Рейтинг
Порталус

© Олег ВИХАНСКИЙ, директор Высшей школы бизнеса МГУ: У аналитиков работает серое вещество, а у менеджеров - интуиция и сердце

Дата публикации: 08 июня 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1433757508


Олег Виханский - директор Высшей школы бизнеса МГУ - нового факультета Московского университета. Одновременно он является заведующим кафедрой управления производством экономического факультета МГУ. Школа бизнеса была создана в 1989 году на базе экономического факультета, но лишь в 2001-м, когда было закончено строительство нового здания, стала самостоятельным факультетом университета. Сегодня здесь готовят по двум основным программам: MBA (мастер делового администрирования) и "магистр" по направлению "менеджмент". А с нынешнего года начинают готовить и бакалавров. О том, что отличает новый факультет МГУ, по каким программам здесь обучают и какие цели перед собой ставят, Олег ВИХАНСКИЙ рассказывает обозревателю "Известий" Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.

- Мы пытаемся соединить два начала: прикладное и академическое. Студенты сами делают выводы на основе разбора конкретных ситуаций. Это называется action, reflection, learning: действуем, осознаем, что мы сделали, и только потом теоретически обобщаем. Традиционная же методика обучения другая: сначала дается теория...

- То есть традиционная методика - дедуктивная, а у вас она - индуктивная?

- Совершенно верно. Все это распространяется и на студентов программы MBA. Она рассчитана на тех, кто уже работает и делает это успешно. Массу вещей они знают лучше преподавателей. Ведь теория менеджмента - это не логическая дисциплина, придуманная яйцеголовыми учеными. Критерий ее правильности - успех какого-то дела. Но и сама теория менеджмента очень быстро устаревает: в бизнесе всегда побеждает тот, кто делает по-другому.

- У вас в основном семинарская система обучения?

- Если говорить старым академическим языком, то да. У нас практически не читают лекций. И еще - нет понятия "слушатель". Все - студенты. Причем это может быть и генеральный директор, и президент компании... Они должны, как все студенты, выполнять домашние задания, активно работать в классе, не опаздывать...

- Бакалаврам тоже не читают лекции?

- Читают. Это другой, более академический тип образования. Хотя и там студенты должны активно работать, выполнять упражнения, решать задачи... Для людей, которые идут в бизнес, очень важно научиться коммуницировать, понимать других и добиваться, чтобы его самого поняли. И еще - ориентироваться в ситуации. Ведь менеджмент - деятельность не столько экономическая и правовая, сколько поведенческая. Нужно не только знать и уметь, но и хотеть...

- А любого человека можно этому научить?

- Конечно. Создается конкурентная среда, и студенты добиваются результата. Вновь набранные студенты в первые два дня проходят психологический тренинг. Происходит создание единой команды, снимается напряжение. Ведь без команды ничего сделать нельзя: побеждают всегда вместе.

- Сегодня "менеджмент" - модное слово: во многих вузах открываются факультеты с таким названием, которые, мягко говоря, далеки от совершенства...

- Да... (Смеется.) Знаете, кому сегодня труднее всего найти работу? Бухгалтерам, экономистам и юристам. Их - страшное перепроизводство. Но, с другой стороны, если вы спросите у руководства любой компании, в чем их главная проблема, они отвечают: "В кадрах". Поэтому, разуверившись в нашем образовании, многие посылают своих перспективных менеджеров учиться за границу. Мы стараемся эту ситуацию изменить.

- Знаю, что только что вы создали ассоциацию своих выпускников... Для чего это делается?

- Хорошая Школа бизнеса должна давать студентам три вещи: первое - связи, второе - бренд и третье - образование. Ведь хорошая школа - это мощнейший институт социально-экономических изменений в обществе. Выпускники, разбросанные по всей стране и по миру, так или иначе могут друг с другом взаимодействовать, у них есть некое общее понимание проблем... Теперь, когда создана Ассоциация выпускников, им проще будет взаимодействовать. Создается некое сообщество. Причем они находятся в разном бизнесе: в производстве, в торговле, в страховании, в банках...

- Кто у вас преподает?

- Многие дисциплины (особенно по программе MBA) у нас преподают те, кто сам успешен в бизнесе. Не может научить студентов делать большие деньги преподаватель, который сам зарабатывает двести долларов. Мы стараемся найти людей, у которых бы академическое начало сочеталось с практическим. Среди них можно встретить и наших бизнесменов, закончивших Гарвард, и западных русскоговорящих преподавателей... Постоянный штат очень небольшой - основная масса приглашенных. У бакалавров, конечно, больше академических преподавателей.

- Чем образование, которое получают в Высшей школе бизнеса, отличается от экономического факультета МГУ?

- В отличие от экономического факультета, который в большей степени воспитывает аналитиков, мы готовим людей, способных принимать решения в условиях неопределенности и риска. В западных университетах тоже есть школы экономики, где учат развитию аналитических способностей и методологии анализа, и школы бизнеса. Это разные вещи, разный темперамент. У аналитиков должно работать серое вещество, а у студентов школ бизнеса - интуиция и сердце... Хороший менеджер и бизнесмен должен видеть возможность там, где все видят проблему.

- Что такое Global management game?

- Есть такая глобальная игра, которая происходит в сети Интернет. В ней участвуют 95 команд школ бизнеса со всех континентов. Разработана она была в Школе управления университета Карнеги Меллон. У студентов - виртуальные рынки; они производят и продают часы, получают информацию. Условный игровой цикл - два года (реально он длится год). Ребята сидят до ночи, решая, куда "вложить" деньги, в каком положении их конкуренты... В определенный день запихивают свои решения в компьютер, который быстро анализирует результаты и выдает свое решение. Это очень обучающая игра. Мы - единственные ее российские участники.

- У вашего факультета есть партнер - Институт комплексных стратегических исследований, который вы возглавляете...

- Да. Там сидят сильные молодые аналитики - в основном выпускники экономического факультета МГУ, Высшей школы экономики, Российской экономической школы... Высшая школа бизнеса проводит с ними совместные научные конференции. Кроме того, вместе с Лондонской школой экономики мы проводим двухнедельные летние школы под Москвой: собираем выдающихся экономистов со всей страны (аспирантов и молодых преподавателей). А еще раз в месяц в Шко-

ле бизнеса проходят семинары "Стратегия развития". Это дискуссионные клубы, в которых участвуют знаменитые экономисты, политики... Мне очень важно, что на такие семинары приходят студенты. Они даже могут потом, в неформальной обстановке, подойти к любому участнику и задать свои вопросы. Там выступают представители самых разных взглядов.

Опубликовано на Порталусе 08 июня 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Высшая школа бизнеса МГУ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама