Рейтинг
Порталус

С чем мы имеем дело? Вызовы проектировщику в сфере образования

Дата публикации: 26 февраля 2017
Автор(ы): Шиварёв Павел Васильевич
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 3, Июнь 2012, C. 59-60
Номер публикации: №1488064185


Шиварёв Павел Васильевич, (c)

В N 1 и 2 журнала мы начали разговор о контурах современного образования. Продолжим его и поговорим о том, с чем мы имеем дело сейчас.

 

Есть по меньшей мере два типа вызовов проектировщику в сфере образования:

 

- проблемы, связанные с особенностями социокультурной ситуации;

 

- тренды в сфере образования.

 

Почему тренды тоже вызовы? Потому что проектировщик работает с трендом не как с тем, чему стоит следовать, а как с тем, что стоит учитывать.

 

Вызовы первого типа. Основные проблемы.

 

1. Проблема образования как подготовки к жизни в обществе.

 

Для нас здесь неважно: готовит школа к жизни или она сама и есть жизнь. Важно другое: современность - мир доминирования материального над духовным, капиталоёмкости над "смыслоёмкостью"; мир, в котором отклонения претендуют на статус нормы, а нормы низвергаются. Вопрос: мы точно готовим к такой жизни?

 

2. Проблема образования как укоренения в культуре.

 

Образование связано с укоренением в культуре, в том числе с усвоением ценностей. Несовременная культура - эклектика несовместимых культурных традиций, а человек современности скорее индивидуалист, сопротивляющийся доминированию общего мировоззрения над индивидуальным. Вопрос: образование точно вводит в культуру и формирует ценности?

 

3. Проблема образования как работы с информацией и знанием в ускоряющемся мире с неопределённым будущим.

 

Образование связано с информацией и работой со знанием. В обществе модерна объём и темпы прироста информации позволяли эффективно передавать её и работать со знанием. Сейчас темпы прироста информации экспоненциально возросли и продолжают расти. При этом происходит как увеличение объёма информации, так и смена парадигм.

 

Это влечёт возрастание неопределённости будущего и проблему проектирования образовательных результатов ДОЛГОСРОЧНЫХ программ (например, среднего полного общего образования). Вопрос: продолжаем учить основам наук XIX века и готовить к жизни на основе долгосрочных программ?

 

4. Проблема образования как "овзросления" в эпоху кризиса семьи и модели детства.

 

Образование в существующей модели связано с преобразованием ребёнок - взрослый с "отрывом ребёнка от семьи". Но то, что происходит сейчас, многими исследователями называется кризисом семьи и модели детства. Стоит заметить при этом, что кризис семьи вызван тотальной занятостью обоих родителей в экономике и элементарным отсутствием времени заниматься семьёй и ребёнком.

 

Кризис модели детства в том, что дети воспринимаются как "недовзрослые", которых надо "сформировать". Но барьеры-фильтры между детским и взрослым мирами разрушены (прежде всего в силу того, чем наполнены масс-медиа и Интернет), а взрослые, так же как дети, играют в компьютерные игры, сотовые телефоны, тусуются в "Одноклассниках".

 

Вопрос: образование точно формирует из ребёнка взрослого?

 

5. Проблема эффективности существующих об-

 
стр. 59

 

разовательных институтов (организаций) и системы в целом.

 

В индустриальную эпоху сформировался некий принцип: для решения той или иной задачи создаётся организация. Вкладывая ресурсы в организацию, мы решаем задачи. Постиндустриальное общество, культура постмодерна принесли новый принцип - сетевое и проектное решение задач.

 

Институциональная система образования проигрывает по эффективности Интернету и масс-медиа, базирующимся на новых принципах. Так школа не только теряет монополию на образование, но и перестаёт быть наиболее эффективным провайдером в данной сфере. Вопрос: продолжаем совершенствовать организации или строим сети?

 

Вызовы второго типа. Тренды общего образования

 

1. Компьютеризация.

 

Компьютеризация - это не только компьютеры, интерактивные доски и Интернет. Это электронные дневники и учебники, дистанционное образование, телекоммуникационные проекты и архитектура школ на основе геометрии точек доступа к wifi-сетям. И ещё это выбор или участвовать в создании каналов данных и подключаться к Интернету, или быть отрезанным от всего остального мира.

 

Компьютер и Интернет при этом не просто инструмент работы в современном мире, но скорее образ нового мира, его квинтэссенция. И мы не можем опустить тот факт, что это тренд в сторону дегуманизации не только образования, но и жизни.

 

2. Сетевой подход.

 

Признаком современного мира является возрастание роли сетевых форм организации сообщества, возникновение сетевой логики и коммуникации. Именно сети и сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. Проектируя новое образование, мы не можем игнорировать этот момент.

 

3. Компетентностная парадигма.

 

Компетентностная парадигма - попытка дать ответ на вопросы о том, что делать с возрастающим объёмом информации и как школа социализирует. Ключевой определяющий её момент - переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности.

 

К сожалению, единой позиции в вопросе о перечне ключевых компетенций нет и, скорее всего, не будет. Тем не менее, проектируя новое образование, мы должны определиться в том, все-таки предметный или метапредметный характер носит результат образования и должен ли он как то "пригождаться" выпускнику после сдачи материала на ЕГЭ.

 

4. Непрерывность образования.

 

Если образование к чему-то и готовит, то уж точно не на всю жизнь. Скорость и плотность инноваций требуют постоянного их освоения. В профессиональном плане востребовано не просто периодическое повышение квалификации, а скорее постоянная переквалификация. То есть образование стало тем, что сопровождает нас на протяжении всей жизни.

 

Объём данной статьи не позволяет подробно рассмотреть все тренды. Перечислю ключевые (кроме четырёх названных выше):

 

- деятельностный подход, развитие игровых технологий в образовании, проектность образования;

 

- вариативность и дифференцированность содержания образования и используемых УМК при одновременной стандартизации и усилении внешнего контроля. Специализация и профилизация;

 

- "возвращение" воспитательных задач в школу;

 

- расширение функционала и изменение требований к компетенциям учителя, системе их развития.

 

Итак, всё перечисленное выше и есть тот фон, на котором появляются контуры нового образования.

 

Шиварёв Павел Васильевич, редактор "Журнала руководителя управления образованием"

Опубликовано на Порталусе 26 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама