного образования и предъявляемых к ней социальных требований, использует предоставленную ей возможность для оздоровления и формирования здорового физически активного образа жизни средствами физической культуры. Общество поддерживает и поощряет направленность личности на физическое и связанное с ним духовное самосовершенствование, самооздоровление и формирование здорового физически активного образа жизни [5,6]. Как в программной основе в Комплексе ФСО для каждой возрастной ступени сформулированы цель, задачи и требования к общему физкультурному образованию, поэтапному формированию физической культуры личности населения. Поэтому Комплекс ФСО устанавливает преемственное содержание программ физического воспитания для различных социальных слоев и возрастно-половых групп населения нашей страны. Такие программы нами уже разработаны при активной поддержке Министерства образования для 1-12-х классов и введены в 1-9-х классах общеобразовательных школ страны [11-15]. Как нормативная основа системы физического воспитания, Комплекс ФСО устанавливает индивидуальные нормы оценки физической подготовленности населения в возрасте от 7 лет до 60 лет. Показатели физической подготовленности являются ориентирами индивидуализации физического воспитания и самовоспитания [9, 10]. Комплекс ФСО ориентирует разработку содержания программного обеспечения на разностороннюю общую психофизическую подготовку населения страны в возрасте от 7 до 60-ти лет к высокопроизводительному труду и выполнению своего патриотического долга по защите Отечества. Целью Комплекса ФСО является развитие в стране социально регулируемого процесса массового физкультурного и спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной и духовно-воспитательной направленностью, формирование здорового физически активного образа жизни средствами физической культуры. Наиболее общими задачами Комплекса ФСО являются: - создать программную и нормативную основу национального физкультурного движения к оздоровлению и повышению качества жизни нации средствами физической культуры под девизом «Давайте заботиться о своем здоровье сообща! Давайте будем партнерами!»; - содействовать в комплексе с другими социальными и экономическими факторами повышению уровня здоровья, снижению заболеваемости, формированию здорового физически активного образа жизни личности и нации средствами физической культуры и спорта для всех и повышению на этой основе качества жизни населения; - установить для граждан страны, с учетом их возраста и пола, что они должны знать и уметь для оздоровления, физического и духовного развития, разносторонней физической подготовки, формирования здорового физически активного образа жизни средствами физической культуры; - установить шкалы оценки уровня физической подготовленности, необходимые для физического воспитания и самовоспитания; - обеспечить преемственность содержания физического воспитания и самовоспитания различных половозрастных групп населения; - готовить население к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных акциях, проводимых под патронажем государства и прогрессивных общественных организаций, способствующих формированию здорового физически активного образа жизни. Цель и общие задачи Комплекса ФСО конкретизированы в содержании каждой ступени. Они решаются с учетом возрастных и половых особенностей населения в системе общего и специального среднего, высшего образования, нравственного и трудового воспитания в производственных коллективах и других учреждениях и организациях, по месту жительства и в местах массового отдыха граждан. В соответствии с общей целью и задачами Комплекс ФСО включает в себя восемь ступеней, многоборья и приложения. Первая ступень: “Олимпийские надежды”. Девиз: “Олимпийцем будь!” Для учащихся начальной школы (возраст 7-10 лет). Вторая ступень “Спортивная смена”. Девиз: “О спорт! Ты – радость!”. Для учащихся базовой школы: (возраст 11-15 лет). Третья ступень “Физическое совершенство”. Девиз: “О спорт! Ты – зодчий!” Для учащихся средней школы, ПТУ, ССУЗов (возраст 16-17 лет). Четвертая ступень “Здоровье, сила и красота” Девиз: “О спорт! Ты кодекс здоровья!” Для учащихся ПТУ, ССУЗов, студентов (возраст 18-21 год). Пятая ступень: «Здоровье, мужество и красота». Девиз: «О спорт! Ты — мужество и благородство!». Для трудящихся в возрасте 23-29 лет. Шестая ступень: «Здоровье и работоспособность». Девиз: «О спорт! Ты — здоровье и работоспособность!». Для трудящихся в возрасте 30-39 лет. Седьмая ступень:«Движение, здоровье и бодрость». Девиз: «О спорт! Ты — здоровье и бодрость!». Для трудящихся в возрасте 40-49 лет. Восьмая ступень:«Движение, здоровье и долголетие». Девиз: «О спорт! Ты — здоровье и долголетие!». Для граждан в возрасте 50-59 лет и старше. Первые четыре ступени включает в себя каждая: цель, задачи и требования к общему физкультурному образованию, виды испытаний и уровни оценки результатов, спортивные требования и рекомендации по недельному двигательному режиму. Для 5-8-й ступеней сформулированы единая цель, задачи, требования к общему физкультурному образованию и стилю жизни. Каждая ступень включает в себя шкалы оценки физической подготовленности, дифференцированные по возрасту. Для первых трех ступеней рекомендованы учебные многоборья и многоборья для оценки общей физической подготовленности. Для последующих ступеней — многоборья ОФП В приложении приведены правила выполнения видов испытаний, форма протокола для учета результатов выполнения видов испытаний, условия награждения сертификатом «Физическое совершенство» за успехи в физической и подготовке и в освоении требований к общему физкультурному образованию для своей возрастной ступени, содержание многоборий и условия начисления очков. Предполагаемыми формами внедрения являются обязательное физическое воспитание учащихся и студентов, смотры-конкурсы физической подготовленности в учебных заведениях, производственных коллективах, других учреждениях и организациях всех форм собственности и другие. Это могут быть спортивные соревнования по видам спорта, пользующимся популярностью среди населения, соревнования по многоборьям Комплекса ФСО. Интересными и продуктивными формами могут быть, получающие распространение в Республике Беларусь физкультурные праздники, олимпиады по физической культуре, конкурсы знатоков спорта и формирования здорового физически активного образа жизни средствами физической культуры, развлекательно-рекреационные физкультурные шоу-программы в местах массового отдыха, организованные с участием по желанию и самостоятельные неучебные физкультурные и спортивные занятия. Важнейшими факторами внедрения Комплекса ФСО является освещение в электронных и печатных СМИ, в трудовых коллективах и учебных заведениях, по месту жительства различных форм работы. Популяризация в электронных СМИ идей и преимуществ здорового физически активного образа жизни, людей, добившихся успехов в физическом совершенствовании и в жизни. Организация в печатных и электронных СМИ обучения оздоровительным технологиям различных групп населения по дифференцированным образовательным программам. В результате внедрения всех ступеней Комплекса ФСО в Республике Беларусь активизируется процесс физического и духовного оздоровления нации. Результаты апробации в течение восьми лет идей комплекса в нашей стране и за рубежом [9-18] дают основание для прогнозирования положительного эффекта от его внедрения в практику направленного использования физической культуры личностью и обществом. Основанием такого оптимистичного прогноза являются также результаты физического и духовного оздоровления наций средствами физической культуры в Канаде, Японии, Германии, Австралии и других странах, переживавших в свое время кризисы физической деградации. Но для этого необходимо придать Комплексу ФСО статус Государственного документа, разработать и реализовать долгосрочную Государственную программу его внедрения. Она должна включать в себя комплекс мероприятий по разработке нормативного, информационного, финансового, научного, программного, методического, кадрового и организационного обеспечения. Опыт стран, прошедших этот путь, свидетельствует о необходимости многолетнего проведения последовательной политики в сфере физического и духовного оздоровления нации. Литература 1. Здравоохранение в Республике Беларусь: Официальный статистический сборник за 2004 г.- Минск , 2005.-316 с. 2. Севковская З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия. Минск, 2002.-128 с. 3. Бальсевич В.А. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988.— 208 с. 4. Кряж В.Н. Физическое упражнение – основное средство физического воспитания. – Сб. науч. трудов . Вып.1. – Минск: АФВиС РБ, 1997 . – с. 218-222. 5. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания: Методическое пособие в трех частях. Часть I: Основные понятия и введение в проблему. — Минск: Четыре четверти, 1996. – 54 с. 6. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания: Методическое пособие в трех частях. Часть II: Истоки гуманизации физического воспитания. – Минск: Четыре четверти, 1996. – 124 с. 7. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания: Методическое пособие в трех частях. Часть III: Гуманистическая концепция и практика физического воспитания (вводная характеристика). - Минск : Четыре четверти, 1996. – 86 с. 8. Кряж В. Н, Кряж, З. С. Гуманизация физического воспитания. — Минск: НИО, 2001. — 180 с. 9. Кряж В.Н., Кряж З.С.Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV ступени, возраст — 7-21 год).//Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV ступени, возраст — 7-21 год). Программа молодежного физкультурно-спортивного движения«Олимпийские надежды Беларуси» — Минск: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, 1999. — C.3-74с. 10. Кряж В. Н, Кряж З. С. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (V-VIII ступени, возраст — 22-59 лет) — Минск: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Федерация профсоюзов Белорусская, 2001. — 24 с. 11. Кряж В.Н. , Кряж З.С. Физическая культура. IV-VI классы // Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. — Мн.: Министерство образования РБ, 2003. — 38 с. 12. Кряж В.Н., Кряж З.С., Овчаров В.С. Физическая культура и здоровье //Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. I-IV классы — Минск: Министерство образования РБ, НИО, 2004. — С. 211-270. 13. Кряж В. Н., Кряж З. С. Физическая культура. VIII класс //Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. — Минск: Минобразования РБ, НМЦентр, 2004. — 20 с. 14. Кряж В.Н., Кряж З.С. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. Физическая культура. IX класс. Базовый уровень. — Минск: Министерство образования Республики Беларусь, НИО, 2005. — 31 с. 15. Кряж В.Н., Кряж З.С., Овчаров В.С., Фильгина Е.В., Юсупова Л.А. Экспериментальные программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, 12-летним сроком обучения «Физическая культура» XI-XII классы. — Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2005. — 105 с. 16. Krjazh V.N., Krjazh Z.S. Гуманизация физического воспитания как педагогическая проблема / Wychwanie Fiziczne i Fizoterapia, № 267/2000, z.3. — Opole: Politechnika Opolska, 2001. — S-213-223. 17. Кряж В.Н., Кряж З.С. Примерные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по физической культуре.— Фiзiчная культура i здароуе.— Вып.3. — 2002.—C.18-47. 18. Krjazh V.N. Physical Education in the Republic of Belarus//International Comparison of Phyzical Education. Concpts, Problems, Prospects/ Uwe Pushe/ Marcus Gerber [Ed.]. — Oxford: Meyer& Meyer, 2005. — P.83- 103.

Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): физическое совершенствование, нация, нормативная и программная основа



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама