Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 28.06.17

Опыт использования интерактивной доски в образовательном процессе

Дата публикации: 26 февраля 2017
Автор: Чеченкова Марина Викторовна
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 3, Июнь 2012, C. 77-82
Номер публикации: №1488064323 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Чеченкова Марина Викторовна, (c)

найти другие работы автора

Чеченкова Марина Викторовна, директор МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г. Калуги

 

Введение

 

Концепция модернизации российского образования определяет информатизацию процесса образования как приоритетное направление развития, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски (ИД).

 

Возможности ИД как одного из инструментов организации занятий на основе современных информационных технологий неоспоримы и достаточно хорошо известны. Возможно, именно с этим и связана популярность ИД, несмотря на высокую стоимость данного оборудования.

 

В общеобразовательных учреждениях Калуги технических новинок немало, и интерактивные доски не остались без внимания. Сегодня это оборудование установлено в 100%

 
стр. 77

 

калужских школ. Как сделать так, чтобы возможности интерактивной доски не сводились к эстетическим впечатлениям от ее нахождения в классе, а использовались учителем по максимуму?

 

Здесь есть к чему приложить усилия муниципальной методической службе, которая может и должна, на наш взгляд, стать проводником этих технологий.

 

Формы методического сопровождения педагогов, использующих интерактивные доски

 

Методическая поддержка освоения учителями приёмов работы с ИД стала одним из приоритетов в текущем учебном году в работе методистов муниципального образовательного учреждения "Информационно-методический центр" (МОУ "ИМЦ") г. Калуги.

 

Среди наиболее эффективных форм нашей работы по методической поддержке педагогов, использующих интерактивную доску, можно назвать постоянно действующий семинар "Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе" и работу межпредметного творческого объединения учителей, использующих ИД. Остановимся на них подробнее.

 

Семинар "Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе"

 

Семинар "Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе" проводится МОУ "ИМЦ" г. Калуги в течение года. С тематическим планом семинара можно ознакомиться в приложении N 1 к данной статье.

 

Анализ результатов проведения семинаров показывает, что его участники освоили методы и приёмы работы с интерактивной доской, научились использовать возможности программного обеспечения как входящего в комплект поставки, так и свободно доступных цифровых образовательных ресурсов в Интернете, а также создавать на их основе собственные интерактивные уроки по различным предметам.

 

По мнению педагогов, лучшими формами подготовки являются практические и демонстрационные занятия. При этом чем чаще учитель самостоятельно экспериментирует, чем больше вариантов использования доски он находит для себя и своих учеников, тем эффективнее будет в дальнейшем использование техники.

 

Понятно, что подготовка урока с интерактивной доской - достаточно объёмная работа, однако опыт показывает, что время подготовки к уроку уменьшается тем быстрее, чем чаще учитель работает с доской. И этот процесс увлекает со временем как учителя, так и учеников.

 

Творческая группа педагогов, использующих интерактивную доску в учебном процессе

 

Для обмена опытом, воплощения и развития идей использования ИД на уроке МОУ "Информационно-методический центр" г. Калуги организовал работу творческой группы учителей-предметников по теме "Методика

 
стр. 78

 

использования интерактивной доски в учебном процессе". В работе группы участвуют преподаватели разных предметов, что даёт дополнительный эффект.

 

Ведь при огромном количестве возможностей ИД каждый предметник, как правило, ищет, находит и затем использует инструменты и методические приёмы, подходящие для обучения именно в рамках его предмета. Но когда учителя разных предметов в творческой группе демонстрируют друг другу свои находки, оказывается, что они вполне применимы для других предметов, то есть универсальны.

 

По результатам работы творческой группы методическим центром создан банк данных "Урок с использованием интерактивной доски", назначение которого - накопление и распространение педагогического опыта в использовании новых технических средств обучения.

 

Интерактивная доска предоставляет учителю разнообразные дополнительные инструменты для проведения занятий. Направления применения этих инструментов покажем через примеры различных приёмов с использованием ИД, предложенных творческой группой педагогов-предметников.

 

Эти примеры могут быть полезны для проведения семинаров и консультаций по использованию интерактивной доски. Ознакомиться с ними можно в приложении N 2 к статье.

 

Заключение

 

Любой метод работы с ИД, а также его составляющие будут интересны при более детальном рассмотрении и творческом преломлении на себя, своих учеников. Поиски в области методики использования ИД в учебном процессе продолжаются с целью более полного раскрытия потенциала этого технического средства.

 

Несомненно, ИД в руках творческого педагога позволяет ученикам стать более активными участниками образовательного процесса. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают запоминание и понимание учебного материала.

 

Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулируется активность и инициатива учащихся, которые не просто воспринимают информацию, преподнесённую учителем, но и сами участвуют в её создании. При использовании ИД легче реализуются такие важные принципы обучения, как наглядность, доступность, системность, последовательность, сознательность.

 

Интерактивная доска на уроке калужских учителей - это не только лист для записи или экран для проектора, но и пространство, в котором разворачиваются по сценарию, управляемому волшебной палочкой маркера, события современного урока.

 
стр. 79

 

Приложение N 1. Постоянно действующий семинар "Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе"

 

N п/п

Тема занятия

Форма работы

1

1. Что такое интерактивная доска (ИД)? Некоторые технические характеристики ИД.

2. Установка программного обеспечения.

3. Знакомство с программой Smart Nootbook 10.

4. Инструменты и принципы их работы

Демонстрационное и практическое занятие

2

1. Инструментальная среда для разработки учебных материалов.

2. Создание и сохранение Nootbook-презентации в различных форматах.

3. Принципы работы с ИД

Практическое занятие

3

1. Практическая работа с ИД.

2. Нестандартные возможности, предоставляемые различными меню Smart Nootbook 10

Практическое занятие

4

1. Инструмент "Средство записи Smart".

2. Просмотр обучающего видеоролика "Как снять видеофильм".

3. Видеоурок "Учимся снимать и смотреть кино"

Практическое занятие

5

1. Работа с ИД в программах Microsoft Office.

2. Некоторые приёмы и методы создания собственных дидактических материалов для работы с ИД

Практическое занятие

6

Практическая работа с ИД. Обмен опытом работы

Практическое занятие

 
 
 
 
 

Приложение N 2. Примеры различных приёмов работы с интерактивной доской

 

1. Создание обучающих видеоалгоритмов.

 

При формировании умений и навыков применения знаний на практике учитель показывает, какие действия и в какой последовательности должен выполнить обучающийся, чтобы получить определённый результат - построение фигуры, решение задачи, определение параметров и т.д.

 

Для этого создаётся видеоалгоритм, в котором на интерактивной доске пошагово выполняются действия, сопровождаемые пояснениями учителя. Записи и голосовой комментарий сохраняются в электронном виде как видеоролик, который может быть просмотрен на уроке необходимое количество раз, может быть передан учащимся на электронных носителях в качестве учебной опоры и образца для выполнения заданий в классе и дома.

 

Также видеоалгоритмы будут полезны детям, по какой-либо причине пропустившим урок, так как позволят самостоятельно отработать материал, ведь далеко не всегда в практике учитель может уделить учащемуся, пропустившему по болезни целые блоки тем, столько внимания, чтобы помочь в освоении необходимых видов деятельности. Кроме того, видеоалгоритмы будут полезны в самообразовании и при итоговом повторении учебного материала.

 
стр. 80

 

2. Решение задачи несколькими способами на одном готовом чертеже.

 

Учитель, работая с ИД, показывает на ней способ решения задачи, затем быстро удаляет рукописные пометки (сам чертеж при этом не стирается) и показывает второй способ решения этой же задачи. Возможен и другой вариант работы: готовые чертежи появляются последовательно, на каждом из них демонстрируется иной способ решения задачи, чертежи сохраняются и в конце анализируются в сравнении, например для выявления рационального способа решения задач.

 

Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке несколько задач, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь.

 

У ученика при этом развиваются умения: решать задачу разными способами, находить оптимальный способ решения и корректно представлять решение задачи.

 

3. Интерактивный опрос.

 

Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске, обучающиеся выбирают ответ, и результаты голосования отображаются на экране для оценивания. Преимуществом ИД в данном случае является то, что задействованы одновременно зрительный и слуховой каналы восприятия информации.

 

4. Используя одну из возможностей ИД - перетаскивание объектов, - можно составить несколько видов заданий, расширяя диапазон методов и приёмов обучения.

 

4.1. Задание на заполнение пропусков.

 

Доска: объекты с формулировкой задания (формулы, слова, предложения, схемы, кроссворды и т.д.) закреплены на слайде (для исключения случайного перемещения и редактирования слайда во время работы), объекты-ответы не закреплены и сгруппированы в одной области доски.

 

Ученик: выбирает объект для перемещения (буква, слово, фигура и т.д.) или инструмент для заполнения пропуска от руки и заполняет пропуски в тексте, схеме, кроссворде и т.д.

 

ИД в данном случае обеспечивает визуальное, красочное представление информации, возможность выбора и при необходимости изменения ответа. Данный приём можно применять для составления заданий с выбором ответа, где к вопросу перемещается выбранный из списка правильный ответ.

 

4.2. Задание на установление соответствия.

 

Доска: объекты объединены в группы по общим признакам, группы разнесены в разные области доски.

 

Ученик: выбирает объект из одной группы и находит соответствующий ему по признаку, обозначенному в задании, объект из другой группы, затем выполняет перемещение объектов или соединяет их стрелками.

 

Данный тип заданий способствует развитию общеучебных навыков и необходим педагогу любого предмета.

 

4.3. Задание на группировку объектов.

 

Доска: объекты для группировки в произвольном порядке расположены на доске, обозначено место для группировки - рису-

 
стр. 81

 

нок, фигура. Объектам задана функция "на задний план", и при перемещении их на рисунок для группировки они исчезают.

 

Ученик: выбирает объект из одной группы и находит соответствующий ему по признаку, обозначенному в задании, объект из другой группы, затем выполняет перемещение объектов или соединяет их стрелками.

 

Этот приём обладает высоким уровнем наглядности и способствует развитию умений сопоставлять объекты, находя их общий признак. У младших школьников такие задания вызывают живой интерес, позволяя активизировать познавательную деятельность учащихся, так как логические умозаключения выполняются на основе перемещения красочных объектов, что было бы невозможно на обычной доске.

 

4.4. Задание на составление модели объекта.

 

Доска: формулировка задания, под ней свободная рабочая область и под рабочей областью - базовые элементы для конструирования, отделённые чертой или иным образом.

 

Ученик: используя базовые конструкции, составляет модель объекта (при необходимости базовые элементы можно клонировать).

 

Другие инструменты ИД - "шторка", затенение экрана, подсветка - позволяют составлять задания со скрытой информацией.

 

В работе на ИД при составлении, например, модели молекулы какого-либо химического элемента, учащийся не рисует молекулу на доске, а составляет её из атомов. Для этого необходимо отобрать из группы базовых элементов необходимые атомы и соединить их в нужном порядке, бездумно выполнить такое задание невозможно. Другим примером может быть составление схем электрических цепей: значительно интереснее учащимся соединять готовые элементы в схемы, чем долго рисовать каждый из них.

 

4.5. Задание со скрытой подсказкой.

 

Доска: формулировка задания и подсказки (текст, формула, фигура и т.д.), скрытые с помощью инструментов "шторка", затенение экрана или подсветка. Открыта только область доски с заданием.

 

Ученик: при затруднении в выполнении задания использует подсказку, скрытую на слайде.

 

Использование данного приёма показало, что учащиеся, против ожидания, видят в подсказке дополнительный стимул к выполнению задания и стремятся заглянуть в подсказку только после полного выполнения задания, чтобы сравнить своё решение с правильным. Оформление и использование интерактивной подсказки невозможно с обычной доской.

 

4.5. Задание на построение.

 

Стандартное программное обеспечение (ПО), входящее в комплект поставки ИД, содержит интерактивные инструменты для построения: транспортир, линейку, циркуль и др. Используя измерительные инструменты из коллекции ПО, можно предложить учащимся задание на построение.

 

Доска: формулировка задания и измерительные инструменты.

 

Ученик: используя предложенные инструменты, выполняет построение на основе алгоритма.

Опубликовано 26 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?