Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 25.04.17

Судьбу такой школы нельзя ставить под вопрос

Дата публикации: 28 июня 2016
Автор: Инга ПРЕЛОВСКАЯ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1467112165 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Инга ПРЕЛОВСКАЯ, (c)

найти другие работы автора

Над ВЗМШ - Всероссийской заочной многопредметной школой при МГУ, замечательным учебным заведением, существующим тридцать четыре года, нависла угроза закрытия. Если это случится, то пострадают десять тысяч учеников-заочников, старшеклассников из глубокой российской провинции: маленьких городов, поселков, сельской местности.

В середине 60-х ВЗМШ была создана по инициативе и при содействии университетских академиков-математиков И.Петровского, тогдашнего ректора МГУ, и И.Гельфанда, ставшего ее научным руководителем.

В то время в вузовских и научных центрах появились физматшколы и физматклассы, в которых точные науки преподавали более углубленно, чем в обычных школах. Чтобы помочь способным и любознательным ребятам из провинции не отстать от сверстников из вузовских центров, и была задумана заочная форма дополнительного обучения математике и физике учеников 8-10-х классов.

Академия педагогических наук, нынешняя Российская академия образования, взяла ВЗМШ на свой бюджет, а МГУ предоставил ей помещение и возможность широко привлекать к работе своих преподавателей и студентов. К преподаванию в ВЗМШ учителя-академики поощряли своих учеников. Под их покровительством и были заложены традиции ВЗМШ, а прежде всего высокое качество ее программ, учебных пособий и методик обучения.

Уже на второй год существования школы в ней было полторы тысячи учеников, а к концу 60-х их число выросло до 20 тысяч.

ВЗМШ стала открывать свои филиалы в областных городах, привлекая для работы в них преподавателей местных пединститутов и снабжая их своими пособиями. Часть филиалов впоследствии отпочковалась, став самостоятельными центрами дополнительного образования школьников.

А когда в конце 80-х у нас появились гимназии и лицеи и все более популярными среди школьников стали профессии юристов, экономистов, лингвистов, психологов, ВЗМШ начала открывать у себя новые отделения. Сейчас ВЗМШ при МГУ имеет статус открытого лицея. Она дает дополнительное образование старшеклассникам по семи направлениям точных, естественных и гуманитарных наук, а также по экономике и праву.

Поступить в нее может каждый, кто успешно выполнит вступительную контрольную работу. Преимущества предоставляются только ребятам из сельской местности, поселков и маленьких городов. Ученики в течение трех лет получают из Москвы задания и методические пособия и отправляют свои работы для проверки в школу, а затем получают их назад с рецензиями проверяющих. Проверяют работы студенты МГУ под руководством и контролем опытных методистов школы. А пособия совместно разрабатывают университетские ученые и школьные методисты. И мало того, что ВЗМШ помогает ребятам.

С ними вместе учатся и учителя. Найдена такая форма заочного обучения - "Коллективный ученик". В ВЗМШ могут поступить целые классы во главе с учителями-предметниками.

Каковы же успехи выпускников школы, есть ли среди них известные ученые и специалисты, спросила я бессменного директора ВЗМШ В.Овчинникова, в прошлом основателя и директора знаменитой 2-й московской математической школы. Кстати, его имя занесено Кембриджским университетом на так называемые "золотые скрижали", в список тех, кто особенно много сделал для развития образования в XX веке.

- ВЗМШ окончило около полумиллиона учеников, - сказал Владимир Федорович. - Но мы не ведем статистического учета, кем они стали. Главное не в том, чтобы вырастить знаменитостей. Смысл нашей работы - поднять целеустремленных и способных ребят из рядовых школ российской глубинки на уровень их сверстников из лучших столичных и областных школ, дать им шанс получить высшее образование в тех вузах, куда они стремятся. Сравните положение старшеклассников, живущих в каком-нибудь поселке, и их сверстников из крупных городов, где есть хорошие библиотеки, разнообразные подготовительные курсы, наконец, частные вузовские репетиторы. А конкурс в вузы на "бесплатные" бюджетные места при их предполагаемом сокращении уже в этом году может ужесточиться.

Добавлю к словам директора: за долгие годы создана учебная база, накоплен уникальный опыт, который, кстати, высоко оценен в США и Израиле, выросла гора учебных пособий, сложился коллектив экстраклассных методистов, тесно связанных с университетом.

Потерю всего этого трудно даже оценить.

О том, что значит для самих российских старшеклассников эта школа, убедительнее всего говорят строки из писем: "Наш поселок небольшой, - пишет Катя Смирнова про свой Новый Торъял. - Библиотека не отличается изобилием литературы, и мне очень помогают ваши пособия. Учеба у вас - это для меня не только источник новых знаний, но и своего рода увлечение".

"Высшее образование получить становится все труднее, деньги начинают решать все,- сетует Роза Эсеновна Курбанова.- Мы здесь, в глубинке, давно не получаем зарплату, детские пособия не выплачивали весь 1997 год. А я - многодетная мать и вряд ли смогу платить за обучение. Благодарна за то, что вы бесплатно учите моего ребенка. Женя занимается хорошо и хочет поступать в Петербургский университет. Благодаря вам очень надеется теперь на себя".

И вот судьба школы поставлена под вопрос. Президент Российской академии образования Н.Никандров, выразив глубокое сочувствие директору Овчинникову, на днях сообщил ему, что Минфин изъял из бюджета академии статью "Образование", по которой финансировались экспериментальные школы, в том числе открытый лицей. Академия вынуждена с ним расстаться. Попытка директора найти поддержку в Министерстве общего и профессионального образования успеха не имела. А речь идет, в сущности, о совсем небольших деньгах.

Школа получает от государства только средства на зарплату сотрудников, причем символическую: около двух тысяч рублей в месяц на 25 человек. Почтовые расходы возмещают родители.

Сотрудников, понятно, удерживает не их мизерная зарплата, что выглядит почти неправдоподобным в наше меркантильное время.

Подрабатывая на стороне, они все-таки продолжают трудиться здесь, потому что чувствуют свою нужность детям и не хотят бросать дело, которому отданы многие годы. Им важно сохранить государственный статус школы, а не превращать ее в частную репетиторскую контору.

При бедственном положении с деньгами в государстве судьба одной школы может показаться песчинкой в море других забот.

Но, может быть, интересы десятков тысяч усердных и способных российских ребят из глубинки тоже чего-то стоят?

Опубликовано 28 июня 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?