Рейтинг
Порталус

От времен петровских до дней сегодняшних (авторский репортаж из ВВМИУ)

Дата публикации: 20 июля 2015
Автор(ы): Борис ЗУБОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1437389887


Борис ЗУБОВ, (c)

На фото: От времен петровских до дней сегодняшних (авторский репортаж из ВВМИУ), автор: admin

В августе 2015 года исполняется 217 лет со дня основания Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. Это известное с давних пор высшее учебное заведение за двести истекших лет обеспечило подготовку многих тысяч военных корабельных инженеров, инженер- механиков и развитие на высоком техническом уровне самого отечественного Военно-Морского Флота.

Автор настоящего очерка пять лет обучался в училище, получил там обширные теоретические и практические знания в области военно-морской науки, техники и диплом корабельного инженера. Все последующие годы, работая в области кораблестроения, с большим уважением и благодарностью всегда вспоминал училищные годы, принятые методы обучения и замечательных педагогов, высокообразованных и любящих свое дело профессоров и преподавателей.

История создания училища неразрывно связана с Главным адмиралтейством, которое было спроектировано и заложено Петром I, когда начинал строиться и сам город Петербург.

За прошедшие годы в помещениях Главного адмиралтейства располагались: с 1718 года - адмиралтейство - коллегия и Адмиралтейский департамент, с 1828 по 1856 годы - наследник училища корабельной архитектуры - "учебный морской рабочий экипаж" и многие другие. С началом девятнадцатого столетия во вновь отстроенном здании располагалось морское министерство России, в советское время - штаб Ленинградской морской базы, а с 1925 года - военно- морское инженерное училище.

История же самого училища выходит к 1797 году, когда утвержденный царем "Особый комитет по преобразованию флота", учитывая большое значение подготовки офицеров для выросшего отечественного военно-морского флота, создал в своем составе Комитет об учреждении училищ для учеников штурманских и корабельной архитектуры. Этот комитет выработал предложение об организации в Санкт-Петербурге и на юге страны в составе Черноморского флота по одному штурманскому училищу и по одному училищу корабельной архитектуры.

Указом императора Павла I эти предложения были узаконены, а также утверждены штаты указанных училищ. Для петербургского училища корабельной архитектуры четырехлетний срок обучения и общий контингент учеников во всех трех классах в 100 человек. На училище возлагалась подготовка корабельных мастеров для проектирования и постройки судов и машинных мастеров для обслуживания судовых механизмов.

Первым директором училища в Петербурге назначили по совместительству обер-сарваера (главного корабельного строителя) Балтийского флота генерал- майора Александра Семеновича Катасонова. Этот выдающийся военный кораблестроитель, выходец из простых тиммермановских учеников, более 45 лет работал на пользу отечественному флоту.

В августе 1800 года на должность профессора петербургского училища назначается талантливый педагог и крупный ученый Семен Емельянович Гурьев. С его приходом связано развитие и значительное повышение уровня учебной работы в училище. Профессор лично читал лекции и вел занятия по высшей математике, гидравлике и теории корабля. Им положено начало тесной связи училища с наукой и Российской академией наук, которая сохранилась на многие годы.

В 1805 году состоялся первый выпуск из училища девяти корабельных мастеров в чинах 12-х и 14-х классов. В 1828 году училище перебазировалось в здание Главного адмиралтейства и на его базе было организовано учебное заведение морского ведомства с названием "учебный морской рабочий экипаж". В его составе предусматривались кондукторские и рабочие (мастеровые) роты. Первые четыре года из экипажа выпускались только корабельные инженеры, ас 1834 года начали выпускаться и инженер-механики флота.

В дальнейшем перечень специальностей, подготовляемых в экипаже, значительно расширился.

В июне 1872 года с целью сосредоточить подготовку флотских офицеров инженерных специальностей в одном учебном заведении штурманское артиллерийское училище и инженерное училище были объединены в одно учебное заведение с названием техническое училище морского ведомства и размещением в Кронштадте.

В 1896 году это объединенное училище переориентируется на подготовку специалистов только двух флотских специальностей: кораблестроителей и инженер-механиков. Название изменено на "морское техническое училище". Спустя два года в июне 1898 года к 100-летнему юбилею училище получило новое наименование "Морское инженерное училище имени Николая I".

Еще до революции 1917 года из стен училища вышли высококвалифицированные военно-морские инженеры, которые в дальнейшем стали крупнейшими учеными и руководителями промышленных предприятий в области судостроения. В их числе хорошо известные нам и стране академики и профессора А.И. Берг, К.П. Боклевский, И.Г. Бубнов, А.И. Балкашин, Ю.А. Шиманский и многие другие.

В сентябре 1917 года морское инженерное училище переводится из Кронштадта в Петроград и размещается в здании Политехнического института, а затем в 1918 году оно перебазируется в здание бывшего морского кадетского корпуса на Васильевском острове. В этом же году состоялся предпоследний выпуск из дореволюционного контингента училища - закончили полный курс обучения 9 корабельных инженеров. По механическому отделу выпуска не было, после чего училище было расформировано.

В мае 1922 года возрождается самостоятельное морское инженерное училище с 4-летним сроком обучения.

В первые годы оно размещалось в здании бывшей Покровской общины на Васильевском острове, а в мае - сентябре 1925 года переехало в правое крыло Главного адмиралтейства.

В апреле 1927 года училищу присваивается имя Феликса Эдмундовича Дзержинского, и с тех пор оно именовалось "Военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского". Реввоенсовет Союза ССР приказом от 24 апреля 1930 года отнес училище к разряду высших учебных заведений. В соответствии с постановлением ЦИК и Совнаркома СССР о введении новых персональных воинских званий было подтверждено отнесение ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского к высшим учебным заведениям, выпускающим инженер-механиков и корабельных инженеров флота. Выпускникам училища присваивались воинские звания воентехника 1 ранга (старшего лейтенанта) всего с одним годом выслуги до присвоения следующего звания инженер-капитан-лейтенант.

Автор настоящего очерка обучался во ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского пять лет - в 1932-1937 годах, своими глазами видел и повседневно чувствовал высокое качество обучения и великое умение профессоров, преподавателей и командования училища доходчиво передать курсантам свои знания и накопленный опыт, воспитать достойных офицеров флота. Мы познакомились с замечательными педагогами, которые читали нам насыщенные четкие лекции, проводили самостоятельные упражнения и, наконец, присутствовали при выполнении нами письменных "репетиций" об усвоении полученных знаний.

Курс высшей математики вел выпускник училища 1919 года и военно-морской академии 1926-го 35-летний военный инженер Н.Г.Кузнецов. Курсанты его уважали за исключительное владение своим предметом, умение доходчиво увязать сложные теоретические выкладки с практическим применением. Всем импонировал его всегда подчеркнуто опрятный вид форменной одежды, белоснежные, жесткокрахмальные манжеты и такой же подворотничок кителя. Наше расположение также завоевали замечательные педагоги и профессора: инженер-флагман 3 ранга В.А.Соколов, выпускник училища в 1910 и ВМА в 1926 годах, читающий курс теоретической механики, а также инженер-флагман 2 ранга Н.А. Кочкин, читающий техническую химию, инженер 1 ранга А.В.Акимов по паровым турбинам и многие другие.

Лекционные занятия сопровождались практической работой по разборке и сборке, регулированию и управлению механизмами и котлами в хорошо оснащенных училищных стендах и лабораториях. Кроме того, 2 раза в неделю мы работали в слесарных, токарных и кузнечных мастерских. При этом несли службу в караулах и общеучилищных нарядах. Одним словом, учеба была насыщена и требовала больших трудов и стараний.

Курсы теоретической механики читал нам сорокалетний профессор Л.А. Архипов. Он не только блестяще знал свой предмет, но искусно и доходчиво увязывал его с такими предметами, как сопротивление материалов и строительная механика корабля. В трудные годы Великой Отечественной войны училище продолжало свою активную деятельность.

22 июня 1941 года весь постоянный личный состав, все службы и курсанты ВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского перешли на военное положение, всем было выдано боевое табельное оружие и боеприпасы, были отменены увольнения, значительно усилены караулы. В последующие дни часть курсантов и офицеров ушла сражаться в бригады морской пехоты и на корабли флота. В начале августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского в город Правдинск Горьковской области.

Были отозваны с фронта курсанты 1-3-го курсов. Однако сбор курсантов затянулся, и им пришлось выбираться из осажденного Ленинграда по Ладожскому озеру на баржах. Во время перехода 19 сентября 1941 года на Ладоге разразился сильный шторм, и 324 курсанта и офицера погибли. 200 человек спаслись, прибыли в Правдинск и приступили к учебе. В конце февраля 1942 года училище вторично эвакуировали в город Баку. В июле 1944 года ВМИУ им.Дзержинского возвратилось в город на Неве. После войны училище сохранило высокий уровень и методы обучения и осталось в ряду лучших высших учебных заведений страны.

Сегодня учебное заведение идет в ногу со временем. С помощью специальной программы и интернет-сайта открылся факультет дистанционного обучения. Будущих моряков и руководителей плавсостава так не учат, конечно. Но для подготовки военных педагогов такая форма обучения подходит вполне. Ведь есть же в России и другие популярные и востребованные дистанционные курсы для педагогов. Теперь, чтобы получить удостоверение педагога военных дисциплин, не обязательно ехать в училище для стационарной учебы. Все можно сделать удаленно: "ходить" по видеосвязи на лекции и сдавать контрольно-зачетные работы в электронном виде. Единственное условие - наличие педагогического образования по невоенным специальностям. Т.е. курсы работают как переподготовка педагогических кадров.

В заключение настоящего очерка необходимо особо отметить, что из училища всегда выпускались хорошо знающие свое дело и умеющие использовать полученные знания и опыт на кораблях флота и предприятиях судостроения военно-морские инженеры. Подтверждением этому служит хотя бы то, что из числа выпускников училища послевоенного периода более 150 человек были удостоены высокого звания адмиралов, в том числе полное адмиральское звание получили 6 воспитанников, вице-адмиральское звание - 26 воспитанников. Лауреатами Ленинской премии также стали 26 питомцев училища, а звания лауреатов Государственной премии удостоены более 100 дзержинцев. Ряд выпускников ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского проявили в своей деятельности глубокие знания, широкую инженерную эрудицию и особо незаурядные организаторские способности, стали крупными государственными деятелями нашей страны. Заместителем военно-морского министра страны и заместителем Главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению много лет были: выпускник 1928 года инженер-адмирал Н.В. Исаченков и выпускник 1938 года Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии инженер-адмирал П.Г.Котов. Заместителем Главкома ВМС по судоремонту также успешно служил много лет выпускник 1941 года инженер-адмирал В.Г.Новиков.

Выпускник училища 1926 года Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии инженер-капитан 1 ранга В.Н.Перегудов (1902-1967) в качестве главного конструктора руководил проектированием и строительством первой атомной подводной лодки.

Опубликовано на Порталусе 20 июля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): военно-морское училище



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама