Рейтинг
Порталус

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ЗА 1950 ГОД В ИВАНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

Дата публикации: 10 декабря 2015
Автор(ы): А. КОНОКОТИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 1951, C. 141-143
Номер публикации: №1449760976


А. КОНОКОТИН, (c)

В январе 1951 г. в Ивановском государственном педагогическом институте состоялась конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы за 1950 год. Такие конференции Институт организует ежегодно. В числе семи секций конференции работала и историческая, на заседаниях которой было заслушано 9 докладов, относящихся к различным разделам истории СССР и всеобщей истории.

 

Советскому периоду отечественной истории был посвящен доклад старшего преподавателя Ю. А. Якобсона на тему "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны". На основе изучения документального и мемуарного материала о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны докладчик показал особенности партизанского движения советского народа в годы Великой Отечественной войны и его отличие от партизанского движения в прошлом. В докладе была подчёркнута, руководящая роль большевистской партии и огромная роль И. В. Сталина в развитии партизанского движения.

 

Доцент А. В. Шипулина прочитала доклад на тему "Рабочее Движение в городе Иваново-Вознесенске в 80 - 90-х годах XIX в. и возникновение первых марксистских организаций", построенный на материалах местных архивов, пока ещё весьма мало исследованных. Докладчица дала характеристику положения рабочих-текстильщиков Иваново-Вознесенска в конце XIX в. и проследила историю первых социал-демократических организаций с момента возникновения первого рабочего кружка в 1892 г. и первой маёвки 1893 г. до возникновения "Северного рабочего союза" в 1901 году. В докладе было показано, как постепенно изменился характер стачечного движения в Иваново-Вознесенске, как протекал период "утробного развития" и период "детства и отрочества" местных социал-демократических организаций, как происходил переход от пропаганды в малочисленных кружках к политической агитации и массовой работе среди иваново-вознесенских текстильщиков. Особенно интересными были положения доклада относительно решающей роли основанного В. И. Лениным "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и первой общерусской газеты революционных мар-

 
стр. 141

 

ксистов "Искры" в создании в Иваново-Вознесенске организации марксистов.

 

Доцент И. И. Мордвишин выступил с докладом на тему "Революционные демократы о преподавании истории". Познакомив слушателей с общественно-политическими, а также педагогическими взглядами революционеров - демократов, докладчик обратил внимание на отношение Белинского, Чернышевского и Добролюбова к исторической науке, как отрасли человеческого знания, имеющей особенно важное воспитательное значение. Историческая наука в понимании революционных демократов была орудием борьбы против самодержавия и крепостничества. Вот почему, по мнению" Чернышевского, "не любить истории может только человек, совершенно неразвитый умственно". Научить учащихся с помощью прошедшего объяснять настоящее, воспитывать у них любовь к Родине, к народу и ненависть к тунеядцам, эксплуататорам - такова, по мнению революционных демократов, главная задача и цель уроков истории. Краткость, ясность и картинность в изложении исторических событий, умение выделять главные из них, яркая характеристика исторических лиц, не только описание исторических фактов и явлений, но и их оценка - вот те основные требования, которым, по мнению революционных демократов, должны отвечать как уроки по истории, так и школьные учебники по этому предмету.

 

Новейшему периоду всеобщей истории был посвящен доклад доцента Г. И. Иванова на тему "Национализация Мексикой имущества американских нефтяных компаний в 1938 г.". Руководствуясь указаниями И. В. Сталина относительно необходимости строгого различения революции в странах империалистических, в странах, угнетающих другие народы, и революции в странах колониальных и зависимых, в странах, терпящих империалистический гнёт других государств, докладчик охарактеризовал события 1938 г. в Мексике как наиболее значительное проявление антиимпериалистической борьбы мексиканского народа, пытавшегося вырваться из цепей полуколониальной зависимости и стать на путь развития независимой национальной экономики. Национализация была ударом по интересам англо-американского империализма; она усилила национально-освободительную борьбу народов Латинской Америки. Рабочий класс Мексики выступил при этом в качестве вождя национально-освободительной и антиимпериалистической борьбы мексиканского народа. Национализация имущества иностранных нефтяных компаний на территории Мексики была проведена по требованию рабочих организаций, и особенно рабочих нефтяной промышленности. Правительство президента Ласаро Карденаса, представлявшего прогрессивные слои национальной буржуазии и отчасти крестьянства, осуществило эту политику под давлением и при поддержке организаций рабочего класса. В заключение докладчик отметил, что подобные решительные действия мексиканского народа против англо-американского империализма были бы немыслимы без вдохновляющего примера Великой Октябрьской социалистической революции.

 

Доцент М. И. Бушуева сделала доклад на тему "Франц Меринг как историк", построенный на изучении литературного наследства Меринга.

 

История средних веков была представлена двумя докладами. Один из них, на тему "Идея мира как средство маскировки агрессивных устремлений французской феодальной монархии начала XIV века", был сделан старшим преподавателем Л. В. Венкстерн. В основу своего доклада автор положил малоисследованный трактат "De recuperatione Terre Sanite", принадлежащий перу легиста Пьера Дюбуа, идеолога французской феодальной монархии Филиппа IV. Подвергнув обстоятельной критике буржуазную историографию, утверждавшую, что главное значение указанного трактата заключается в его пацифистском характере и что автора трактата следует считать родоначальником буржуазного пацифизма XIX и XX вв., докладчица показала ошибочность такого положения. Трактат Дюбуа, на все лады пропагандировавший мир в Европе, в действительности преследовал цели усиления французской феодальной монархии и установления её гегемонии в Европе. Миролюбивая фразеология использовалась господствующим классом того времени в качестве прикрытия агрессивных внешнеполитических стремлений Франции.

 

Другой доклад, на тему "Рабство в меровингской и каролингской Франции", сделанный доцентом А. В. Конокотиным, был посвящен вопросу о судьбе рабовладельческого уклада в феодализировавшемся франкском обществе VI - IX веков. Показав теоретическую беспомощность буржуазной историографии, запутавшей вопрос о рабстве в франкском обществе, докладчик положил в основу исследования ясные и чёткие характеристики раба и крестьянина, данные в трудах классиков марксизма-ленинизма и особенно в "Кратком курсе истории ВКП(б)". Для разрешения вопроса о рабстве были привлечены хроники Григория Турского, формулы, "жития святых", постановления церковных соборов, картулярии и полиптики каролингского времени и другие материалы. Основной путь отмирания рабства у франков - это превращение рабов в предшественников средневековых крепостных, имеющих своё частное хозяйство, основанное на личном труде, - таков основной вывод, к которому пришёл докладчик. В докладе, между прочим, указывалось, что характеризовать серва каролингских полиптиков как раба нет никаких оснований и что поэтому было бы правильнее отказаться в нашей учебной литературе от такого толкования термина "servus". На конференции был заслушан один доклад по русской историографии - "Русский историк XIX в. М. С. Куторга и его роль в изучении античности", - сделанный старшим преподавателем М. И. Гусевой. М. И. Гусева поставила своей задачей показать на примере М. С. Куторги значение работ русских учёных и приоритет русской

 
стр. 142

 

исторической науки в освещении ряда вопросов античности. В докладе была дана характеристика Куторги как учёного и показано, что в России середины XIX в. Куторга являлся первым выдающимся самостоятельным исследователем истории древнегреческого государства. При всей своей буржуазной ограниченности Куторга стоял на голову выше многих из своих современников, западноевропейских буржуазных исследователей.

 

На конференции был заслушан доклад старшего преподавателя А. И. Шалаева на тему "Исторические кружки учащихся в средней школе". Доклад знакомил с педагогическими и методическими принципами организации кружков подобного рода в условиях средней школы и рассказывал о положительных примерах деятельности исторических кружков в школах Иванова.

 

Итоговая конференция показала, что научные работники Педагогического института вели в 1950 г. интенсивную исследовательскую работу, стремясь лучше и полнее реализовать в своей деятельности исторические решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам. Товарищеское обсуждение и критика, развернувшиеся по докладам, явились хорошей общественной проверкой состояния исследовательской работы в институте и, несомненно, послужат толчком к дальнейшему развёртыванию научно-исследовательской работы в Ивановском государственном педагогическом институте.

Опубликовано на Порталусе 10 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама