Рейтинг
Порталус

© От школьников до топ-менеджеров. В Московском университете имени М.В. Ломоносова прошли торжества, посвященные 10-летию Высшей школы бизнеса МГУ

Дата публикации: 23 сентября 2015
Автор(ы): Наталья Савицкая
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Независимая газета, № 273, 19 декабря 2003, C. 11
Номер публикации: №1442990050


Наталья Савицкая, (c)

В Высшей школе бизнеса МГУ прошли мероприятия, посвященные ее 10-летнему юбилею.Вроде бы небольшой срок, но за этот период ВШБ из простой межфакультетской структуры на базе экономического факультета доросла до самостоятельного отделения ведущего университета. От скромных 60 студентов на трех программах в начале деятельности - до сегодняшнего набора в 250 человек. Сегодня в ВШБ на трех основных программах обучается более 500 студентов.

Краткие вехи истории виновника торжества таковы: в 1989 году в МГУ по инициативе тогда еще первого проректора Виктора Садовничего создается Школа управления, а уже в 1995-м - появляется одна из первых программ "Мастер делового администрирования" (МВА). В последующие годы бизнес-школа проводит свои и совместные программы краткосрочных курсов и семинаров для менеджеров российских и иностранных компаний, открывает программы МВА по заказу Министерства топлива и энергетики РФ, а также ведущих аудиторских компаний стран "большой шестерки". В 2000 году школа становится самостоятельным подразделением МГУ. И буквально через год - торжественное открытие нового здания Школы бизнеса на Воробьевых горах и обретение нового статуса - преобразование в Высшую школу бизнеса МГУ. Строя систему управленческого образования так, как это принято в большинстве стран мира, бизнес-школа МГУ одной из первых проводит набор на магистерские программы. В 2003 году началась программа "Бакалавр" и даже открылась Школа юного менеджера для школьников. Кроме всего этого, в самое ближайшее время откроется новая программа "Executive МВА", которая предназначена для обучения топ-менеджеров. Таким образом руководство бизнес-школы МГУ уже в течение ряда лет последовательно выстраивает целостную систему непрерывного менеджерского образования от работы со школьниками старших классов до обучения высших менеджеров.

К своему юбилею Школа бизнеса МГУ подготовилась более чем основательно. Одним из ключевых мероприятий стала юбилейная конференция "Будущее МВА в российском бизнес-образовании".

В отличие от большинства конференций такого рода вопрос о востребованности выпускников со степенью МВА на современном рынке труда здесь рассматривался не столько с позиций академического сообщества, сколько с позиций российского и западного бизнеса. И хотя в начале конференции прозвучали доклады заместителя декана ВШБ МГУ Станислава Смирнова и доцента Александра Наумова, в которых серьезно проанализированы тенденции развития программ МВА в России, основной акцент был сделан на оценке программы МВА представителями деловой среды, кадровыми агентствами и выпускниками этих программ.

В юбилейной конференции МГУ приняли участие представители крупных российских и иностранных компаний, действующих на территории России.

Директор по управлению персоналом Альфа-банка Руслан Ильясов отметил, что сегодня российский бизнес уже готов не только приглашать к себе на работу сотрудников со степенью МВА, но и готов платить за обучение своего персонала в ведущих бизнес-школах.

Гендиректор компании "Ксерокс" (СНГ) Игорь Симонов, оценивая МВА с точки зрения работодателя, отметил, что в России при приеме специалиста на работу не делают особого предпочтения для имеющих "корочки" МВА. Пока еще жива российская традиция "взращивать" менеджера в собственной компании. Тем не менее МВА развивается очень эффективно вне этих желаний и предпочтений.

Генеральный директор компании "Базовый элемент" Игорь Смолькин подчеркнул, что секрет успешного обучения в Высшей школе бизнеса МГУ заключается в том, что студентов на факультете обучают преподаватели-практики, уже добившиеся успеха в бизнесе.

Господин Маннингс, управляющий партнер компании "KPMG-Россия", в своем докладе указал на необходимость подготовки в России квалифицированных руководителей, имеющих представление о современных тенденциях развития мировой экономики и готовых к сотрудничеству с западными компаниями.

На конференции выступили и бывшие слушатели: выпускница Высшей школы бизнеса МГУ Екатерина Коляда - заместитель начальника департамента ОАО "Газпром" и выпускник Академии народного хозяйства Дмитрий Молчанов - генеральный директор компании "Домострой". Выступление Дмитрия Молчанова носило резко критический характер. Выпускник АНХ обратил внимание на многие недостатки обучения, с которыми он столкнулся, будучи студентом этой академии.

Особого интереса заслуживает обозначенная в выступлениях всех докладчиков следующая мировая тенденция. Как известно, классический возраст слушателя МВА-программ составляет 29-34 года. После 2005 года, отмечают эксперты, ожидается резкий скачок желающих получить образование МВА. Но здесь странным образом вмешивается демографическая ситуация, которая показывает, что в США и многих развитых странах Западной Европы и Азии прирост населения (имеется в виду все тот же возраст 29-34) будет превышать количество желающих поступить на МВА. А в Восточной Европе наблюдается обратная картина. Эта ситуация, говорят эксперты, поставит перед Россией задачу повышения качества программ МВА. Обучение, считают докладчики, - основное средство ответа на вызов, который бросает динамичное развитие среды. Человек, прошедший бизнес-обучение, должен измениться и по-другому увидеть себя и свои возможности.

Если сравнивать критерии отбора школ МВА у нас и за рубежом, то, как отметили докладчики, они пока очень разнятся, особенно если речь идет о приоритетах. На Западе, например, самое большое значение придается мировой репутации заведения, карьерным возможностям, качеству преподавания и репутации преподавателей. Стоимость обучения за рубежом не имеет значения. Буклеты и сайты не играют большой роли в информированности слушателей об МВА. У нас же пока много уделяют внимания рекламе, особенно обещаниям некоторых школ помочь своим слушателям найти после завершения обучения более высокооплачиваемую работу. На Западе раньше делали так же. А вот сегодня уже ориентируют потребителя совсем на иное. Мастер делового администрирования - это думающий и творческий человек, необходимый любой компании. Совсем скоро потребуется, чтобы у большинства сотрудников было схожее видение будущего развития компании. Кстати, как раз этой цели посвящены такие мероприятия университета, как участие студентов Высшей школы бизнеса МГУ в международной игре Global Management Game (в ней участвуют 95 студенческих команд ведущих школ бизнеса из Америки, Европы и Азии) и научно-практический семинар "Стратегия развития", в ходе которого студенты получают возможность встретиться с ведущими учеными-экономистами и представителями политических и деловых кругов России.

Первый заместитель министра Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов рассказал об участии российских бизнес-школ в президентской программе переподготовки управленческих кадров для высшего и среднего кадрового состава. Заметив при этом, что вообще в систему дополнительного профессионального образования России в самое ближайшее время ожидается резкий приток взрослых, желающих продолжить или получить новое образование. "Учиться всю жизнь" - скоро станет жизненной потребностью многих, а МВА - самый известный диплом послевузовского образования. Это, кстати, отметили и иностранные коллеги, работающие в России. Ян Эклоф из Стокгольмской школы экономики (Санкт-Петербург) отметил долгосрочность перспектив программ МВА в России.

Конференция Высшей школы бизнеса МГУ продолжалась несколько часов и вышла за рамки составленного организаторами регламента, что уже свидетельствует о важности и перспективности затронутых в ходе обсуждения вопросов.

Опубликовано на Порталусе 23 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Школа бизнеса МГУ, МГУ. выпускники МГУ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама