Рейтинг
Порталус

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 26 июля 2015
Автор(ы): В. Б. Моисеев, Т. В. Гуськова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 1, 2012, C. 62-64
Номер публикации: №1437911792


В. Б. Моисеев, Т. В. Гуськова, (c)

В. Б. Моисеев

 

доктор педагогических наук, профессор, ректор Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: (8412) 49-54-41; e-mail: rector@pgta.ru

 

Т. В. Гуськова

 

кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: (8412) 49-55-3; e-mail: tvg120@pgta.ru

 

В статье на примере Пензенской государственной технологической академии, осуществляющей многоуровневую непрерывную подготовку высококвалифицированных кадров, рассмотрен концептуальный подход к внедрению системы менеджмента качества.

 

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, гарантии качества образования, система менеджмента качества вуза, модели системы менеджмента качества, многоуровневая непрерывная подготовка высококвалифицированных кадров.

 

В современном мире проблеме качества образования уделяется все большее внимание. Стратегической целью российской государственной политики в области образования в соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Для реализации этой цели предполагается решение приоритетных задач: обеспечения инновационного характера базового образования; модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития; создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участия в международных сопоставительных исследованиях [1]. Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, вступление России в единое Европейское образовательное пространство требуют унификации процессов и гарантии качества образовательной деятельности [2]. Ответственность за обеспечение гарантий качества образования возложена на образовательные учреждения, что повышает значимость определения подхода к выбору модели системы менеджмента качества (СМК). Основные подходы формируются с учетом определенных тенденций в данной области, таких как использование международных стандартов качества, внедрение основных положений концепции всеобщего управления качеством в деятельность вузов, участие в конкурсах по качеству, применение самооценки как инструмента постоянного совершенствования деятельности образовательного учреждения.

 

Пензенская государственная технологическая академия (ПГТА), гармонично сочетая традиции и инновации в образовательном процессе, осуществляет многоуровневую непрерывную подготовку высококвалифицированных кадров, воспитание социально значимой личности для обеспечения инновационного развития экономики и общества. В своей деятельности ПГТА основывается на

 
стр. 62

 

интеграции образования, научных исследований, разработок, внедрения и бизнеса; совмещении теоретического и производственно-практического обучения; формировании у обучающихся профессиональных знаний и производственного опыта в области современных промышленных, информационных и управленческих технологий; развитии их инновационного и творческого потенциала. В ПГТА реализуются последовательная и параллельная модели непрерывного профессионального образования на основе интеграции начального, среднего высшего и послевузовского профессионального образования, ведется подготовка специалистов по профессиональным программам бакалавриата и магистратуры, программам дополнительного профессионального образования.

 

Гарантии качества в образовании рассматриваются как все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению, направленные на выполнение требований к качеству [2]. Модель СМК ПГТА формировалась в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, типовой модели системы качества образовательного учреждения и критериев премий Правительства РФ в области качества. На основе разработанной модели с учетом принципов менеджмента качества сформирован реестр процессов, определены владельцы процессов и ответственные исполнители, а также номенклатура нормативных документов СМК. Большое внимание в ПГТА уделено процессам управленческой деятельности руководства. Разработаны миссия, видение, политика в области качества. Основными целями политики в области качества ПГТА считает гарантию качества образования, системное осуществление и развитие научной деятельности и обеспечение качества создаваемой научно-технической продукции, достижение и поддержание высокой результативности и эффективности образовательных, научно-исследовательских и сопровождающих процессов на всех уровнях системы гарантии качества, опережение и соответствие требованиям и ожиданиям потребителей образовательных услуг и научно-технической продукции. Для реализации целей в области качества разработана и утверждена стратегия развития ПГТА по следующим направлениям: "Образовательная деятельность-воспитание и обучение", "Инновационная и научно-исследовательская деятельность", "Управление персоналом", "Стратегическое партнерство", "Финансово-экономическая деятельность", "Маркетинг, аналитическая и рекламно-информационная деятельность", "Развитие информационных технологий, ресурсов и систем", "Управление инфраструктурой и материальными ресурсами", "Развитие организационной структуры". В соответствии со стратегией разработан и утвержден комплексный план деятельности по инновационному развитию вуза. Документация в области стандартизации содержит руководства по качеству, стандарты, положения, рекомендации, инструкции, правила, регламентирующие основные процессы деятельности вуза. Разработка, согласование, введение в действие и применение документов в области стандартизации проводится на основании годовых программ работ по стандартизации [3].

 

Деятельность ПГТА направлена на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон, которыми выступают следующие потребители: Министерство образования и науки РФ; общество в лице представителей администрации г. Пензы, совета ректоров вузов Пензенской области, службы занятости, средств массовой информации; абитуриенты, родители, предприятия; поставщики (учреждения среднего и среднепрофессионального образования). Маркетинговые исследования рынка образовательной и научной деятельности, рынка труда включены в базовые процессы СМК вуза. Определение и классификацию требований потребителей, оценку их удовлетворенности, а также систематический мониторинг трудоустройства выпускников в ПГТА осуществляет Центр целевой подготовки и трудоустройства в соответствии с утвержденными внутривузовскими стандартами "Взаимодействие с работодателями. Порядок анализа и учета требований работодателей", "Оценка удовлетворенности работодателей" и др. В рамках сотрудничества вуза с предприятиями и организациями ведется плодотворная работа по трудоустройству выпускников. По результатам рейтинга вузовских центров, проводимого Координационно-аналитическим центром содействия трудоустройству вы-

 
стр. 63

 

пускников учреждений профессионального образования (г. Москва) в 2010 г., ПГТА находится на 8 месте среди вузов России.

 

Взаимодействуя с потребителями, ПГТА является членом Европейской Академии информатизации (Бельгия), Ассоциации инженерного образования (Россия), Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз машиностроителей России", Союза машиностроителей Ассоциации промышленников и товаропроизводителей (Пензенская обл.), Международной сети агентств по обеспечению качества высшего образования INQAAHE, Промышленного совета Всероссийской организации качества.

 

При осуществлении кадровой политики ПГТА руководствуется принципами мотивации персонала на реализацию стратегии, целей, задач и планов вуза в области гарантии качества образования; согласования целей и интересов каждого работника с целями и задачами вуза; регулярной оценки компетентности и результатов труда научных и научно-педагогических работников; создания системы повышения квалификации работников для выполнения стратегических задач вуза; мониторинга удовлетворенности персонала [3].

 

Эффективность функционирования СМК ПГТА как многоуровневого образовательного учреждения подтверждена присуждением вузу звания лауреата Всероссийского конкурса "Системы обеспечения качества подготовки специалистов", областного конкурса "На соискание премии губернатора Пензенской обл. по управлению качеством" в номинации "За высокие результаты самооценки по модели и критериям премии Правительства Российской Федерации в области качества", сертификатом соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации N 163-р от 7 февраля 2011 г.

 

2. Азарьева В. В., Круглов В. И. и др. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы менеджмента качества образовательного учреждения. - СПб: ПИФ.com, 2007.

 

3. Моисеев В. Б., Федосеев А. А., Бурлюкина Е. В. Личная ответственность за качество // Аккредитация в образовании: Научно-метод. журнал. - Йошкар-Ола, 2007. - N 12. - С. 34 - 35.

 

CONCEPTUAL APPROACH TO IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF UNIVERSITY IN CONDITIONS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

 

V.B. Moiseyev

 

doctor of pedagogical sciences, professor, rector of the Penza State Technological Academy

 

T.V. Guskova

 

candidate of pedagogical sciences, head of the Quality Management Department of the Penza State Technological Academy

 

The article is devoted to analysis of the conceptual approach to implementation of the quality management system on example of the Penza State Technological Academy that offers a multi-layered continuous training of highly qualified specialists.

 

Key words: continuous vocational education, quality assurance of education, the quality management system of university, the model of the quality management system, multilevel continuous training of highly qualified specialists.

 
 

Опубликовано на Порталусе 26 июля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама