Рейтинг
Порталус

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 ГОДОВ

Дата публикации: 11 января 2016
Автор(ы): В. И. БОВЫКИН, О. И. ЛАТЫШЕВА
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1955, C. 49-58
Номер публикации: №1452506281


В. И. БОВЫКИН, О. И. ЛАТЫШЕВА, (c)

В условиях назревания буржуазно-демократической революции в России большевики придавали большое значение работе среди революционно настроенных кругов учащейся молодежи. По настоянию В. И. Ленина II съезд РСДРП принял специальную резолюцию "Об отношении к учащейся молодежи", в которой, отмечая оживление революционной самодеятельности среди учащейся молодежи, предложил "всем организациям партии оказать всяческое содействие этой молодежи в ее стремлениях организоваться..."1 .

 

Социал-демократическая пропаганда находила благоприятную почву в студенческой среде.

 

Шовинистический угар в связи с русско-японской войной захватил студенческие массы лишь на короткое время. Поражения царской армии быстро отрезвили и резко усилили недовольство широких кругов студенчества прогнившим самодержавным режимом. Это недовольство проявилось в ряде студенческих выступлений, в частности, в демонстрации студентов Московского университета 17 октября 1904 года. Начавшись стихийно как выражение протеста против организованного жандармами избиения на Ярославском вокзале студентов и курсисток, явившихся проводить своих товарищей в действующую армию, эта демонстрация приняла яркий политический характер. Она прошла под лозунгами: "Долой самодержавие!", "Долой войну!"2 . В декабре 1904 г. студенчество чествовало ученого-революционера К. А. Тимирязева. На студенческой сходке, собравшейся 1 декабря после лекции К. А. Тимирязева, было принято постановление "просить революционные комитеты устроить противоправительственную демонстрацию"3 . Эта демонстрация, состоявшаяся 5 декабря, была разогнана полицией. В знак протеста студенты на сходке 7 декабря решили "прекратить занятия до конца рождественских каникул с тем, чтобы после них установить дальнейший способ действий сообразно обстоятельствам". Принятая 7 декабря резолюция требовала уничтожения царского произвола и созыва Учредительного собрания путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. В качестве средства борьбы с самодержавием в резолюции признавались "вооруженные демонстрации только с несомненным и организованным участием в них рабочих"4 .

 

Начало революции 1905 - 1907 гг. Московский университет встретил политической забастовкой.

 

Весть о кровавом злодеянии царизма в Петербурге 9 января 1905 г. вызвала новую волну студенческого движения. С 15 января, дня возобновления занятий после рождественских каникул, среди студентов Московского университета началось сильное брожение. Стихийно возникали сту-

 

 

1 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. I. 1953, стр. 53.

 

2 См. П. Н. Караваев. В дооктябрьский годы. Госполитиздат. 1948, стр. 20 - 21.

 

3 Центральный государственный исторический архив в Москве (ЦГИАМ), ф. 63. 1905 г., д. 255, л. 185.

 

4 Там же, ф. Отдел печати 1905 - 1907 гг. Листовка N 28327.

 
стр. 49

 

денческие сходки. Революционными студентами был выдвинут лозунг забастовки на все второе полугодие в качестве протеста против расстрела 9 января.

 

Общестуденческая сходка 1 февраля 1905 г. приняла решение присоединиться к требованиям всего народа: "Немедленный созыв Учредительного собрания народных представителей, избранных всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов с полной свободой предвыборной агитации, неприкосновенность личности, свобода слова и печати, свобода совести и вероисповеданий, свобода собраний, союзов и стачек". Признав, что "нормальный ход общественной и академической жизни в данный момент немыслим", участники сходки постановили "прекратить всякие занятия в университете до 1 сентября 1905 г.".

 

Вместе с тем студенты потребовали "полного освобождения всех пострадавших за политические и религиозные убеждения", немедленного возвращения всех уволенных из университета и гарантии безопасности для участников сходки 1 февраля5 .

 

Курсовые собрания студентов, происходившие с 1 по 7 февраля, одобрили эти решения. Во время голосования, проведенного на курсовых собраниях, 2635 студентов высказались за прекращение занятий, 102 - против и 23 воздержались. На лекции во втором семестре записалось 3320 человек6 . Таким образом, подавляющее большинство активных студентов присоединилось к забастовке. Даже профессорский совет вынужден был констатировать, что "никогда еще возбуждение учащейся молодежи не проявлялось с такой силой и в таких организованных формах, как в настоящее время"7 . Реакционная часть студенчества попыталась сорвать забастовку. Студенты-реакционеры распространяли прокламации, в которых угрожали расправиться с революционным студенчеством путем насилия, "Но все эти слабые, одиночные попытки консервативных партий, - отмечал один из представителей администрации, - не могли прекратить забастовку и оказать вообще какого-либо сдерживающего влияния на нелегальные сплотившиеся политические организации студентов"8 .

 

Для руководства забастовкой был создан общестуденческий центральный университетский орган, в котором значительным влиянием пользовались студенты-большевики. Этот орган завязал сношения со студенческими организациями других высших учебных заведений. Была создана центральная касса по оказанию материальной помощи бастовавшим студентам, в которую вошли представители всех высших учебных заведений Москвы.

 

Передовые студенты Московского университета активно участвовали в организационной и агитационной работе большевистских организаций. Так, например, студент В. М. Савков являлся членом МК РСДРП и ответственным организатором Замоскворецкого района. В том же районе в качестве пропагандиста работал студент-юрист И. Д. Удальцов, ныне профессор Московского университета. Студент-медик Н. С. Тихменев, входивший в техническую группу МК, участвовал в печатании нелегальных большевистских изданий. Студенты Московского университета вели агитационную работу среди рабочих промышленных предприятий Москвы. Разъехавшись летом 1905 г. на каникулы, многие из студентов вели агитационно-пропагандистскую работу у себя на родине. Активную роль в серпуховской социал-демократической организации играли студенты А. А. Бурдуков и А. А. Мясников. Членами серпуховской социал-демократической организации были также гимназист Н. Н. Овсянников и препо-

 

 

5 Там же. Листовка N 28273.

 

6 Архив МГУ. Журналы совета 1905 г., л. 53.

 

7 Там же, л. 116. Постановления от 6, 12 и 15 марта, стр. 1.

 

8 Центральный государственный исторический архив в Ленинграде (ЦГИАЛ). ф. 733, оп. 226, д. 138, л. 29.

 
стр. 50

 

даватель городского училища И. С. Ежов, осенью 1905 г. поступившие в Московский университет. Студенты Московского университета проводили беседы с солдатами, приносили им социал-демократические прокламации.

 

Большую общественно-политическую роль играло тогда Педагогическое общество при Московском университете. В его работе участвовали видные ученые, члены лекторской группы при МК. РСДРП Н. А. Рожков, М. Н. Покровский, В. М. Фриче и другие. С декабря 1904 г. председателем Педагогического общества был М. Н. Покровский, товарищем председателя был избран В. М. Фриче. Через этих товарищей партия большевиков проводила свое влияние среди интеллигенции. Политическая деятельность Педагогического общества привлекла внимание царского правительства. Получив сообщение Российского телеграфного агентства о собрании общества 26 марта 1905 г., на котором было доложено о том, что намечен план работ по составлению проекта усовершенствования государственного строя и произведен сбор средств "на пропаганду среди рабочих", "на вооружение", "в пользу комитета революционной партии", Николай II наложил резолюцию: "Очень пора прекратить подобные безобразия"9 . В начале апреля собрания Общества были запрещены. Однако вопреки запрещению Педагогическое общество продолжало свою работу.

 

Царское правительство первоначально попыталось подавить растущее движение среди студенчества с помощью запугивания и репрессий. 16 апреля было опубликовано "заключение" специального совещания министров и председателей департаментов Государственного совета, угрожавшее суровой расправой со студентами и преподавателями в случае невозобновления занятий с 1 сентября10 . Студенты и преподаватели предупреждались о том, что они будут исключены из университета, если нарушат это предписание. Напуганное ростом студенческого движения царское правительство запретило празднование 150-летнего юбилея Московского университета в начале 1905 года. Это вызвало резкие протесты со стороны передовых представителей русской общественности.

 

Нарастание революционного движения заставило царизм пойти на уступки. 6 августа 1905 г. царское правительство издало закон о созыве Государственной думы (так называемой Булыгинской). 27 августа были опубликованы "Временные правила об управлении высшими учебными заведениями министерства народного просвещения", по которым университетам предоставлялась "автономия": профессора получили право выбора ректора, его помощников и деканов, студенты - право собраний. Однако утверждение избранных профессорами должностных лиц осталось за высшей властью. Ненавистный институт инспекции не был уничтожен11 . С помощью этой куцей "автономии" царское правительство стремилось предотвратить окончательный переход студенчества в лагерь революции и привлечь на свою сторону либеральную профессуру.

 

* * *

 

Новый учебный год начинался в Московском университете в обстановке резкого обострения политического положения в стране. Величайшая народная революция, охватившая всю Россию, поставила царское самодержавие на край гибели. В поисках выхода царизм делал судорожные попытки мобилизовать все силы для борьбы с революцией. Со своей стороны революционный лагерь, возглавляемый пролетариатом, деятельно готовился к вооруженному восстанию. Приближалась решающая схватка.

 

 

9 Московский областной государственный исторический архив (МОГИА), ф. 459. 1905 г., оп. 2, д. 5857, л. 53.

 

10 "Циркуляры по Московскому учебному округу". 1905 г., стр. 310.

 

11 Там же, стр. 539.

 
стр. 51

 

В этих условиях тактика студенческой забастовки была уже недостаточной. Партия большевиков призвала студенчество перейти к более активным революционным действиям. В сентябре ЦК РСДРП обратился к студенчеству с воззванием "Ко всей учащейся молодежи". Указывая на необходимость открыть высшие учебные заведения для того, чтобы воспользоваться их аудиториями в интересах революции, ЦК РСДРП писал: "Вы используете аудиторию и все те удобства, которые доставляют учебные заведения, чтобы совместно с пролетариатом немедленно же начать подготовку к вооруженному восстанию, этому единственному исходу русской революции. Широко агитировать идею восстания, знакомить товарищей с задачами и техникой уличной борьбы, выработать целесообразные формы организации для боевого момента, организовать боевые дружины, содействовать мобилизации пролетариата, - за все это должно немедленно приняться революционное студенчество, и для этой цели оно должно обратить залы университетов и институтов в штаб-квартиры своей революционной работы"12 . В сентябре 1905 г. Московский комитет РСДРП обратился к студенчеству с листовкой аналогичного содержания13 .

 

В начале сентября состоялся нелегальный общестуденческий съезд в Выборге, на котором представлены были 23 высших учебных заведения страны. Съезд решил открыть учебные заведения. Обсудив политическое положение в стране и признав, что освобождение народных масс может быть достигнуто лишь при условии созыва революционным путем Учредительного собрания, съезд постановил, что "студенчество должно принять непосредственное участие в предстоящей борьбе. Для этого студенчество должно сконцентрировать и мобилизовать свои силы в крупных городах и дать возможность использовать высшие учебные заведения для революционной агитации и пропаганды в широких массах населения и предпринять меры к организации партийных студенческих, боевых отрядов с тем, чтобы в нужный момент студенчество могло примкнуть к общей политической забастовке и к вооруженному воссталию"14 .

 

7 сентября 1905 г. в Московском университете состоялась общая сходка. На нее собралось свыше 4 тыс. человек (половина из них являлась студентами университета). МК РСДРП направил на сходку Н. А. Рожкова. В результате горячих прений большинством голосов была одобрена революционная тактика открытия университета15 . 9 сентября сходка студентов приняла последовательно революционную, большевистскую резолюцию, в которой разоблачался маневр самодержавия с законом о Булыгинской думе и "Временными правилами" для университетов и указывалось, что "лишь учреждение демократической республики способно спасти страну от политического и национального гнета и вывести ее на путь свободного развития ее производительных сил и свободной борьбы за экономическое освобождение".

 

Студенческая сходка решила "открыть университет и, по возможности, не препятствуя желающим заниматься, превратить его в революционную трибуну, то есть вести пропаганду и агитацию среди студентов и привлекаемых в университет широких масс населения, и подготовиться к совместному выступлению на путь активных революционных действий с целью: а) свержения Царского самодержавия; б) созыва революционным Временным правительством Учредительного собрания... для учреждения в России демократической республики"16 .

 

В. И. Ленин дал высокую оценку этой резолюции. "Резолюция эта, - писал он, - по настоящему, языком свободных граждан, а не пресмыка-

 

 

12 Газета "Пролетарий", 10 октября (27 сентября) 1905 года.

 

13 Архив Музея революции СССР, ф. Л. 7-II ч. N 1830/1. Листовка МК. РСДРП "К учащейся молодежи".

 

14 "Красный архив". Т. 1(74). 1936, стр. 197.

 

15 ЦГИАМ, ф. Отдел печати 1905 - 1907 гг. Листовка N 18284.

 

16 Там же.

 
стр. 52

 

ющихся чиновников, клеймит Государственную думу, как наглую издевку над народом, призывает к борьбе за республику, за созыв временным революционным правительством действительно всенародного и действительно учредительного собрания"17 .

 

Принятие резолюции от 9 сентября имело большое значение для дальнейшего развития студенческого движения. Оно показывало, что передовое студенчество все решительнее становилось на путь активной революционной борьбы совместно с пролетариатом и под его руководством.

 

12 сентября 1905 г. состоялась студенческая сходка по вопросу о принятии новой тактики. По предложению социал-демократической группы было решено создать Коалиционный совет "в целях согласования действий студенческих организаций, руководящих революционной борьбой студенчества". Совет строился на паритетных началах, по два члена от большевиков, меньшевиков, эсеров. Одновременно создавался центральный университетский орган "для нормирования внутренней жизни студенчества в стенах университета"18 . Он должен был состоять из 26 делегатов, избранных тайным голосованием по одному от каждого курса. Общее собрание студентов являлось высшей инстанцией по отношению к этим двум студенческим органам.

 

Революция в стране, прежде всего в Петербурге и Москве, неуклонно нарастала. Забастовка печатников Москвы, начавшаяся 19 сентября, уже через несколько дней перекинулась на многие промышленные предприятия столицы. Как отмечал В. И. Ленин, "пролетариат сумел воспользоваться трибуной, предоставленной ему революционным студенчеством"19 . На студенческие сходки приходили бастующие рабочие. Это придавало студенческим сходкам еще более революционный характер. Одной из наиболее массовых была сходка 21 сентября, на которую явилось много рабочих, студентов высших учебных заведений, курсисток. "Митинг, имевший место 21 сентября, - докладывал ректор профессорскому совету, - представлял из себя чрезвычайное явление. В течение вечера в здании университета перебывала толпа от 6 до 10 тысяч. Характер собрания был чрезвычайно восторженный, праздничный. Студенты, бывшие там, потом говорили, что они долго не забудут впечатления, вынесенного с этого собрания"20 . На сходке преобладало влияние большевиков. Ораторы заканчивали речи призывом к вооруженному восстанию против самодержавия.

 

Массовые политические сходки студентов с активным участием рабочих испугали либеральную профессуру. Чтобы помешать соединению студенческого и рабочего движения, либеральная профессура 22 сентября закрыла Московский университет. "Либералы воспользовались самоуправлением, - писал Ленин, - чтобы править дела народных палачей, чтобы закрыть университет, это чистое святилище разрешенной нагаечниками "науки", которое осквернили студенты, допустив в него "подлую чернь" для обсуждения "неразрешенных" самодержавной шайкой вопросов. Самоуправляющиеся либералы предавали народ и изменяли свободе, ибо они боялись побоища в университете. И они были примерно наказаны за свою подлую трусость. Закрыв революционный университет, они открыли уличную революцию"21 .

 

Закрытие университета вызвало взрыв возмущения среди студентов. Студенческая сходка, собравшаяся 22 сентября, потребовала немедленного открытия университета. Профессорский совет находился в явном замешательстве. После нескольких заседаний он решил просить царское правительство допустить "узаконение свободных общественных со-

 

 

17 В. И. Ленин. Соч. Т. 9, стр. 319.

 

18 ЦГИАМ, ф. Отдел печати 1905 - 1907 гг. Листовка N 21145.

 

19 В. И. Ленин. Соч. Т. 9, стр. 363.

 

20 Архив МГУ, ф. Совета. 1905 г., д. 439, л. 62.

 

21 В. И. Ленин. Соч. Т. 9, стр. 347.

 
стр. 53

 

браний и обеспечение личной неприкосновенности, составляющие насущную потребность страны", с тем, чтобы оградить высшую школу "от наплыва лиц, стремящихся удовлетворить эту потребность"22 . 28 сентября ректор университета С. Н. Трубецкой выехал в Петербург, чтобы довести до сведения царского правительства это решение. На следующий день после "сцены", устроенной ему в министерстве народного просвещения, Трубецкой скоропостижно скончался. "Мы готовы допустить, что это слишком жестокая казнь даже для российского либерала, - писал Ленин в статье "По поводу смерти Трубецкого". - Но только, господа, не лучше ли, не достойнее ли для сторонников народной свободы отказаться от всяких сношений с правительством палачей и шпионов? Не лучше ли умирать в прямой, честной, открытой, просвещающей и воспитывающей народ, уличной борьбе с этими гадами, без уничтожения которых невозможна действительная свобода, чем умирать от "сцен" при беседах с Треповыми и его презренными лакеями?"23 .

 

В начале октября Московский университет был открыт. В период октябрьской всероссийской стачки он превратился в настоящий очаг революции: днем и ночью здесь происходили общенародные политические митинги и собрания; происходили собрания членов профессиональных союзов; здесь собирались железнодорожники, булочники, типографские рабочие, почтово-телеграфные служащие и т. д. В Московском университете разместились руководящие центры партийных и профсоюзных организаций.

 

12 октября МК РСДРП устроил в Московском университете массовый митинг рабочих-забастовщиков. Участник революции 1905 - 1907 гг. С. И. Мицкевич пишет: "Я помню, как огромное стройное шествие рабочих запрудило всю Моховую улицу перед университетом: это пришли на митинг рабочие Прохоровской мануфактуры (ныне Трехгорной). Они заполнили все аудитории, но не всем удалось попасть в стены университета: большая толпа осталась на дворе, и там открылся митинг, - ораторы говорили с крыльца"24 . 14 октября в университете состоялся новый грандиозный общеполитический митинг. Все аудитории и помещения старого и нового зданий университета на Моховой (включая и внутренние дворы) были заполнены собравшимися слушать свободное слово. Всего на митинг явилось около 10 тыс. человек.

 

Чтобы помешать дальнейшему проведению митингов и собраний, профессорский совет 15 октября 1905 г. вторично закрыл университет. Тем не менее с утра 15 октября во двор университета стали собираться на митинг рабочие и студенты. Царские власти пытались устроить погром революционного университета, использовав для этой цели банды пьяных черносотенцев. Студенты и рабочие, находившиеся в университете, организовали оборону, забаррикадировав все входы в здание. Для руководства этими действиями был создан специальный орган - центральный комитет по охране университета - во главе с членом МК РСДРП М. И. Васильевым-Южиным.

 

Вечером 15 октября Московский университет был оцеплен войсками. Началась осада. Прошли сутки. Царские власти не решались предпринять какие-либо активные действия. Воспользовавшись нерешительностью властей, центральный комитет по охране университета добился от них согласия на коллективный выход студентов и рабочих из осажденного здания. Вечером 16 октября находившиеся в осаде студенты и рабочие, захватив все имевшееся оружие, в полном порядке покинули университет. Царские власти не посмели осуществить свой план разгрома университета.

 

Манифест 17 октября студенчество Московского университета встре-

 

 

22 Архив МГУ, ф. Совета, 1905 г., д. 439, л. 68

 

23 В. И. Ленин. Соч. Т. 9, стр. 345.

 

24 С. И. Мицкевич. Революционная Москва. М. 1940, стр. 395.

 
стр. 54

 

тило с недоверием. Революционное студенчество готовилось к решающим схваткам с самодержавием, расширяло и укрепляло боевую студенческую дружину и санитарные отряды университетского Красного Креста. Боевая дружина Московского университета принимала деятельное участие в охране манифестаций, митингов и собраний. 20 октября она охраняла порядок во время похорон Н. Э. Баумана.

 

С вечера 20 октября боевая студенческая дружина заняла новое здание университета, снова превратив университет в революционный штаб. Либеральная профессура, с ликованием встретившая манифест 17 октября, решила прибегнуть к крайним мерам для того, чтобы изгнать революционное студенчество из университета. По решению университетского совета ректор университета обратился 22 октября к царским властям с просьбой "не отказать принять надлежащие меры для охраны пехотными войсковыми частями зданий и имущества императорского Московского университета"25 . Вступать в вооруженное столкновение с царскими войсками студенты тогда не могли. Центральный университетский орган, боевая дружина и студенческая организация Красного Креста в ночь на 29 октября покинули университет. Его заняли царские войска.

 

В ноябре и декабре университет безмолвствовал. Он был закрыт профессорским советом до 15 января 1906 г., и вход в него охранялся войсками и полицией. Передовое студенчество принимало все меры к тому, чтобы добиться открытия университета. Общеуниверситетская сходка, состоявшаяся 3 ноября 1905 г. в театре "Аквариум", на которой присутствовало около тысячи студентов, объявила "позорным и реакционным образ действий профессорской коллегии". Она потребовала: "а) немедленного открытия университета для использования его в тех целях, которые данный момент выдвигает перед московским студенчеством; б) выработки представителями профессоров совместно с представителями от студентов подробной конституции касательно управления университетом и регулирования университетской жизни"26 .

 

Революционное студенчество, руководимое большевиками, действовало вне стен университета. Оно активно содействовало сплочению боевых сил революции и готовилось к вооруженному восстанию. Студенты Московского университета вели большую агитационно-пропагандистскую работу среди рабочих Москвы. Они обучали их изготовлению бомб и обращению с взрывчатыми веществами. Университетская социал-демократическая организация поддерживала самый тесный контакт с МК РСДРП. Студенты университета П. Г. Терехов и В. М. Савков входили в его состав. В Московском университете неоднократно бывали член МК РСДРП и представитель ЦК партии в Москве В. Л. Шанцер и другие руководители московской партийной организации.

 

В декабрьском вооруженном восстании революционное студенчество Московского университета выступило в качестве дружинников, разведчиков, санитаров и связистов. Студенты университета в дни декабрьского вооруженного восстания несли охрану квартиры А. М. Горького.

 

В декабрьском вооруженном восстании принимал участие студент 3-го курса юридического факультета университета Сурен Спандарян, ставший впоследствии видным деятелем большевистской партии. Студент физико-математического факультета, впоследствии руководитель большевиков Сибири, Н. Н. Яковлев был во время вооруженного восстания ответственным техником Рогожского района. Военно-технической работой занимался студент-естественник большевик А. Ф. Чесский; он обучал дружинников изготовлению бомб и обращению с разрывными снарядами, создал у себя на квартире лабораторию по производству взрывчатых веществ, в дни восстания сражался на баррикадах. Студент физико-мате-

 

 

25 "Красный архив". Т. 1(74). 1936, стр. 203.

 

26 "Русские ведомости", 4 ноября 1905 года.

 
стр. 55

 

магического факультета большевик Н. П. Шмит, являвшийся владельцем мебельной фабрики на Пресне, организовал из рабочих своей фабрики боевую дружину, закупил большое количество оружия, которым были вооружены многие рабочие дружины Пресни. Фабрика Шмита явилась одной из цитаделей восстания.

 

Многие студенты Московского университета в дни декабрьского вооруженного восстания отдали жизнь за дело революции. Студент физико-математического факультета Б. С. Кустов в разгар декабрьских боев работал в нелегальной типографии МК РСДРП в Б. Конюшковском переулке. И после того, как этот район был занят царскими войсками, он вместе с другими работниками типографии продолжал печатать и распространять нелегальную литературу. 17 декабря Б. С. Кустов был задержан с пачкой листовок и на месте расстрелян. В декабрьские дни погиб и студент 2-го курса юридического факультета Н. А. Дударев, оказывавший медицинскую помощь раненым дружинникам.

 

Активным участием в вооруженном восстании лучшая часть студенчества Московского университета доказала свою преданность революции.

 

* * *

 

Декабрьское вооруженное восстание явилось высшей точкой революции. После его поражения начался период отступления. Самодержавие обрушило на народ жесточайшие репрессии. Оно повело наступление и на революционное студенчество. В начале января 1906 г. министерство внутренних дел предписало всем генерал-губернаторам "предупредить надлежащих попечителей, ректоров и директоров, что устройство публичных собраний в... учебных заведениях не будет разрешаемо, и в случае несоблюдения этого требования здания университетов и прочих... заведений будут подлежать закрытию"27 .

 

Революционный пролетариат не был сломлен декабрьским поражением. Под руководством большевиков он готовился к новым битвам против самодержавия. Вместе с ним была и лучшая часть студенчества и профсоюзов.

 

Одним из наиболее деятельных членов Московского военно-технического бюро (МВТБ), созданного в январе 1906 г. по решению МК РСДРП, был приват-доцент Московского университета большевик П. К. Штернберг. Он превратил астрономическую обсерваторию на Красной Пресне в конспиративный склад для хранения оружия. В дальнейшем Штернбергу была поручена организация и руководство группой разведчиков. Опыт декабрьского вооруженного восстания выдвинул тактику уличного боя, для ведения которого требовалось знать не только улицы, переулки, проходные дворы, но и высоту сооружений, из какого материала они сделаны, расположение полицейских команд, складов оружия и т. п. Группе разведчиков, возглавляемой П. К. Штернбергом, было поручено составить подробный план Москвы.

 

В целях составления такого плана Штернберг пошел на весьма смелое мероприятие. На одном из заседаний профессорского совета он внес предложение о необходимости измерения аномалии силы тяжести путем рельефной съемки с помощью нивелир-теодолитов. Предложение было одобрено. Это дало возможность Штернбергу с группой специально набранных помощников совершенно беспрепятственно производить съемки города. Материалы этих съемок были спрятаны Штернбергом в обсерватории. В 1917 г. он их передал штабу Красной Гвардии, и они были использованы при составлении плана вооруженного восстания в Москве в октябрьские дни 1917 года. В Московском военно-техническом бюро ра-

 

 

27 ЦГИАМ, ф. 102, 1906 г., д. 3, ч. 7, л. 1.

 
стр. 56

 

ботали студенты Московского университета А. Ф. Чесский, Н. Ф. Преображенский и другие.

 

А. Ф. Чесский проделал большую работу по вооружению и обучению боевых дружин. В мае 1906 г. он был арестован, но бежал из московской пересыльной тюрьмы и продолжал революционную деятельность в петербургской большевистской организации. В мае 1907 г. А. Ф. Чесский снова был арестован и, находясь в заключении в Петропавловской крепости, умер в 1909 году.

 

Н. Ф. Преображенский был ближайшим помощником П. К. Штернберга и принимал активное участие в выпуске пособий для дружинников по ведению уличного боя, по производству снарядов и запальников для бомб, по обращению с различными типами огнестрельного оружия.

 

В начале 1906 г. двери Московского университета оставались закрытыми. Большевики боролись за открытие высших учебных заведений для использования их в революционных целях. 7 апреля 1906 г. МК. РСДРП принял специальное постановление, в котором признал необходимым "немедленное открытие высших учебных заведений" и "использование всех средств к продолжению революционной борьбы, в том числе и тех, которые оказываются в руках студентов и после открытия высш. учебн. заведений"28 . Студенческое движение за открытие университета возглавила университетская социал-демократическая фракция, секретарем которой в январе 1906 г. был избран И. Д. Удальцов.

 

17 апреля Московский университет был открыт. В тот же день состоялась большая студенческая сходка. Сторонники "внепартийного университета" пытались отвлечь студенчество от политической борьбы, заявляя, что "научное функционирование университетов теперь есть величайшая помощь политическому росту России и повышению ее материального и духовного благосостояния"29 . Но студенчество не пошло за ними. Общеуниверситетская сходка, собравшаяся 19 апреля 1906 г., постановила "открыть университет и использовать его автономное положение осуществлением в его стенах свободы слова и собраний..., предоставить немедленно свои помещения для пропагандистской подготовительной работы революционно-демократических партий"30 .

 

30 мая собралась сходка студентов для обсуждения вопроса о поддержке требований рабочих депутатов в Думе. На сходке присутствовало до 1500 человек, в том числе рабочие, студенты других высших учебных заведений, курсистки. 31 мая опять состоялась сходка, носившая политический характер.

 

Общеуниверситетская сходка, состоявшаяся 15 сентября 1906 г., на которой присутствовало до 5 тыс. человек, вновь приняла решение об открытии университета и использовании его в целях содействия революционной борьбе.

 

Профессорский совет заявил тогда студентам, что дальнейшее устройство сходок в лекционное время без разрешения ректора повлечет за собой закрытие университета и увольнение всех студентов. Он разрешил проведение сходок в нелекционное время, предоставив для этого несколько аудиторий31 . Но такое половинчатое решение не удовлетворило царские власти. В конце сентября 1906 г. московский генерал-губернатор грубо вмешался в дела "автономного" университета. По его указанию политические собрания в университете запрещались совершенно. Допускались лишь собрания по академическим вопросам, и притом каждый раз с разрешения ректора. Университетской администрации и профессорам вменялось в обязанность следить за всем происходящим на студенческих собраниях.

 

 

28 Журнал "Каторга и ссылка". 1932, N 2, стр. 177.

 

29 Газета "Русское слово", 19 апреля 1906 года.

 

30 ЦГИАМ, ф. Отдел печати 1905 - 1907 гг. Листовка N 26759.

 

31 Архив МГУ. Журналы совета 1906 г., лл. 138 - 139.

 
стр. 57

 

За несоблюдение этих предписаний генерал-губернатор грозил закрыть Московский университет.

 

В знак протеста против покушения царских властей на автономию университета профессорский совет решил до 6 октября приостановить занятия и обратился за поддержкой к студенчеству. Революционное студенчество поддержало профессорский совет, одобрив его постановление о временном закрытии университета. Но профессора-кадеты, испугавшись собственных действий, пошли на сделку с царскими властями. Они согласились на введение контроля над собраниями студентов с целью недопущения на них посторонних и поддержали запрещение студенческих собраний в нелекционное время. Так, было запрещено проведение в университете собрания в знак траура по жертвам черносотенных погромов 17 октября 1905 года. Студенчество ответило на это запрещение трехдневной забастовкой. Тогда администрация закрыла университет с 18 по 30 октября. На этой почве обострился конфликт передового студенчества с либеральными профессорами, которых поддерживали студенты-"белоподкладочники".

 

В новых, более тяжелых условиях необходимо было укрепить студенческую организацию. Центральный университетский орган было решено избирать не по курсам, а по спискам, выставленным партийными студенческими организациями. Выборы, происходившие в середине ноября, закончились крупной победой социал-демократии. За социал-демократов было подано 2044 голоса из 5437 голосовавших, то есть около 40%. Кадеты получили 1462 голоса (около 28%), эсеры - 1258 голосов (23%). Остальные партийные группировки получили незначительное число голосов. В центральном университетском органе места распределялись следующим образом: 12 мест получили социал-демократы, 8 - кадеты, 7 - эсеры, 2 - народные социалисты, 1 - союз независимого студенчества и 1- польское коло. От социал-демократической фракции вошли И. Д. Удальцов, А. Н. Трайнин (ныне профессор Московского университета), А. И. Хаинский, Н. Н. Овсянников, И. С. Ежов и др. Председателем центрального университетского органа был избран А. Н. Трайнин, секретарем - И. Д. Удальцов.

 

Одним из первых мероприятий нового состава центрального университетского органа было постановление об ознаменовании годовщины декабрьского вооруженного восстания устройством общестуденческих собраний 7, 8 и 9 декабря 1906 года. Поскольку такие собрания был" запрещены университетской администрацией, было решено провести двухдневную забастовку. Не будучи в состоянии ликвидировать революционное студенческое движение, либеральная профессура закрыла университет до 15 января 1907 года. 20 февраля 1907 г., в день открытия II Государственной думы, в университете состоялся грандиозный политический митинг, на котором присутствовало до 5 тыс. человек. На митинге выступали главным образом представители социал-демократов. Резолюция, принятая на митинге, заклеймила произвол царского правительства и выразила готовность служить пролетариату и крестьянству в его борьбе за политическое освобождение. Тогда в борьбу со студенчеством Московского университета более активно вмешались полицейские власти. 17 марта полиция разогнала студенческую сходку.

 

В связи с наступлением реакции борьба революционного студенчества за использование университета в интересах революции становилась все труднее. Усилили свою деятельность кадеты и представители так называемого независимого студенчества. Но и в эти годы лучшие представители студенчества Московского университета под руководством большевиков не прекращали своей борьбы против самодержавия.

Опубликовано на Порталусе 11 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама