Главная → ПЕДАГОГИКА → С чем мы имеем дело? Вызовы проектировщику в сфере образования
Дата публикации: 26 февраля 2017
Автор(ы): Шиварёв Павел Васильевич →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА →
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 3, Июнь 2012, C. 59-60 →
Номер публикации: №1488064185
Шиварёв Павел Васильевич, (c)
В N 1 и 2 журнала мы начали разговор о контурах современного образования. Продолжим его и поговорим о том, с чем мы имеем дело сейчас.
Есть по меньшей мере два типа вызовов проектировщику в сфере образования:
- проблемы, связанные с особенностями социокультурной ситуации;
- тренды в сфере образования.
Почему тренды тоже вызовы? Потому что проектировщик работает с трендом не как с тем, чему стоит следовать, а как с тем, что стоит учитывать.
Вызовы первого типа. Основные проблемы.
1. Проблема образования как подготовки к жизни в обществе.
Для нас здесь неважно: готовит школа к жизни или она сама и есть жизнь. Важно другое: современность - мир доминирования материального над духовным, капиталоёмкости над "смыслоёмкостью"; мир, в котором отклонения претендуют на статус нормы, а нормы низвергаются. Вопрос: мы точно готовим к такой жизни?
2. Проблема образования как укоренения в культуре.
Образование связано с укоренением в культуре, в том числе с усвоением ценностей. Несовременная культура - эклектика несовместимых культурных традиций, а человек современности скорее индивидуалист, сопротивляющийся доминированию общего мировоззрения над индивидуальным. Вопрос: образование точно вводит в культуру и формирует ценности?
3. Проблема образования как работы с информацией и знанием в ускоряющемся мире с неопределённым будущим.
Образование связано с информацией и работой со знанием. В обществе модерна объём и темпы прироста информации позволяли эффективно передавать её и работать со знанием. Сейчас темпы прироста информации экспоненциально возросли и продолжают расти. При этом происходит как увеличение объёма информации, так и смена парадигм.
Это влечёт возрастание неопределённости будущего и проблему проектирования образовательных результатов ДОЛГОСРОЧНЫХ программ (например, среднего полного общего образования). Вопрос: продолжаем учить основам наук XIX века и готовить к жизни на основе долгосрочных программ?
4. Проблема образования как "овзросления" в эпоху кризиса семьи и модели детства.
Образование в существующей модели связано с преобразованием ребёнок - взрослый с "отрывом ребёнка от семьи". Но то, что происходит сейчас, многими исследователями называется кризисом семьи и модели детства. Стоит заметить при этом, что кризис семьи вызван тотальной занятостью обоих родителей в экономике и элементарным отсутствием времени заниматься семьёй и ребёнком.
Кризис модели детства в том, что дети воспринимаются как "недовзрослые", которых надо "сформировать". Но барьеры-фильтры между детским и взрослым мирами разрушены (прежде всего в силу того, чем наполнены масс-медиа и Интернет), а взрослые, так же как дети, играют в компьютерные игры, сотовые телефоны, тусуются в "Одноклассниках".
Вопрос: образование точно формирует из ребёнка взрослого?
5. Проблема эффективности существующих об-
разовательных институтов (организаций) и системы в целом.
В индустриальную эпоху сформировался некий принцип: для решения той или иной задачи создаётся организация. Вкладывая ресурсы в организацию, мы решаем задачи. Постиндустриальное общество, культура постмодерна принесли новый принцип - сетевое и проектное решение задач.
Институциональная система образования проигрывает по эффективности Интернету и масс-медиа, базирующимся на новых принципах. Так школа не только теряет монополию на образование, но и перестаёт быть наиболее эффективным провайдером в данной сфере. Вопрос: продолжаем совершенствовать организации или строим сети?
Вызовы второго типа. Тренды общего образования
1. Компьютеризация.
Компьютеризация - это не только компьютеры, интерактивные доски и Интернет. Это электронные дневники и учебники, дистанционное образование, телекоммуникационные проекты и архитектура школ на основе геометрии точек доступа к wifi-сетям. И ещё это выбор или участвовать в создании каналов данных и подключаться к Интернету, или быть отрезанным от всего остального мира.
Компьютер и Интернет при этом не просто инструмент работы в современном мире, но скорее образ нового мира, его квинтэссенция. И мы не можем опустить тот факт, что это тренд в сторону дегуманизации не только образования, но и жизни.
2. Сетевой подход.
Признаком современного мира является возрастание роли сетевых форм организации сообщества, возникновение сетевой логики и коммуникации. Именно сети и сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. Проектируя новое образование, мы не можем игнорировать этот момент.
3. Компетентностная парадигма.
Компетентностная парадигма - попытка дать ответ на вопросы о том, что делать с возрастающим объёмом информации и как школа социализирует. Ключевой определяющий её момент - переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности.
К сожалению, единой позиции в вопросе о перечне ключевых компетенций нет и, скорее всего, не будет. Тем не менее, проектируя новое образование, мы должны определиться в том, все-таки предметный или метапредметный характер носит результат образования и должен ли он как то "пригождаться" выпускнику после сдачи материала на ЕГЭ.
4. Непрерывность образования.
Если образование к чему-то и готовит, то уж точно не на всю жизнь. Скорость и плотность инноваций требуют постоянного их освоения. В профессиональном плане востребовано не просто периодическое повышение квалификации, а скорее постоянная переквалификация. То есть образование стало тем, что сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Объём данной статьи не позволяет подробно рассмотреть все тренды. Перечислю ключевые (кроме четырёх названных выше):
- деятельностный подход, развитие игровых технологий в образовании, проектность образования;
- вариативность и дифференцированность содержания образования и используемых УМК при одновременной стандартизации и усилении внешнего контроля. Специализация и профилизация;
- "возвращение" воспитательных задач в школу;
- расширение функционала и изменение требований к компетенциям учителя, системе их развития.
Итак, всё перечисленное выше и есть тот фон, на котором появляются контуры нового образования.
Шиварёв Павел Васильевич, редактор "Журнала руководителя управления образованием"
Опубликовано на Порталусе 26 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK