Рейтинг
Порталус

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИЕ И РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧЕНИКИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Дата публикации: 28 октября 2015
Автор(ы): А. Кронгауз
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Исторический журнал, № 2, Февраль 1941, C. 99-111
Номер публикации: №1446022294


А. Кронгауз, (c)

При капитализме подготовка и распределение квалифицированной рабочей силы происходят стихийно. Капитализм в своем развитии разоряет трудящихся крестьян и городскую мелкую буржуазию и превращает их в нищих, бездомных людей. При капиталистическом строе создается огромная армия безработных, стремящихся получить работу хотя бы за самую мизерную плату.

 

Совершенно иначе обстоит дело с подготовкой и распределением промышленных кадров в социалистическом обществе. В СССР навсегда уничтожена безработица и нищета, и поэтому в нашей стране не могут стихийно создаваться резервы рабочей силы. А между тем растущие социалистическая промышленность и железнодорожный транспорт требуют непрерывного; равномерного, планового притока новых квалифицированных рабочих. Для того чтобы решить эту задачу огромной государственной важности, Президиум Верховного Совета СССР в Указе от 2 октября 1940 года постановил:

 

"Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек, путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично-Заводского Обучения".

 

На содержание этих училищ и школ в 1940 году ассигнован 1 миллиард рублей.

 

Партия и правительство заботятся не только о количественном пополнении рядов рабочего класса, но и о качестве этого пополнения, ибо нельзя допустить, чтобы рабочий класс засорялся случайными элементами.

 

Созданное по решению правительства Главное управление трудовых резервов руководит подготовкой в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО квалифицированных, любящих свое дело, политически стойких, физически крепких, дисциплинированных рабочих.

 

Указ советского правительства от 2 октября 1940 года имеет огромное значение для дальнейшего роста социалистической промышленности, для укрепления индустриальной и оборонной мощи нашей страны, для воспитания колхозной и городской молодежи в духе лучших традиций рабочего класса. Указ о создании государственных трудовых резервов является одним из мероприятий, способствующих продвижению нашей страны от социализма к коммунизму.

 

Советская молодежь с энтузиазмом встретила Указ о подготовке трудовых резервов. Количество добровольцев значительно превысило число мест в ремесленных и железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.

 

Заботу партии и правительства о будущих квалифицированных рабочих, замечательные условия, созданные для учеников советских ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения чрезвычайно поучительно сравнить с тяжким положением фабрично-заводских и ремесленных учеников в царской России.

 

1

 

Карл Маркс, исследуя положение рабочего класса в различных отраслях английской промышленности, показал чрезмерное удлинение рабочего дня, хищническое высасывание рабочей силы, волчью жадность капитала к прибавочному труду. Капиталист, присваивая себе труд рабочего, отбирает у него даже ту часть средств существования, которая необходима для поддержания жизни рабочей семьи, и тем самым принуждает родителей посылать на производство малолетних детей.

 

Маркс привел в "Капитале" материал, опубликованный в газете "London Daily Telegraph" от 17 января 1860 года, о работе детей в кружевном производстве: "В 2, 3, 4 часа утра 9 - 10-летних детей отрывают от их грязных постелей и принуждают за одно жалкое пропитание работать до 10, 11, 12 часов ночи, благодаря чему члены их отказываются служить, тело сохнет, черты лица приобретают тупое выражение, и все существо цепенеет в не-

 
стр. 99

 

 

Рабочие-малолетки у фабричного общежития .

 

Дореволюционная Россия .

 

мой неподвижности, один вид которой приводит в ужас" 1 .

 

Эти факты были типичными для всех отраслей английской промышленности. Среди многих других примеров Маркс сообщает в "Капитале" рассказ рабочего Дж. Эспдена о работе ребенка на фабрике обоев: "Когда моему мальчугану было 7 лет, я ежедневно носил его туда и обратно на спине по снегу, и он работал обыкновенно по 16 часов!.. Часто я становился на колени, чтобы накормить его, пока он стоял у машины, так как ему нельзя было ни уйти от нее, ни остановить ее" 2 .

 

Маркс писал о том, что всякие пределы продолжительности рабочего дня, установленные" нравами и природой, возрастом и полом, сменою дня и ночи, разрушены. "Капитал справлял свои оргии" 3 .

 

Отношение к малолетним рабам капиталистической промышленности было немногим лучше отношения капиталистов начала XVII века к "ученикам-пауперам", взятым из работных домов. В то время нередки были случаи, когда владельцы предприятий убивали учеников, чтобы получить от владельцев работных домов премию за прием в ученье новой группы детей 4 . Только угроза физического истребления рабочего класса и могучий рост рабочего движения в XIX веке вынудили буржуазное правительство издать законы, несколько ограничившие пределы зверской эксплоатации.

 

Но еще в 1907 году "Особый комитет" в Англии установил, что сотни тысяч детей в возрасте от 4 до 12 лет трудятся в промышленных предприятиях 5 .

 

Погоня за детскими руками как за дешовой рабочей силой, безудержная эксплоатация малолетних и подростков являются и сейчас типичным явлением для рационализированной капиталистической промышленности. В исследовании Аллен Хатт "Положение рабочего класса в Англии" указывается, что за период между 1923 - 1924 и 1930 - 1931 годами процентное отношение числа взрослых мужчин к числу мальчиков, заново принятых в промышленность Лондона, упало со 120 до 24, а число взрослых женщин к числу девочек упало с 89 до 45 6 .

 

В промышленности и в сельском хозяйстве США, по данным ценза 1930 года, работало больше 2 миллионов детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет; 700 тысяч из них моложе 15 лет. Несмотря на то, что в США существует закон, формально запрещающий детям до 14 лет поступать на производство, фактически дети начинают работать с 10 - 12 лет, а во множестве случаев и раньше. Так например в 1937 году законодательное собрание штата Миссури постановило разрешить без всяких ограничений труд детей, работающих вместе со своими родителями.

 

Дети, начиная с 6 - 7-летнего возраста, работают в этом штате в копях по добыче барита, подвергаясь жестокой эксплоатации.

 

В американских штатах Миссисипи, Тексас и Луизиана на креветочных промыслах работают дети с 4 лет 7 .

 

Капиталистическая система ученичества позволяет владельцам предприятий особенно жестоко экплоатировать детей под видом их обучения. Подростки, числящиеся рабочими, получают небольшую заработную

 

 

1 К. Маркс "Капитал". Т. I, стр. 231. Партиздат. 1937.

 

2 Там же, стр. 234.

 

3 Там же, стр. 264.

 

4 См. Джон Голлан "Молодежь в английской промышленности", стр. 19. Изд-во "Молодая гвардия". 1938.

 

5 Там же, стр. 23.

 

6 См. Аллен Хатт "Положение рабочего класса в Англии", стр. 121. Партиздат. 1934.

 

7 См. М. Розман "Капиталистическая рационализация и рабочий класс", стр. 136. Госполитиздат. 1940.

 
стр. 100

 

плату, ученики же в большинстве случаев, работая наравне со взрослыми, ничего за свой труд не получают или получают гроши. По приукрашенным сведениям: Венгерского королевского статистического бюро, подросток зарабатывает 5,76 пенге в неделю. На самом деле подросток получает 2 - 3 пенге, на которые он может приобрести всего несколько кило хлеба.

 

На прославленных заводах Форда в США имеется фабрично-заводская школа. Окончив школу, ученики ее работают у конвейера такими же темпами, как и взрослые рабочие, получая за свой труд 1 /3 заработка взрослых. В журнале американского комсомола "Ревю" помещено письмо молодого рабочего, в котором он пишет о своем ученичестве: "Мы ничему не научились. 85% юношей, оканчивающих нашу школу, не приобретают никакой квалификации. Большинство не получает и работы. Форд использует подростков для легкой наживы".

 

Сроки "ученичества" всячески затягиваются владельцами фабрик и заводов и достигают часто 6 - 7 лет.

 

Условия существования русских рабочих до Великой Октябрьской социалистической революции имели много общего с тем, что описал Маркс в своих бессмертных произведениях.

 

После отмены крепостного права промышленный капитализм в России стал довольно быстро развиваться. Количество рабочих на фабриках, заводах, железных дорогах интенсивно росло за счет притока рабочей силы из разорившихся, обнищавших деревень. Фабриканты и заводчики имели возможность набирать на свои предприятия дешовую рабочую силу.

 

"Положение рабочих в царской России было необычайно тяжелое. В 80-х годах рабочий день на фабриках и заводах был не менее 12 часов, а в текстильной промышленности доходил до 14 - 15 часов. Широко применялась эксплуатация женского и детского труда. Дети работали столько же часов, сколько и взрослые, но получали, так же как и женщины, значительно меньшую заработную плату. Заработная плата была непомерно низка. Большая часть рабочих получала 7 - 8 рублей в месяц... Не было никакой охраны труда, что приводило к массовым увечьям и смерти рабочих. Не было страхования рабочих, медицинская помощь оказывалась только за плату... В маленьких "каморках", в рабочих казармах жили по 10 - 12 человек рабочих. Фабриканты часто обсчитывали рабочих, заставляли покупать в хозяйских лавках продукты втридорога, грабили рабочих при помощи штрафов" 1 .

 

В результате разорения народных масс города и деревни России наполнились массами безработных. Фабриканты накапливали огромные богатства, мелкие хозяйчики вытеснялись миллионерами. Капиталист получил возможность загнать рабочего вместе с его женой и детьми каторжной работой до смерти. "И в самом деле, - указывает Ленин, - взгляните на те промыслы, в которых рабочие еще не добились себе защиты закона и: в которых рабочие не могут оказывать сопротивления капиталистам, - и вы увидите безмерно длинный рабочий день, доходящий до 17 - 19 час, вы увидите надрывающихся за работой детей с 5 - 6-летнего возраста, вы увидите поколение постоянно голодающих и вымирающих мало-помалу с голоду рабочих" 2 .

 

При массовом применении женского и детского труда вся семья рабочего доставляла капиталу большую массу прибавочного труда чем прежде, когда в семье работал один человек, даже если возрастала общая сумма заработной платы, получаемая этой семьей.

 

Огромное количество малолетних, начиная с 5-летнего возраста, работало на бумаготкацкой и прядильной фабрике Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном. Предприниматели принуждали рабочих отдавать детей на фабрику, угрожая в противном случае увольнением с предприятия. Иногда отец или мать приносили на работу спящих детей, тут же будили их и ставили к станку. Если истомленные непосильной работой дети вновь засыпали, надсмотрщики будили их ударами кнута.

 

Ивановский бытописатель Ф. Д. Нефедов, сотрудник некрасовского "Современника" и "Отечественных записок", описал в очерке "Наши фабрики и заводы" 3 трагедию короткой жизни детей, работавших в ивановских красильнях. Увидев мальчиков и девочек, которые, ползая по полу, вытирали грязь с шестерен среди оглушительного стука, жары и зловония, он спросил у фабриканта, что за люди выходят впоследствии из всех этих детей.

 

- Бог знает, куда они у нас деваются, - ответил фабрикант. - Мы уж их не видим после.

 

- Как не видите?!

 

- Да так, высыхают они.

 

- Вы хотите сказать, что впоследствии они переменят род занятий и перейдут на другую фабрику? - спросил Нефедов.

 

- Нет, просто высыхают, совсем высыхают! - ответил фабрикант.

 

 

1 "История ВКП(б)", стр. 8.

 

2 Ленин. Т. II, стр, ,572 - 573.

 

3 Ф. Д. Нефедов. Очерки и рассказы. Ивгосиздат. 1937.

 
стр. 101

 

 

Ученик-мальчик в кустарной мастерской .

 

Дореволюционная Россия.

 

Особенно был распространен труд детей самого раннего возраста в системе домашней промышленности. Так например на женских промыслах в Московской губернии на размотке бумаги дети, как правило, начинали работать с 5 - 6 лет при дневном заработке в 10 копеек и годовом - в 17 рублей. Рабочий день здесь доходил до 18 часов.

 

Напуганное стачками и волнениями рабочих, царское правительство утвердило 1 июня 1882 года "Правила о работе малолетних на заводах, фабриках и мануфактуре". Согласно этим правилам, детям до 12 лет вообще запрещалось работать на производстве. Дети от 12 до 15 лет могли работать не больше 8 часов; им запрещалось работать по ночам и в праздники. (Ночная работа все же допускалась этим законом в первые два года его действия.) Вступление этих правил в силу было отсрочено под воздействием фабрикантов на 6 лет. Помимо этого текст правил был столь туманным, а контроль за их исполнением столь ничтожным, что обойти их было очень легко. Детей продолжали эксплоатировать по-прежнему, хотя количество малолетних на фабриках и заводах уменьшилось. 1

 

Под нажимом капиталистов 6 мая 1890 года правительство опубликовало новый закон о работе женщин, малолетних и подростков, значительно ухудшивший условия их работы. По новому закону, допускалась, между прочим, работа подростков в праздничные дни с разрешения фабричной инспекции и ночная работа женщин и подростков в "особо уважительных случаях", по разрешению присутствий по фабричным делам или губернаторов.

 

В циркуляре министерства финансов от 21 июля 1891 года говорилось о том, на каких условиях жены и дети рабочих могут быть привлечены (по существу, в принудительном порядке) к ночным работам. Под этот преступный циркуляр была подведена "моральная база".

 

"В видах ограждения добрых нравственных основ семейной жизни, - значилось в циркуляре, - которые могут быть поколеблены при разобщении на ночное время родителей с детьми, а жен с мужьями, разрешать ночные работы подросткам и женщинам, когда эти работы исполняются ими одновременно с главами их семейств. Только при совместности ночных работ подростков с их отцами, а жен с их мужьями может осуществиться действительный контроль глав семейства над поведением остальных его членов" 2 .

 

Даже по преуменьшенным данным пере-

 

 

1 См. К. А. Пажитнов "Положение рабочего класса в России" Т. III, стр. 31. Изд-во "Путь к знанию". 1924 г., а также О. Гвоздев "Записки фабричного инспектора", стр. 50. Госиздат. М. и Л. 1925.

 

2 М. Ильин "Сегодня и вчера", стр. 106. Детиздат. 1937.

 
стр. 102

 

писи 1897 - года, в которой истинное положение вещей всячески скрывалось, в промышленности работали 238 тысяч детей моложе 12 лет. Рабочий день подростков 12 - 15 лет ограничивался, по закону, 8 часами, однако в 1913 году из 252 тысяч рабочих-подростков 144. тысячи работали 10 и больше часов в сутки.

 

Особенно жестокой эксплоатации подвергались малолетние рабочие и работницы Ярославской большой мануфактуры (ныне "Красный Перекоп"). Пользуясь тем, что работа на многих машинах не требовала большой мускульной силы, хозяева, наводнили цеха, малолетними, которые работали до полного изнеможения.

 

Малолетних заставляли лезть в узкие щели между частями машин, и там, скорчившись, задыхаясь в пыли и копоти, они часами сгребали пыль и очищали механизмы от застрявших в них волокон хлопка. Часто детей заставляли чистить мюль-машину на полном ходу, хотя эта работа была смертельно опасной.

 

И за этот адский труд мальчикам и девочкам платим 3 - 5 рублей в месяц.

 

Однако и на эту работу попасть было чрезвычайно трудно. Долго надо было родителям унижаться перед мастером, отдавать последние деньги и продукты, чтобы приняли ребенка на производство.

 

А через 2 - 3 месяца ребят нельзя было узнать: дети 10 - 12 лет превращались в маленьких стариков, желтолицых, с ввалившимися глазами, гулко кашляющих и угрюмых.

 

Даже по официальным данным, из 100 малолетних рабочих на Ярославской мануфактуре - умирало 65.

 

Дети активно участвовали в большой забастовке рабочих Ярославской мануфактуры в 1890 году: "работавшие на фабрике мальчики и девочки, на которых главным образом и налагались штрафы, по словам унтер-офицера Кудрявцева, "особенно сильно кричали, что в городе войск нет, а полицию надо уничтожить" 1

 

2

 

Особенно распространенным и чрезвычайно тяжким видом эксплоатации детей являлось так называемое ученичество у кустарей, ремесленников, на фабриках, заводах, в различных частных торгово-промышленных заведениях и т. п.

 

Многие писатели нашей страны: Л. Толстой, Успенский, Короленко, Чехов, Горький, Шолом-Алейхем, Вольнов, Серафимович, Пришвин, Д. Островский, Ванда Василевская и другие - показали в своих произведениях горестную судьбу детей и подростков, находившихся под гнетом помещичье-капиталистической эксплоатации.

 

Алеша Пешков, ставший впоследствии прославленным русским писателем Максимом Горьким, сам испытал на себе прелести "ученичества", которые описал в "Детстве" и "В людях".

 

Однажды он сказал своему хозяину-чертежнику: "Тряпичником-то лучше жить, чем у вас! Приняли в ученики, а чему учите? Помои выносить..."

 

Он думал, что его прогонят после таких слов, но на второй день хозяин пришел на кухню, где находился Алеша, и показал ему, как надо делать чертежи...

 

Алеша задумался, с чего начатъ. В это время к нему подошла, хозяйка.

 

- Чертить хочешь? - спросила, она зловеще.

 

"Схватив за волосы, - рассказывает писатель, - она ткнула меня лицом в стол так, что я разбил себе нос и губы, а она, подпрыгивая, изорвала чертеж, сошвырнула со стола инструменты и, уперев руки в бока, победоносно закричала:

 

- На, черти!" 2 .

 

Испытал муки работы "мальчиком" и писатель Николай Островский. Он рассказал о них в романе "Как закалялась сталь". Герой романа Павка Корчагин работая в привокзальном буфете, мечтал о поступлении учеником в депо. Отработал он однажды свою смену, хотел идти домой, но сменщик его не явился, и хозяйка, приказала Павке дежурить вторые сутки. К ночи он совсем выбился из сил, стал плохо соображать и позабыл закрутить кран в, кипятильном баке.

 

Павка задремал на дровах, а в это время вода полилась из куба...

 

"Удары один за другим сыпались на голову совершенно одуревшего от боли мальчика.

 

Он со сна, ничего не понимал. В глазах вспыхивали яркие молнии, и жгучая боль пронизывала все тело.

 

Избитый, едва доплелся домой" 3 .

 

В литературе были только обобщены явления, типичные для жизни того времени.

 

Надо было пройти через каторгу ученичества у кустаря, ремесленника или

 

 

1 Н. П. Паялин "Волжские ткачи", стр. 127. Изд. "История заводов". М. 1936.

 

2 М. Горький. Собрание сочинений. Т. XVII, стр. 52 - 54. ГИХЛ. 1933.

 

3 Николай Островский "Как закалялась сталь", стр. 23. Изд. "Молодая гвардия". 1936.

 
стр. 103

 

на капиталистическом предприятии, чтобы стать квалифицированным рабочим. Ремесленное ученичество и фабрично-заводское индивидуальное ученичество были основными методами "подготовки" рабочих кадров, в царской России. Ученичество ничего не стоило хозяевам предприятий. Наоборот, оно являлось источником крупных доходов, так как учеников нещадно эксплоатировали, почти не оплачивая их труд.

 

Ленин указывал, что ученичество является естественным спутником мануфактуры, так как процесс производства распадается здесь на детальные операции, исполняемые различными специалистами-мастерами; подготовка таких мастеров требует длительного обучения.

 

При товарном хозяйстве и капитализме ученичество ведет к худшим видам личной зависимости и эксплоатации. Так например в слободе Борисовке, Грайворонского уезда, Курской губернии:, в иконописном промысле обходились большей частью без наемных рабочих, но нещадно эксплоатировали учеников, которых заставляли работать по 14 - 15 часов в сутки. Мастера очень встревожились, когда возникло предположение о создании рисовальной школы, так как опасались потерять даровую рабочую силу.

 

Только развитие машинной техники приводило к сокращению и исчезновению ученичества, так как машины резко уменьшали период обучения, выделив чрезвычайно простые операции, доступные даже детям.

 

Писатель М. Пришвин описал в своем исследовании "Башмаки" 1 дореволюционные кустарные промысла в Кимрах и торговлю живым товаром - продажу "учеников" в кустарные мастерские Петербурга. Ярославские и олонецкие шестерочники, то есть люди, получавшие за службу в трактирах, кабаках, публичных домах по 6 рублей в месяц, решили заняться более прибыльным делом. Они обращались к деревенским беднякам, которые рады были хоть куда-нибудь пристроить своих 9 - 10-летних дочерей и сыновей, и обещали им выучить детей любому ремеслу. Подобрав с десяток мальчиков и девочек, шестерочник привозил их в Петербург, в Апраксин переулок, и сбывал по десятке с головы сапожникам, башмачникам, слесарям, фуражечникам, иногда по десять сразу в одну квартиру. Тут же, получив новый заказ, он отправлялся в другие деревни за "товаром".

 

Иногда покупатель тревожился: - Ты мне его ставишь, а у него, может, тут родные есть?

 

- Не беспокойтесь, - отвечал шестерочник. - Родные его далеко. Не потревожат.

 

Рабочий день мальчика, проданного кустарям, начинался в 5 часов утра и заканчивался в 12 ночи. Если не выдерживал ребенок напряжения и засыпал, тут же устраивалось ему "хвощенье", т. е. его избивали. В среднем каждый "ученик" подвергайся "хвощенью" раза 3 за день. В ночь с субботы на воскресенье дети работали на час дольше, а утром мальчик нес на базар готовую продукцию. Праздник отличался от будней тем, что "ученик" ложился спать не в час ночи, а в 10 часов вечера.

 

Иногда кто-нибудь из детей запевал во время работы песню:

 
Не по морюшку лебедушка плывет, 
Выше берега головушку несет. 
Не ко мне ль то родна матушка идет? 
Ты поди, поди, государыня моя, 
Навести при большом горе маня, 
Как я маюсь, во чужих людях живу, 
Я чужому отцу-матери служу. 
Не по плису, не по бархату хожу, 
А хожу, хожу по лютому ножу" 2.
 

И по всем углам мастерской начинался плач мальчиков и девочек.

 

Многие из учеников кончали жизнь самоубийством: вешались, выбрасывались из окон верхних этажей.

 

А между тем в это время считался действующим указ Александра II от 21 октября 1861 года,, в котором говорилось:

 

"Впредь до лучшего устройства существующих ремесленных установлений возложить надзор за положением ремесленных учеников С. -Петербурга на Попечителей о бедных ведомства Императорского Человеколюбивого Общества с тем, чтобы лица сии,, о всяком обнаруженном ими случае нарушения мастерами установленных законом в отношении содержания учеников правил, доводили до сведения Главного Начальника столицы, для принятия мер к взысканию с виновных" 3 .

 

 

1 М. Пришвин "Башмаки". М. Гиз.1925.

 

2 Там же, стр. 53.

 

3 Цитируется по книге "Об улучшении положения ремесленных учеников. Доклад первому с'езду русских деятелей по техническому образованию Г. Ф. Ракеева, уполномоченного от попечительства Императорского человеколюбивого общества для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство, действительного его члена", стр. 15 - 16. С. -Петербург. Типография С. Добродеева. 1890.

 
стр. 104

 

 

Мальчики-стеклодувы на ночной работе .

 

Дореволюционная Россия.

 

Этот указ существовал только на бумаге; средств на организацию проверки его выполнения не было ассигновано: члены "Человеколюбивого общества" на деле не пользовались никакими специальными правами, да и "правил", о которых упоминалось в указе, по существу, не было.

 

Широко было распространено неоплачиваемое "ученичество" на фабриках и заводах. Детей ничему не учили, а использовали для самой тяжелой и грязной работы, не платя за это ни копейки. Капиталисты заменяли дешевыми мускулами детей дорогие машины.

 

А. М. Горький с глубоким возмущением и скорбью писал в "Самарской газете" (N 208 от 29 сентября 1895 года) о тяжелой судьбе, "бесплатных мальчиков" на чугунолитейном заводе Лебедева в Самаре.

 

Когда на этот завод привезли новый токарный станок, Лебедев заставил вертеть станок мальчика, хотя на предприятии был паровой двигатель. Истомленный этой каторжной работой, мальчик пошатнулся, рука его соскользнула с ручки колеса и попала в шестерню...

 

Невыносимой была жизнь заводских учеников на Урале. "Когда, мне было одиннадцать лет, - рассказывает мастер Уралмашзавода тов. Антонов, - поклонами да подарками устроила меня мать в доменный цех учеником. Первое, что потребовали там, было: водку покупать да рыбу мастеру на завтрак ловить...

 

Пятак в день - мое жалованье. Пройдет месяц, зови мастера домой, угощенье ставь - четверть ведра водки, пельмени, кренделя да сушки к чаю. Пять рублей угощение стоит, а в кармане - рубль двадцать. Мать стиркой подрабатывала...

 

Служил я на Кушвинском заводе. Чугун из домен выпускали в песчаные борозды. Перемочишь песок - кипелка выходит, чугун сольется в общую массу. Тогда виновному устраивали "зеленую улицу" - два приказчика брали под руки, вели по улице и попеременно драли по спине ремнем. А если девушка провинится, так ее, беднягу, привязывали к столбу и избивали". 1

 

Даже на такую "учебу" очень трудно было попасть детям рабочих, а поступив на предприятие, трудно было получить хоть какую-нибудь квалификацию. Рабочий Московского автозавода имени Сталина тов. Некрасов так говорит об этом:

 

"С 10 лет у меня было страстное желание сделаться токарем, а добился я этого примерно в 17 лет. До этого прошел тяжелую школу, работая за бесценок у кустарей разных профессий. Старался чему-нибудь научиться. А как раньше учили? Подмастерье берет к себе ученика и говорит: "Принеси мне полбутылки и закуски". Пойдешь к отцу, поплачешь, он тебе даст денег и выручит. Чуть в чем-нибудь ошибся - колотушка.

 

 

1 "Правда" от 11 сентября 1937 года.

 
стр. 105

 

...Как мы учились? Когда я поступил работать на завод... у нас работал один немец токарем. Пойдешь посмотреть, как он затачивает "резец... он остановит станок... или прикроет работу тряпочкой, а потом скажет: "Ну, иди, мне работать нужно". Он скрывал свои знания" 1 .

 

О том, как обращались с учениками на предприятиях, можно себе представить по следующему примеру.

 

На заводе "Новый Лееснер" в Петербурге (ныне завод имени Карла Маркса) мастеру Хельфорсу понадобилось что-то достать из-за ящика со стружками от бронзового литья. Он приказал ученику передвинуть ящик. Мальчик попытался, но у него не хватило сил.

 

- Тяжело? - спросил мастер. - Рассчитаю - станет легче!

 

Мальчик напряг все силы и передвинул ящик. Он надорвался и вскоре умер.

 

Как жили фабрично-заводские ученики в крупнейших "городах России?

 

"Жили мы в подвале, - вспоминает старый рабочий завода "Красный пролетарий" (б. Брошей) в Москве И. Р. Тимошин, - комната небольшая, а в ней 15 человек. Здесь и слесаря, и кузнецы, и я, мальчик. Жалованье мне платили 75 копеек в месяц. Сколько мне тогда перепадало в день щелчков и оплеух! Хозяин бил, сыновья его били, кухарка била. Бывало, вечерами собьемся, мальчики, в кучу, как котята, и хвастаем друг перед дружкой, кому меньше сегодня досталось..." 2 .

 

Многие тысячи обездоленных трудящихся стремились отдать своих детей в учение к частным мастерам. По этому же пути шли и различные благотворительные учреждения, пристраивавшие питомцев своих в ремесленные мастерские. На этом поприще подвизалось и вышеупомянутое "Императорское человеколюбивое общество в С. -Петербурге". С 10 мая 1883 года по 1 января 1890 года это общество отдало в обучение ремесленникам 670 детей. Среди обязанностей этого общества значилось: "...ближайшее наблюдение за состоянием здоровья, успехами, образом жизни и поведением этих детей, а равно и за точным исполнением контрактных условий со стороны их хозяев, с принятием в потребных случаях соответствующих законных мер"3 . Эта обязанность, как свидетельствуют последующие строки, оказалась невыполнимой для членов "Человеколюбивого общества".

 

Частные мастера брали учеников, надеясь без каких бы то ни было затрат извлечь из них наибольшую прибыль. В особенно невыносимое положение попадали сироты и дети деревенской бедноты, отданные в кабалу мастерам и покинутые родственниками. Несчастные дети, которым некуда было уйти от побоев, голода и непосильного труда, неоднократно покушались на самоубийство, бросались в Фонтанку и т. п.

 

Ракеев с гордостью заявляет, что дети, призреваемые его Обществом, от такого исхода гарантированы. Однако он тут же добавляет, что воскресные собрания, организуемые попечительством, редко посещаются детьми, так как хозяева отказываются отпускать их с работы даже в праздничные дни, а что касается "надзора" и принятия мер, то Общество в этой области никакими правами не пользуется. Когда представители попечительства обращались к хозяевам мастерских с просьбой о смягчении участи учеников, им приходилось соблюдать крайнюю осторожность и умеренность... просьба отвести место для постановки отдельной кровати, которую попечительство дает от себя, или приглашение выпускать ребенка на воскресные собрания, все это одинаково вызывает несочувственное отношение хозяев" 4 . Как указывает Ракеев, нормой для мастеров являлись порядки, "укоренившиеся временем, и обычаи ремесленного сословия". Попытки Общества улучшить положение детей часто приводили к отказу хозяев держать у себя учеников, а потому Обществу приходилась отказываться от всех своих требований. Представители благотворительных учреждений могли только просить, но не могли требовать, так как закон не устанавливал пределов эксплоатации детского труда у ремесленников.

 

В "Уставе о промышленности" определялось отношение хозяев к ученикам: мастер обязан учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая детей к домашнему служению. В одной из статей устава говорится, что мастера, нарушающие права обращения с учениками, подлежат наказанию по приговору общих судебных учреждений. Речь идет здесь о том, что в случае нанесенных ученику увечий, подтвержденных свидетельскими показаниями и медицинским осмотром, мастер привлекается к ответственности.

 

 

1 А. Кронов "Комсомольская работа на автозаводе имени Сталина", стр. 7. Изд. "Московский рабочий". 1938.

 

2 З. Островский "От Бромлея к "Красному пролетарию", стр. 34. Изд. "Московский рабочий". 1937.

 

3 Г. Ф. Ракеев. Цит. соч., стр. 4.

 

4 Там же, стр. 9.

 
стр. 106

 

На деле же детей можно было истязать и увечить безнаказанно, так как никто не хотел принять на себя инициативу судебного преследования и редко кто соглашался свидетельствовать против хозяина. Помимо этого даже в случае благоприятного для ученика исхода судебного разбирательства участь его стала бы еще более печальной: оставаться у того же хозяина он не мог, а перейти к другому было очень трудно, почти невозможно, да и "стаж" пропадал, и приходилось все "ученье" начинать сначала.

 

Ремесленный устав не делал различия между взрослыми и детьми в отношении продолжительности рабочего дня. Рабочий день, по уставу, должен был продолжатся с 6 часов утра до 6 часов вечера с перерывами на обед и на завтрак. "В случае необходимой нужды" устав допускал работу в воскресные дни и в церковные праздники. На деле же работа продолжалась не до 6 часов, но до 10 и позже, а также во все праздничные дни. Хозяева мастерских, получив детей в бесконтрольное свое распоряжение, использовали их на работах, смертельно опасных для их здоровья, и на ночных работах.

 

Надо сказать, что сами ремесленники, безудержно эксплоатировавшие детей, подвергались эксплоатации со стороны скупщиков и работодателей.

 

Ученики, испытавшие еще у родителей голод и нужду, попадали на производство истощенными, малокровными, со слабым сердцем, больными туберкулезом, золотухой, рахитом. Работая с утра до поздней ночи в затхлых и темных помещениях, они были обречены на умирание.

 

Капитализм душил каторжным трудом, физически уничтожал тысячи талантливых детей.

 

А. М. Горький описал страшную судьбу талантливейшего мальчика Бориса Зубова, сына прачки. Семи лет Борис выучился у гимназиста грамоте, за что платил своему учителю яблоками и голубями, которые принужден был воровать. Его жестоко избивали за воровство. К тринадцати годам он стал сочинять песни, но его забрали в это время в колонию для малолетних преступников, где его убил ударом кулака сапожный мастер, обучавший мальчиков ремеслу.

 

Но не только в колониях для малолетних преступников обучали ремеслу по способу сапожного мастера - убийцы Бориса Зубова. Для нас дошел ярчайший документ о школе фабричных учеников на крупном капиталистическом предприятии - Кренгольмской мануфактуре в Нарве. Эта школа существовала задолго до утверждения "Основных положений о промышленных училищах".

 

Один из первых рабочих-социалистов в России, Василий Герасимов, написал в 1887 году по пути на каторгу очерк своей жизни под названием "Питомец воспитательного дома"1 . В этом произведении запечатлена трагическая судьба фабричных учеников России в 60 - 70-х годах прошлого столетия. По контракту с воспитательным домом, заключенному на 10 лет, 9 - 10-летних детей бедняков, отсылали на фабрику в "ученье".

 

На работу их поднимали в 4 часа утра. Василий Герасимов работал на ватерных машинах, и ему приходилось стоять все время на одной ноге. Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера.

 

Вконец измученные дети должны были в 9 часов вечера идти в школу, где их обучали "закону божию" и другим предметам до 11 часов. Но детям было не до ученья, тем более что учителя в фабричной школе признавали кулак и розгу лучшими средствами воспитания. Бывали случаи, когда ученики падали от страха в обморок в тот момент, когда учитель набрасывался на них с кулаками. Усталые, запуганные, с трепетом ожидавшие побоев дети ровно ничего не могли усвоить. Один ученик, например, проучившись 8 лет, делал вычитание так: два минус два равняется двум.

 

За малейшую провинность, а то и без всякой вины детей сажали в карцер на хлеб и на воду, а, розог давали от 25 до 100. Василий Герасимов рассказывает: "Розгами били в казарме, и при этой операции находились учитель, управляющий Александр Егорович Фрей и десятник, а наказывали сторожа. На фабрике же наказывали директор и его помощник Василий Васильевич Тришкин. Эти лица были настоящие тираны; особенно отличались Тринкин и учитель. На фабрике наказывали плетьми. В конторе постоянно у дверей стоял палач Голянищев, который бил по приказанию начальников. Я привожу несколько фактов, как били меня самого. Один раз я нечаянно сломал щетку, за что получил 25 ударов плетью, другой раз - 50 ударов за то, что приехал на под'емной машине с 4-го этажа в третий; меня били так сильно, что на моей спине не осталось белого места, - вся была черная как сапог. В карцере я сидел несколько раз..." 2 .

 

Мастера и подмастерья избивали детей до смерти. Василий Герасимов видел однажды, как подмастерье бил одну девушку, которая на другой же день слегла в больницу и там умерла. Учеников ставили на колени на осколки кирпичей и за-

 

 

1 "Былое" N 6 за 1906 год, стр. 81 - 101.

 

2 Там же, стр. 84 - 85.

 
стр. 107

 

ставляли часами находиться в этом положении.

 

В первые 4 года обучения ученикам причиталось в месяц по 4 рубля. Но хозяин считал, что ему причитается за содержание ученика получать 6 рублей 50 копеек в месяц. Поэтому каждый ученик оставался должен ему по 2 рубля 50 копеек ежемесячно. К этой сумме присчитывались штрафы за разные провинности. Таким образом, ученик оказывался в неоплатном долгу у хозяина и расплачивался за свое ученичество много лет подряд, уже" будучи взрослым рабочим.

 

"Из тех детей, которые приехали со мною в Нарву, в живых уже нет и половины, - рассказывает Василий Герасимов. - Холод и голод свели их в преждевременную могилу. Были у нас протесты и бунты, но они не улучшали нашего положения и обыкновенно кончались поркой" 1 .

 

3

 

Наряду с индивидуальным ученичеством некоторое развитие получило ремесленное обучение в специальных ремесленных училищах, школах, классах. Эти учебные заведения возникали как по государственной, так и по частной инициативе, в связи с тем;, что растущие промышленность и железнодорожный транспорт требовали все больше и больше квалифицированных рабочих кадров. К 1888 году в России насчитывалось 88 ремесленных училищ, в которых обучалось 5036 человек. Поступить в ремесленное училище мог далеко не всякий. Эти училища были недоступны для беднейшего населения, так как плата за содержание и обучение одного ученика достигала 250 рублей в год. Кроме того при поступлении в училище требовались грамотность и некоторая подготовка, недоступные бедняку.

 

Согласно "Основным положениям о промышленных училищах", "высочайше утвержденным" 7 марта 1888 года, промышленные училища делились на 3 категории: средние технические училища, готовившие техников, низшие, - готовившие мастеров, и ремесленные, в которых обучались будущие рабочие "для фабрик и заводов по обработке металлов и дерева". Закон от 20 декабря 1893 года установил также особый тип училища, так называемые школы ремесленных учеников, с трехлетним курсом".

 

Школы ремесленных учеников учреждались "с целью сообщать учащимся в них звания и уменья, необходимые для успешного, по выходе из школы, изучения какого-либо ремесла у частного мастера" 2 . Принимались в эти школы мальчики 11 - 14 лет, окончившие курс начальной школы.

 

Как видим, даже по официальной программе школ ремесленных учеников, их задачи были чрезвычайно ограниченными. После трех лет обучения подростки должны были начинать все мытарства индивидуального ученичества у частного мастера или на каком-либо заводе.

 

На хозяйственные расходы по низшей ремесленной школе полагалось около 300 рублей в год. О материальной обеспеченности этих школ можно судить по следующему факту. В Екатеринодарской школе пришлось сократить практические занятия с 37,5 часа в неделю до 20 часов, урезав послеобеденный час из-за отсутствия денег на лампы.

 

Кроме ремесленных училищ, организованных согласно "Положению" 1888 года, в ведении министерства народного просвещения находились десятки технических и ремесленных училищ и ремесленных классов, существовавших по особым уставам или без всяких уставов. Они располагали ничтожными средствами и, действуя без систематического плана, под руководством безграмотных мастеров, за редкими исключениями, не достигали своей цели.

 

В Рыбинском архиве сохранились материалы "низшего механико-техническото училища и ремесленной при нем школы имени действительного статского советника Комарова", которое открылось в 1897 году. Это училище было не из худших хотя бы потому, что за ученье и содержание каждого ученика родители должны были платить 176 рублей в год. Об условиях жизни учащихся можно судить по сохранившейся жалобе их родителей, направленной директору ремесленной школы. "'Добровольский, - писали они, - весьма плохо обращается со всеми учениками и, кроме всяческой ругани, бьет их. Литвиненко так побил, что у него до сих пор болит бок. Охлобыстина ударил по лицу в присутствии учеников, Красильникова тоже" 3 .

 

Учеников штрафовали, сажали на хлеб и воду в карцер "за ослушание", "за бездельное хождение по мастерской" и т. п.

 

Большинства учеников находилось в бедственном положении. Не от хорошей

 

 

1 "Былое" N 6 за 1906 год, стр.88.

 

2 "О школах ремесленных учеников". Приложение к N 1 "Циркуляров по Казанскому учебному округу". 1894.

 

3 А. Соколовский "Тяжелое положение учащихся при царизме". "Северный рабочий" от 21 ноября 1940 года.

 
стр. 108

 

жизни посылали родители своих детей в эти училища. Одна из матерей писала директору:

 

"Оставшись после смерти мужа без всяких средств к жизни, добывая только своим личным трудом все необходимое для семьи, состоящей из сына Александра 16 лет - ученика вверенного вам технического училища - и двух малолетних дочерей, и не имея средств к дальнейшему продолжению образования своего сына, я имею честь покорнейше просить ваше высокородие об освобождении меня от внесения платы за право учения моего сына и, если возможно, о выдаче пособия на покупку учебных книг" 1

 

По свидетельству директора этого училища, писавшего в 1910 году докладную записку попечителю Мясковского учебного округа, "при самых благоприятных условиях, окончивший курс технического училища поступает простым слесарем на, фабрику, завод или железнодорожные мастерские, может получить, самое большее, от 60 до 70 копеек в день" 2 .

 

Издевательский, иезуитский режим в училищах вселял во многих из их воспитанников глубокую ненависть к царскому самодержавию. Революционная пропаганда среди учеников находила подготовленную почву. Во время революции 1905 - 1907 годов учащиеся Рыбинского ремесленного училища распространяли революционные воззвания, добывали для дружинников оружие, участвовали вместе с рабочими в забастовке.

 

4

 

Только борьба рабочего класса против капиталистическо-помещичьего гнета, могла улучшить положение пролетарских детей.

 

Завадские, мальчики активно участвовали в знаменитой стачке на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 году, имевшей особенно большое значение в истории революционного движения. Руководитель стачки П. А. Моисеенко с любовью и благодарностью вспоминает о подвигах мальчиков-рабочих в дни революционных боев:

 

"Подходят ко мне несколько молодых мальчуганов и говорят: "мы завернем коренной газ". Я говорю им: "как же вы завернете, детки, ведь для этого нужна лестница, а будете брать лестницу, подмастерье вас заметит, а раз заметит, то придется отвечать, а я этого не хочу. - Нет, говорят, мы лестницу брать не будем, мы так - один на другого, сделаем живую лестницу и завернём газ. - Хорошо, - говорю. Попросили женщин выйти и завернуть рожки передних станков, чтобы была темно. Это было сделано: женщины вышли и завернули рожки, а мои ребята - один на другого и завернули газ. Поэтому удалось моментально создать то, что никогда, не пришлось бы сделать без помощи молодежи" 3 .

 

Рабочие-подростки оказали Моисеенко и другим руководителям исторической стачки много неоценимых услуг: они помогли освободить арестованных рабочих, показывали дорогу по незнакомым цехам.

 

Бесстрашно вели себя заводские и фабричные мальчики во время Обуховской забастовки в мае 1901 года в Петербурге. Царское правительство беспощадно расправлялось с детьми-рабочими. Среди арестованных и отправленных в пересыльную тюрьму 122 рабочих были дети 12 - 15 лет.

 

В первом томе "Истории Ижорского завода" при описании событий, связанных с 9 января 1905 года, сообщается об аресте юного рабочего, в кармане которого нашли 2 железных болта и революционное стихотворение. При допросе выяснилось, что он ученик слесарной мастерской. О болтах сказал, что взял их по ошибке, а о стихах, - что получил их от товарища, фамилии которого не назовет 4 .

 

Жандармы, полицейские и черносотенцы расправлялись с рабочими-мальчиками не менее свирепо чем со взрослыми. Так, в 1906 году банда черносотенцев напала на Павла Чикина, шестнадцатилетнего ученика болторезной мастерской завода Семянникова в Петербурге (ныне Невский машиностроительный завод имени Ленина). Один из бандитов дважды выстрелил в мальчика, который побежал, обливаясь кровью, споткнулся и упал. Его отвезли в больницу 5 .

 

Особенно усилились преследования учеников в годы реакции, когда царские жандармы, провокаторы и погромщики усилили свои разбойничьи набеги на рабочий класс. Фабриканты и заводчики в это время также усилили наступление на рабочих, снижая расценки, удлиняя рабочий день, увольняя и занося в черные списки активных участников забастовок. На заводе Семянникова, например, учеников заставляли выполнять непосильную

 

 

1 А. Соколовский "Тяжелое положение учащихся при царизме". "Северный рабочий" от 21 ноября 1940 года.

 

2 Там же.

 

3 "Морозовекая стачка", стр. 66. Изд. "Московский рабочий". 1935.

 

4 "История Ижорского завода". Т. I, стр. 267 - 268. Изд. "История заводов". 1934.

 

5 См. Н. П. Паялин "Завод имени Ленина", стр. 205. Соцэкгиз. 1933.

 
стр. 109

 

работу, за которой они окончательно надрывали свое здоровье. В медницкой мастерской судостроительного отдела они таскали на строившиеся суда, трубы весом в 3 - 5 пудов и опускали их в машинное отделение по приставной лестнице, рискуя сорваться и разбиться насмерть.

 

Однако торжество столыпинской реакции окончилось. Ленинско-сталинское предвидение близости нового революционного под'ема оправдалось: рабочий класс вновь поднимался на борьбу, и вместе со взрослыми рабочими участвовали в классовых боях рабочие-подростки.

 

21 мая 1913 года 400 учеников завода Семянникова об'явили забастовку, выставив требования: повысить заработок с 8 до 10 рублей в месяц; поденным повысить плату с 44 копеек до 60; уплачивать за сверхурочные работы 5 копеек в час (до этого за сверхурочные не платили); бесплатно выдавать одежду для работы, вежливо обращаться с учениками; заплатить ученикам за дни забастовки; принять всех бастовавших на работу без медицинского осмотра.

 

После того как директор обязался в самый кратчайший срок пересмотреть положение об учениках, мальчики приступили к работе, предупредив, что снова забастуют, если их требования не будут удовлетворены. Им до пересмотра, надбавили по копейке в час, а затем сделали новую надбавку. В приказе директора говорилось, что ученики могут переводиться в рабочие после соответствующего экзамена. Таким образом, забастовка учеников дала некоторые результаты, хотя и после нее положение заводских мальчиков продолжало оставаться крайне тяжелым 1

 

Чем сильнее развивалась капиталистическая промышленность в царской России, тем больше мужской труд заменялся трудом женщин и детей. Если принять за 100 данные о количестве рабочих обоих полов и всех возрастов в 1903 году, то к 1912 году число мужчин возросло до 118,1, женщин - до 149,3, детей и подростков - до 123,6. Если к 1 января 1914 года процент малолетних и подростков на фабриках и заводах России достигал 10,7, то к 1 января 1916 года он поднялся до 12,6 2 .

 

Особенно заметным стало вытеснение труда взрослых мужчин трудом женщин и детей в годы первой империалистической войны. Капиталисты платили детям до 1 /3 заработка взрослого рабочего, а женщинам - не больше 3 /5 мужского заработка и таким образом увеличивали свою прибыль, сокращая общую сумму выплачиваемой рабочим заработной платы.

 

К этому времени относится усиление большевистского влияния на рабочих, в частности на рабочих-подростков, которые все активнее участвовали в политических забастовках и протестах рабочего класса.

 

В записке за N 25776 Петроградского охранного отделения в департамент полиции от 12 ноября 1914 года сообщалось о забастовках и протестах на петроградских заводах в связи с арестом думской большевистской фракции. В частности в записке указывалось, что на заводе "Новый Лесснер" "с целью учинения забастовки несколько служащих на этом заводе подростков стали бегать по мастерским и тушить электрические лампочки, почему на заводе было введено несколько городовых, которые задержали двух подростков..." 3 .

 

Царский министр торговли и промышленности, готовя в 1915 году законопроект об отмене каких бы то ни было ограничений в эксплоатации рабочих, их жен и детей, писал: "При нынешних исключительных обстоятельствах... уместно допустить и несколько менее бережное отношение к участвующим во всенародном труде женщинам, подросткам и малолетним, если это нужно для обеспечения возможности изготовления в достаточном количестве предметов боевого снаряжения для наших армий и флота" 4 .

 

В 1915 году по требованию горнопромышленников был отменен закон, запрещавший ночной труд детям до 15 лет. Малолетние стали "по закону" работать по ночам в шахтах Донецкого бассейна. 15 октября 1915 года царь отменил все ограничительные законы в отношении работы детей в фабрично-заводской промышленности. Дети работали теперь на капиталистических предприятиях по 16 часов в сутки "на законном основании". В то же время усилилось их участие в борьбе взрослых рабочих за экономические и политические права пролетариата.

 

Среди материалов по истории Надеждинского металлургического завода, относящихся к периоду первой империалистической войны, имеются интересные данные о работе мальчиков 14 - 16 лет, которых нагнали в это время особенно много во все цеха.

 

Их постоянно штрафовали, особенно по ночам, когда утомленных детей клонило ко

 

 

1 Ом. Н. П. Паялин "Завод имени Ленина", стр. 277. Соцэкгиз. 1933.

 

2 См. "Развитие советской экономики",стр. 22 и 43 Соцэкгиз. 1940.

 

3 "Петроградский пролетариат и большевистская организация в годы империалистической войны 1914 - 1917", стр. 41. Лениздат. 1939.

 

4 М. Мительман, Б. Глебов, А. Ульянский "История Путиловского завода", стр. 532. Соцэкгиз. 1939.

 
стр. 110

 

сну. Дежурный инженер то и дело будил ребят Сильным ударам сапога. Чтобы проучить этого инженера, мальчики завернули в ветошь стальную болванку и положили на виду. Инженер, решив, что кто-то из ребят заснул, ударил болванку ногой и сильно ушибся. В другой раз ребята дождалась минуты, когда свет в цехе погас, и отколотили ненавистного инженера. После этого он стал делать вид, будто не замечает спящих мальчиков.

 

Однажды ребятам сообщили, что нормы выработки увеличиваются без повышения расценок. Пятнадцать мальчиков из снарядной мастерской направились в контору к начальнику цеха Романову. Он набросился на детей с кулаками, а одного так ударил, что тот слетел с высокой лестницы.

 

Лучшие организаторы - большевики - были в это время арестованы, и некому было направить борьбу рабочих Надеждинского завода по правильному пути. Оттого удавалось его владельцам при помощи полиции быстро подавлять отдельные вспышки.

 

8 июля 1915 года вслед за взрослыми рабочими забастовали ученики-клепальщики судостроительной мастерской Путиловского завода в Петербурге. Условия работы были здесь особенно тяжелыми и опасными: на каждую тысячу рабочих 443 становились жертвами несчастных случаев. Чтобы добыть денег на самое скудное пропитание, ученики были вынуждены работать по 2 - 3 смены подряд.

 

Ученики потребовали от администрации увеличить их заработную плату, упразднить сверхурочные работы для малолетних, лучше обращаться с малолетними и т. п.

 

Десять ребят, избранных для переговоров с директором, были арестованы в его кабинете. В охранном отделении их продержали три недели. Между тем забастовавшие ребята, не дождавшись возвращения своих представителей, бросили работу. Вынуждены были приостановить работу подручные и клепальщики, зависевшие от учеников.

 

Учеников принудили приступить к работе, но забастовка подбодрила детей и подростков, работавших на Путиловском и на других заводах, показала им силу об'единенных действий, возбудила толки о том, что можно повторить забастовку заводских мальчиков в более широких размерах.

 

Большевистские газеты неизменно освещали на своих страницах бедственное положение рабочих-детей, разоблачали и клеймили угнетателей рабочей молодежи, ободряли юных тружеников, вселяли в них веру в лучшее будущее, учили их, бороться, используя опыт старшего поколения рабочего класса.

 

Ленинско-сталинская партия воспитывала молодежь нашей страны в духе бесстрашия и непреклонности в борьбе за дело рабочего класса, против врагов трудового народа.

 

Октябрьская социалистическая революция избавила молодежь одной шестой части мира от помещичье-капиталистического гнета, обеспечила ей возможность учиться, получать квалификацию, открыла перед подрастающим поколением советского народа широкие перспективы творческого труда на благо социализма. Указ о создании государственных трудовых резервов является одним из исторических мероприятий партии и правительства, направленных на усиление индустриальной и оборонной мощи СССР, одним из проявлений сталинской заботы о детях, о молодежи.

 

"Честной, самоотверженной работой мы оправдаем заботу, которую проявляют о нас правительство, наш дорогой, любимый товарищ Сталин", - пишет в своем письме о социалистическом соревновании коллектив Московского ремесленного училища N 14. И сотни тысяч будущих советских рабочих, включаясь в соревнование, горячо поддерживают эти патриотические слова.

 

 

Опубликовано на Порталусе 28 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама