Рейтинг
Порталус

Расхвалить на основании плагиата - жестокая вещь (мнение)

Дата публикации: 28 марта 2016
Автор(ы): Алена КОСТИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1459147729


Алена КОСТИНА, (c)

Автор: Алена КОСТИНА независимый наблюдатель

В организации детских конкурсов главное - это понимать язык детей. Чтобы не ошибиться, не навредить. Ведь сколько их - бедных захваленных гениев!

...Какую цель преследуют организаторы конкурсов детского рисунка? Ищут таланты, пытаются помочь одаренному юному существу. А то и взлелеять нового Тараса Шевченко или Исаака Левитана, в жизни которых тоже участвовали неравнодушные взрослые.

Но тут главное - понимать язык детей. Чтобы не ошибиться, не навредить. Ведь сколько их - бедных захваленных гениев.

- Танька, приколись, я теперь юное дарование! - похвасталась подруге моя знакомая Оля.

Вот случай, когда способности уже не дар Божий, а... прикол (!) - возможность демонстративного выпячивания себя, такая же, как "супер-пупер-модная" куртка, "забойная" фенечка или покраска волос в радикальный цвет. Дарование уверено, что уж оно-то "право имеет" пропускать занятия ("...учителя все равно ничего путного не скажут"), вымогать пятерки ("...я ведь на медаль иду, не портите мне оценки").

Но только ли Олина это беда? А как насчет ее бабушки, которая по-своему "развивала" способности Оли: нанимала репетиторов, отправляла внучку на любые проводимые конкурсы? Оля становилась лауреатом: сказалась хорошая "школа" (умный, опытный репетитор - сам участник всяческих жюри и победитель конкурсов - знал, как покорить взрослых коллег). А потом бабушка прошла все вообразимые инстанции и добилась для девочки стипендии "дарования" ("...ведь не зря Оленька лауреат и дипломант"). Однако потом, на выпускном курсе училища, где Оля продолжала, учась на тройки, совершенствование "замеченных дарований", в конце концов выяснилось, что особых способностей у нее-то и нет. И закончить училище она не смогла...

Эта история живо вспомнилась мне на одном из недавних конкурсов детских рисунков. Дети любят соревноваться. Они достаточно самокритичны, чтобы понимать свои промахи, и хотят рисовать как можно лучше. Но взрослые должны по-честному оценивать детские успехи. А на этом конкурсе решили смешать две совершенно разные группы юных художников: "любителей" и "профессионалов" (то есть учащихся художественных школ); а также не стали учитывать их возраст. И при этом предпочтение отдавалось "наиву" - наименее "профессиональному", но, дескать, "более экспрессивному и оригинальному" творчеству. То есть один из уроков, преподнесенный организаторами, можно озвучить так: профессионализм в художественном творчестве не значит ничего.

Искусство и непрофессиональные детские рисунки - вещи разные. Еще выдающийся русский психолог Лев Семенович Выготский писал об особенностях изобразительного творчества дошкольников - юных художников-любителей. Для них художественное творчество - это особая игра. Если сражение, то со взрывами, цоканьем копыт боевых коней и вырывающимися с листа бумаги клубами дыма. Бумага отражает переживания ребенка. А в художественных школах, где приходится рисовать на заданную тему с натуры, ребенок овладевает техникой, мастерством. И это не игра, а тяжелая, выматывающая, не всегда веселая работа. Необходимый этап роста юной личности, развивающий интеллект и чувство прекрасного.

Но дело даже не в том, что на конкурсе такие разные вещи оценивались по единой шкале. Хуже то, что жюри за оригинальный детский взгляд приняло известные художественные штампы и даже плагиат! Например, рисунок-диптих одиннадцатилетнего мальчика, на котором изображены мадонна с младенцем великого Леонардо да Винчи и их смертельный распад от наркотической передозировки - идея смелая, но разве это не копия обложки известной рок-группы "Коррозия металла"?

Особо хотелось бы сказать об обладательнице первой премии. Глядя на синее небо на рисунке, на яркое солнце в веснушках, со смеющимися зелеными глазами, сразу вспоминаешь детские впечатления: "Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что мамочке мы запели песенку". Солнце - древнейший мифологический образ, несущий жизнь, свет и радость, один из самых частых в детском творчестве. Он свидетельствует о психологическом комфорте малыша.

Где тот четырехлетний мальчик, который в середине двадцатых годов гулял с мамой по парку и, потрясенный, ликующий, бегая вокруг упоительно ароматной клумбы, заявил свой протест против бренности бытия и провозгласил: "Пусть ВСЕГДА будет небо!/ Пусть ВСЕГДА будет солнце!/ Пусть ВСЕГДА будет мама!/ Пусть ВСЕГДА буду я!" Про этот случай рассказал Корней Чуковский в книге "От двух до пяти", а потом, в 1957 году, когда в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов, поэт Лев Ошанин переосмыслил жизнелюбивые мальчишеские строки. И сочинил песню "Пусть всегда будет солнце!" (кстати, Корней Иванович считал, что известному поэту тем не менее не удалось дотянуться в этой песне до уровня гениальности ребячьего экспромта)...

Смотрю вновь на рисунок-победитель. Торжество ли это Жизни, протест ли против бренности бытия, как в двадцатых? А может, всего лишь перепев забытого понятия "интернационализм"? Смущают стоящие на солнечных лучах-дорогах человечки с разного цвета кожей, в национальных костюмах: африканцы, индийцы, братья-славяне. Не носят сейчас такие костюмы. Не борются за свободу негров. Воспитанные на американском кино, подростки знают, что у белых и черных равные права в США. А вот еще птички в углах рисунка, с лавровыми стебельками в клювах. Разве это не белокрылые голуби мира, до боли знакомые, нарисованные в манере середины 80-х? Но может ли девятилетний ребенок мыслить политическими категориями взрослых?

Рисунок явно скопирован с плаката. А квалифицированное, казалось бы, жюри приняло его за чистую монету, показав тем самым, что настоящий язык детей им не знаком. Ребенок же получил еще один урок - урок конформизма, заключающийся в отсутствии собственной позиции, в том, что для достижения жизненного и творческого успеха следует быть как все, что можно добиться популярности, славы за счет чужих идей и образов. Демократические реформы должны были бы сформировать творчески мыслящих, независимых личностей, которые бы "не прогибались под изменчивый мир". А к чему мы пришли? Да к тому же конформизму. И даже худшему - конформизму уже не за идею, а за деньги, за премии.

Опубликовано на Порталусе 28 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): плагиат



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама