Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 28.06.17

МИНИСТРЫ-РЕФОРМАТОРЫ

Дата публикации: 10 марта 2017
Автор: Баранова Надежда
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 3, Апрель 2013, C. 44
Номер публикации: №1489139602 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Баранова Надежда, (c)

найти другие работы автора

Как известно, личный фактор в истории играет большую роль, и от личности министра политика в российском образовании порой менялась совершенно кардинальным образом. В этом выпуске - великолепная пятерка министров-реформаторов. В скобках - период работы на посту.

 

Граф Завадовский Петр Васильевич (1802 - 1810)

 

Сын казацкого старшины гетманского войска. Отличился в сражениях Русско-турецкой войны, участвовал в подготовке мирного договора с Турцией. При Александре I занял пост первого в истории России министра народного просвещения. Под его руководством была разработана стройная система образовательных учреждений: Россия делилась на шесть учебных округов, во главе каждого из которых стоял университет. Университетам были подконтрольны губернские гимназии. В ведении директоров гимназий находились уездные училища, а смотрители уездных училищ начальствовали, в свою очередь, над училищами приходскими.

 

Граф Уваров Сергей Семенович (1833 - 1849)

 

Потомок старинного дворянского рода - его крестной была сама Екатерина II. Более трети века - с 1818 года и до самой смерти - возглавлял Академию наук. Благодаря Уварову в России была создана система классического образования, в основе которой лежало изучение древних языков и литературы. Но противники системы справедливо критиковали её за отрыв от реальности и пренебрежительное отношение к естественным наукам.

 

Головнин Александр Васильевич (1861 - 1866)

 

Родился в семье мореплавателя и дипломата, с золотой медалью окончил Царскосельский лицей. Русские университеты получили автономию и самоуправление. В гимназиях могли обучаться дети всех сословий и вероисповеданий. При Головнине бюджет министерства был практически удвоен, при этом он сократил расходы, была полностью убрана канцелярия министра, зато молодых учёных отправляли обучаться за границу. Но после покушения Дмитрия Каракозова царь решил уволить чересчур либерального министра.

 

Граф Толстой Иван Иванович (1905 - 1906)

 

Правнук М. И. Кутузова. Крупный учёный: археолог, известный нумизмат, вице-президент Императорской академии художеств. Министром народного просвещения был всего лишь полгода, но запомнился современникам либеральной политикой и новаторским подходом. Министерство отказывалось от жёсткой регламентации учебных планов средней школы. Расширялись полномочия педагогических советов. При каждом учебном заведении создавались родительские комитеты. Толстой выступал за совместное обучение мальчиков и девочек. Однако уже в апреле 1906 года всё правительство Сергея Витте, включая Толстого, отправили в отставку.

 

Граф Игнатьев Павел Николаевич (1915 - 1916)

 

Сын известного дипломата Николая Павловича Игнатьева. Под руководством Игнатьева был разработан проект глобальных реформ на основе опыта организации образования в США, Франции, Англии. Проводилась работа по введению всеобщего начального образования. Готовились новые уставы и учебные программы для средних учебных заведений, планировалось открытие свыше 20 университетов и высших технических учебных заведений. Его реформы не были реализованы, но многие идеи использовались в российском образовании в дальнейшем.

 

Баранова Надежда, редактор "Журнала руководителя управления образованием"

Опубликовано 10 марта 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?