Порталус \\ Научная библиотека

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 27.03.17

Порядок выставления итоговых отметок

Дата публикации: 28 февраля 2017
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 4, Август 2012, C. 23-24
Номер публикации: №1488277879 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Мы получили письмо из нашего Департамента образования области, в котором указано, что итоговые отметки по общеобразовательным предметам, изучавшимся на той или иной ступени общего образования, выставляются на основе среднего арифметического годовых (за все годы обучения на ступени) и экзаменационных отметок (при наличии) с применением правил математического округления. Т.е. в отношении оценки за 9 класс нужно просуммировать все годовые оценки по предмету с 5 по 9 класс, добавить экзаменационную (в случае, если ребенок сдавал экзамен) и найти среднее арифметическое. Выходит, что ученик, имея, например, "4" по математике за 5, 6, 7 классы, "3" за 8, 9 классы, "3" за экзамен, получает в аттестат "4" (среднее арифметическое 3,5 округляем по правилам математического округления до "4"). Не могли бы ваши специалисты прокомментировать эту норму?

 

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. В этом положении находит свое отражение принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса.

 

Так, например, своим Письмом от 03.10.2003 N 13-51-237/13 "О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке" Минобразования РФ лишьрекомендовало использовать при обучении указанным предметам безотметочное оценивание по зачётной системе с последующим внесением записи "зачтено"/"не зачтено" по результатам обучения в школьную документацию (журналы, личные дела и т.д.) и "зачтено" - в документы государственного образца (аттестаты). И с появлением этого письма ОУ остались вправе не последовать рекомендациям.

 

Однако, эта самостоятельность учреждения не является абсолютной. Образовательное учреждение должно действовать в рамках правового поля, т.е. при принятии тех или иных нормативных актов, оно должно соблюдать действующее законодательство.

 

Согласно п.5. Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, общеобразовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства России, решениями соответствующего органа управления образованием, а также указанным Типовым положением и уставом общеобразовательного учреждения.

 

Нормативные акты, принятые на федеральном уровне, не содержат обязательных положений о том, каким именно образом должны определяться итоговые отметки по общеобразовательным предметам, изучавшимся на ступени основного общего образования.

 

Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (утв. Приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 N 1075) установлено лишь, что в аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по предметам, которые изучались выпускником в классах второй ступени общего образования (п. 3.5. Положения), и что в аттестате отметки по предметам проставляются цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).

 

Более конкретно прописано требование в отношении итоговых отметок, выставляемых в аттестат о среднем (полном) общем образовании. В соответствии с п. 27 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 N 362, итоговые отметки определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI (XII) классы и выстав-

 
стр. 23

 

ляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

 

При поиске информации по данному вопросу в доступных нам источниках, мы сталкивались с тем, что при выставлении итоговых отметок по общеобразовательным предметам, изучавшимся на стадии основного общего образования, учитываются годовые оценки за все годы обучения на ступени.

 

Такая норма закреплена, например, пунктом 3.3. Положения "О порядке выставления годовых и итоговых отметок" Муниципального бюджетного образовательного учреждения Кадуйского муниципального района "Кадуйская средняя общеобразовательная школа N 2" (Вологодская область): "Итоговая отметка по предмету выставляется как среднее арифметическое годовых отметок, полученных обучающимся на соответствующей ступени образования и экзаменационных отметок".

 

Можно также упомянуть "Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности итоговой, промежуточной и других видов аттестации обучающихся" Государственного бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 2047 г. Москвы. Им установлено, что оценка при итоговой аттестации совпадает с оценкой завершающей аттестации, если итоговая аттестация не проводится государственной аттестационной службой, комиссией. Оценка, выставляемая в аттестат, определяется с учетом оценки итоговой аттестации и завершающей на основании решения экзаменационной комиссии.

 

Критерии и нормы оценок при итоговой аттестации определяются нормативными документами или экзаменационной комиссией (п. 4.6.). При этом в соответствии с п. 4.5. указанного Положения, если предмет (дисциплина) изучались в течение двух и более учебных лет, то оценка при завершающей аттестации выставляется с учётом всех годовых и экзаменационной (зачётной) по всему курсу (при проведении экзамена, зачёта).

 

Чаще встречаются документы, в которых закреплен иной принцип определения итоговых отметок выпускникам 9 класса. Например, в соответствии с п. 7. Положения об итоговой аттестации выпускников МБОУ СОШ с. Сосновка (Пензенская область, Бессоновский район), итоговые отметки выпускникам 9 класса определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за 9 класс и экзаменационных оценок и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

 

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 28.11.2011 N 4307-р утверждено "Положение о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, на территории Ульяновской области в 2012 году". Согласно п. 6.5. Положения, в аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по каждому предмету, которые изучались выпускником в классах второй ступени общего образования. Итоговые отметки определяются как среднее арифметическое отметок выпускника за учебный год и экзамен государственной (итоговой) аттестации и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

 

Возвращаясь к указанному в Вашем вопросе Письму Департамента образования Вологодской области от 27.04.2012 N 03-08/2880 "О проведении государственной (итоговой) аттестации в 2012 году", ещё раз отметим, что образовательное учреждение должно самостоятельно утверждать систему оценок - собственным локальным актом. Не случайно п. 5.5. названного письма имеет соответствующее примечание.

 

На наш взгляд, данное письмо носит информационный характер. Обязательные же требования должны быть установлены нормативным актом того же Департамента образования - например, как это было сделано в Ульяновской области.

 

И до тех пор, пока департаментом не будет принят такой акт, образовательное учреждение должно продолжать действовать на основании имеющегося у него порядка (положения и т.п. - не имеет большого значения, как именно называется документ) определения итоговых отметок на той или иной ступени общего образования, утвержденного самим образовательным учреждением.

 

В Клубе подписчиков на сайте журнала http://obr.direktor.ru/club/ активно действует консультационная линия по разнообразным аспектам деятельности органов управления образованием.

Опубликовано 28 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?