Рейтинг
Порталус

Перспективы офицерской конверсии в 1990-х

Дата публикации: 27 декабря 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Красная звезда, 02-19-98
Номер публикации: №1451215748



У рынка труда , похоже , не будет причин принять в штыки уволенных в запас военнослужащих

"Красная звезда" не раз рассказывала о том, как идет работа над проектом Федеральной целевой программы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998?2000 годы. Теперь она утверждена правительством страны. Ее нельзя рассматривать изолированно от других мероприятий по реформированию Вооруженных Сил и других воинских формирований России: она (как, в частности, и Федеральная программа государственных жилищных сертификатов) - составная часть ^комплекса мер, призванных обеспечить надлежащий уровень социальной защищенности данных категорий граждан, создания условий для успешной их адаптации в условиях рыночной экономики и дальнейшего созидательного труда на благо общества.

Основные цели и задачи программы

Основная цель - государственная поддержка военнослужащих, подлежащих увольнению или уволенных в запас из федеральных органов исполни- тельной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, при решении вопросов их социальной адаптации, профессиональной переподготовки и трудоустройства. Задачи:

- разработка и совершенствование нормативно-правовой, методической, информационной основы организации профориентации, переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих. подлежащих увольнению в запас:

- формирование системы профориентации и переобучения высвобождаемых военных кадров с учетом возможностей исполнителей программы и потребностей региональных рынков труда на основе использования учебно-материальной базы министерств и ведомств, а также регионов.

Сроки и этапы реализации

Программа рассчитана на 1998-2000 годы. 1 этап - создание основ системы переподготовки и обеспечения занятости: II этап - создание полномас- штабной системы переподготовки и обеспечения занятости данных категорий граждан. Основные исполнители:

Министерство труда и социального развития РФ, Министерство обороны РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ. Ми- нистерство внутренних дел РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство юстиции РФ, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральная служба Железнодорожных войск РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Академия менеджмента и рынка, Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас.

Система программных мероприятий

Нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение работы по профориентации, переподготовке и трудоустройству. Его основу составят мероприятия по созданию законодательной базы для комплексного решения вопросов социальной зашиты увольняемых и уволенных в запас на этапе их адаптации к гражданской деятельности. Предусматриваются создание системы их профориентации, информиро- вания о состоянии рынка труда, особенностях действий на нем, прогнозирования процессов миграции, выработка форм практического участия в этой работе федеральных органов власти и власти субъектов РФ. Одна из задач - повышение обоснованности подбора профессий для переподготовки, оценка возможностей региональных рынков труда. Наме- чены выпуск учебно-методической и нормативно-правовой литературы по вопросам профориентации, переподготовки и трудоустройства, совершенствование методики переподготовки, обмен опытом работы учебных центров (УЦ).

Организация мероприятий по профориентации, переподготовке и трудоустройству. Они будут проводиться на основе анализа потребностей данных категорий граждан в дополнительном профобучении, определения оптимального количества необходимых для этого УЦ. Важное значение придается разработке целевых региональных программ обеспечения занятости, расширению возможностей занятости в сфере малого и сред- него бизнеса, в аграрном секторе производства, а также координации работы УЦ различных ведомств. Одной из наиболее перспективных форм образовательного процесса признано дистанционное обучение.

Ресурсы программы

Финансовые. В целом на 1998?2000 годы необходимо 171,46 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета -53,95 млн. По разделам программы эти средства на 1998? 2000 годы распределяются следующим образом: на профориентацию военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас, - 2,2 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 1,7 млн. (в 1998 году - 1,5 млн.); на профессиональную переподготовку увольняемых и уволенных в запас - 100,46 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 52,25 млн. (в 1998 году -18,08 млн.); на обеспечение занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - 68,8 млн. рублей (в 1998 году - 33,26 млн.), при этом средства федерального бюджета не используются.

Получатель финансовых средств - Министерство труда и социального развития РФ - распределяет их между исполнителями программы и осуществляет контроль за целевым и адресным их использованием, ведет работу по привлечению внебюджетных источников финансирования.

Материально-технические. К ним отнесена сеть действующих УЦ по переподготовке военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Предполагается использовать и базу министерств труда и социального раз- вития, юстиции и транспорта России, а также возможности негосударственных структур.

Трудовые. Намечено использовать административный персонал, профессорско-преподавательский состав УЦ, подготовить специалистов для федеральных и региональных органов власти, занимающихся ре- шением социальных вопросов граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, инструкторов-методистов УЦ по трудоустройству, сотрудников справочно-консультационных пунктов. Использовано будет и консультационно-техническое, финансовое содействие Фонда Сороса и других зарубежных партнеров.

Механизм реализации и управления программой

Текущее управление осуществляет Дирекция программы (формирует ее заказчик-координатор, возглавляет один из заместителей руководителя фе- дерального органа исполнительной власти, ответственного за выполнение программы). В систему постоянно действующих учебных центров войдут УЦ Минобороны РФ, министерств общего и профессионального образования, труда и социального развития, МВД РФ, а также отобранные на конкурсной основе УЦ других федеральных органов власти и негосударственных организаций, в которых будут созданы структуры по трудоустройству прошедших обучение. Учебный центр - участник программы получит статус головного регионального УЦ и сможет в установленном порядке привлекать к реализации программных мероприятий другие УЦ или создавать филиалы там, где необходимо.

Головные УЦ:

- взаимодействуют с командованием воинских частей и соединений, военкоматами, представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителями предприятий, организаций и учреждений различной формы собственности в целях получения информации в интересах переподготовки и обеспечения за- нятости военнослужащих и других лиц;

- заключают при необходимости договоры с образовательными учреждениями профобразования и органами государственной службы занятости населения;

- содействуют трудоустройству лиц, прошедших обучение.

Контроль за реализацией программы

Общий контроль - Министерство труда и социального развития РФ. Министерство общего и профобразования РФ - контроль за организацией переподготовки увольняемых или уволенных в запас военнослужащих и соблюдением государственных образовательных стандартов. Дирекция программы отчитывается перед государственным заказчиком - ко- ординатором программы по следующим показателям:

- количество лиц, прошедших переподготовку в УЦ - участников программы (по регионам и профессиям);

- средняя стоимость затрат на их обучение;

- количество трудоустроенных:

- бухгалтерская отчетность;

- количество проведенных проверок деятельности УЦ -участников программы.

Что даст реализация программы

Переподготовку по специальностям, имеющим спрос на рынке труда, пройдут 59 тысяч увольняемых и уволенных в запас военнослужащих, будут созданы сеть предприятий малого и среднего бизнеса, дополнительные рабочие места, подготовлены инструкторы-методисты УЦ по трудоустройству, а также специалисты, занимающиеся профориентацией, переподготовкой и трудоустройством граждан, завершено создание системы постоянно действующих УЦ в рамках единой системы образования.

На федеральную программу делается серьезная ставка. Дело в том, что ныне ситуация на рынке труда складывается весьма неблагоприятно для военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас. Впервые в истории государства масштабное сокращение ВС РФ осуществляется в условиях перехода экономики на рыночные отношения, роста безработицы в стране, снижения деловой и производственной активности предприятий и даже целых отраслей хозяйствования. При нарастающем сокращении персонала предприятия не заинтересованы в наборе новых работников, предпочитают сохранять кадровый костяк специалистов. Усугубляет положение офицеров запаса и их возраст. Как правило, рынок труда предъявляет спрос на лиц до 35 лет, в то время как средний возраст уволенных с военной службы граждан составляет 39 лет. Им труднее пройти и переподготовку: ныне свыше 62 процентов граждан, получивших гражданские специальности по направлениям служб занятости, - это молодежь в возрасте 16? 29 лет. Большинство имеющихся на рынке труда свободных рабочих мест не отвечает уровню образования и социальным ожиданиям бывших кадровых военных: по данным службы занятости, из общего числа вакансий лишь 15 процентов составляют должности для лиц с высшим образованием, остальное -рабочие специальности.

В таких условиях рынок труда может встретить офицеров запаса, что называется, в штыки. Уже сегодня трудности с поиском работы испытывают 70 процентов офицеров запаса, многие не могут найти ее по году и более, теряют непрерывность стажа и уходят в охранники, дворники и даже в криминальные структуры. Между тем абсолютное большинство тех, кому увольнение только предстоит, тоже нуждаются в активной трудовой деятельности, а по деловым и нравственным качествам способны принести большую пользу обществу. Выход из этой ситуации может быть лишь один - создание системы государственного содействия высвобождаемым военным кадрам в .социальной адаптации, запуск комплекса мероприятий на феде- ральном и региональном уровнях власти, которые обеспечили бы целевое нормативное регулирование процесса такой адаптации, исключили параллелизм в деятельности министерств и ведомств, распыление бюджетных и внебюджетных средств, расходуемых на эти цели. Только так удастся решить сравнительно новую для России и крайне сложную задачу обеспечения безболезненной для граждан и общества конверсии военных кадров, облегчить им и их семьям переход к гражданской жизни, обеспечить так нужный России режим социального спокойствия.

Опубликовано на Порталусе 27 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама