Рейтинг
Порталус

УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ

Дата публикации: 30 ноября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Библиотечная столица, № 2, Февраль 2005, C. 5
Номер публикации: №1448897226


Выпуск N 21

 

В сельских библиотеках Владимирской области работают 418 библиотекарей, из них с высшим специальным библиотечным образованием - 17 человек (4%), со средним специальным библиотечным образованием - 216 (52%). Со стажем работы от 3 до 6 лет - 34 работника - 8%

 

Понимая важность качественного состава кадров сельских библиотек, в области провели круглый стол на тему "Актуальные проблемы подготовки библиотечных специалистов". Областные библиотеки и Областной колледж культуры и искусства приступили к выработке региональной концепции непрерывного образования библиотекарей. Колледж культуры и искусства разрабатывает программу модульного библиотечного образования, организован профильный библиотечный лагерь.

 

Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького (ВОУНБ) совместно с учебно-методическим центром в 2001 - 2002 годах провела двухэтапные курсы повышения квалификации для сельских библиотекарей со стажем работы до 5 лет, в 2002 году - для библиотекарей со стажем 5 - 10 лет, в 2003 году - для тех, у кого стаж 10 - 20-лет. В декабре 2002 года по гранту Президента, полученному ВОУНБ, прошел Конкурс профессионального мастерства среди сельских библиотекарей.

 

Специалисты тренинг-центра провели 8 семинаров по гранту Суздальской ЦБ "Модельная библиотека малого города". 25 специалистов Суздальской ЦБС прошли обучение почти на всех тренингах, а 15 представителей интеллигенции г. Суздаля - на четырех.

 

Мы провели тренинг-семинары для сельских библиотекарей пяти регионов: Владимирского, Ивановского, Ярославского, Вологодского, Костромского (грант на осуществление проекта "Приезжайте к нам учиться" по результатам конкурса "Профессиональное обучение сельских библиотекарей"), на которых обучались 25 человек.

 

Система непрерывного образования складывается следующим образом:

 

- обучение сельских библиотекарей в районных библиотеках: 10 - 12 семинаров, тренингов с участием специалистов ВОУНБ;

 

-двухэтапные курсы повышения квалификации сельских библиотекарей в учебно-методическом центре комитета по культуре. Разработку программ и обучение осуществляют специалисты областных библиотек, психологи. Тематика: "Проектное развитие библиотек", "Проведение PR-кампаний", "Навыки работы с людьми", "Фандрайзинг".

 

На втором этапе проводится защита проектов развития, разработка PR-кампаний и т. д. За три года обучение прошли около 60 сельских специалистов. По итогам этой работы автор лучшего проекта была премирована поездкой в Крым, 2-е место было отмечено поездкой автора на конференцию РБА, ну, а занявшей 3-е место был вручен персональный компьютер. Шесть сельских библиотек направили заявки в Фонд "Пушкинская библиотека", десять - вошли в заявки администраций, 4 библиотеки получили гранты сельских администраций. К сожалению, не все районы могут присылать библиотекарей на курсы: нет командировочных.

 

В колледже культуры и искусства (ВОККИ) для библиотекарей с высшим неспециальным образованием открыт экстернат. В весенние каникулы на базе ВОККИ действует библиотечный лагерь, в который приезжают, в основном, девочки из всей области. Они посещают библиотеки, где с ними встречаются бывшие выпускники ВОККИ, работающие в ВОУНБ. По окончании колледжа культуры и искусства большинство учащихся поступают в Рязанский филиал МГУКИ. Выпускники ВОККИ, работая в ВОУНБ, участвуют в тематических семинарах, тренингах, которые проводят специалисты. Таким образом, они получают представление о новых технологиях передачи знаний.

 

Участие сельских библиотекарей в конкурсах, смотрах - еще одна форма повышения их квалификации. В 2002 году в ВОУНБ прошел конкурс профессионального мастерства сельских библиотекарей (грант Президента). Сельские библиотекари показали высокий уровень профессиональных знаний, умение защищать свои проекты. Уже третий год во Владимирской области проводится смотр-конкурс "Библиотека. Общество. XXI век", в котором есть и номинация "Сельская библиотека". В 2004 году его темой была "История моей библиотеки". Сельские библиотекари собрали воспоминания односельчан, в их работах прослеживается заинтересованное личное отношение к делу. За свои работы они получили высокие баллы. Победитель 2004 года - Давыдовская сельская библиотека Камешковской ЦБС.

 

Конечно, в центральных библиотеках районов, округов и городов сельские библиотекари проходят более интенсивное обучение. В ЦБС Юрьев-Польского района, например, из 33-х библиотек системы - 30 сельские. В центральной районной библиотеке организован двухуровневый центр непрерывного образования. После обучения в ВОУНБ директор ЦБС плотно взялась за обучение сотрудников. В ЦБС 52 библиотекаря, из них с высшим специальным образованием - 2, со средним специальным - 25. 15% работников имеют стаж от 3 до 6 лет, 8% - от 6 до 10.

 

Сначала занятия проходили для всех сельских библиотекарей один раз в месяц. Но директор поняла: необходимо развести обучение на два уровня. 1-й уровень: библиотекари без специального образования раз в месяц приезжают на стажировку в различные отделы ЦРБ. 2-й уровень: библиотекари со специальным образованием обучаются фандрайзингу, поиску социальных партнеров, умению писать пресс-релизы, а потом сдают зачеты, претворяя в жизнь то, чему их научили.

 

Программа центра на 2004 - 2005 годы называется "От обновления знаний - к профессионализму". Она включает в себя:

 

- Школу профессионального мастерства (Курс "Библиотека. Книга. Читатель");

 

- Творческую лабораторию;

 

- Лекторий по духовно-нравственному просвещению библиотекарей;

 

- Школу молодого (начинающего) библиотекаря;

 

- Школу начинающего журналиста;

 

- Школу ведущего;

 

- Индивидуальные консультации;

 

- Выпуск методических рекомендаций и информационных листков "В помощь библиотекарю"

 

Конечно, это еще не полная система непрерывного образования. У библиотечных специалистов есть желание учиться. Но у ЦБС нет средств на оплату учебы. Возможно, решением вопроса о непрерывном образовании может стать открытие в ВлГПУ библиотечного факультета, выделение в областном бюджете средств на непрерывное образование отдельной строкой и сосредоточение этих средств в одних руках.

 

Но это все наши мечты, а вот что будет с самими библиотеками после реализации всем знакомого Закона о местном самоуправлении - это наша головная боль...

 

Т. БРАГИНА, заместитель директора Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького

Опубликовано на Порталусе 30 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама