Рейтинг
Порталус

МЕЖВУЗОВСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В УНИВЕРСИТЕТАХ СССР

Дата публикации: 10 мая 2017
Автор(ы): Л. М. РЫБИНА, Т. А. ФИДРУС
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1494419145


Л. М. РЫБИНА, Т. А. ФИДРУС, (c)

14 - 16 марта с. г. на Историческом факультете МГУ состоялся межвузовский научно- методический семинар преподавателей, читающих курс по новейшей истории стран Европы и Америки в университетах нашей страны. Впервые после войны съехались преподаватели новейшей истории, чтобы обменяться опытом в целях совершенствования методики преподавания новейшей истории, повышения уровня учебно-воспитательной работы среди студенчества, улучшения условий научно-исследовательской работы. Участникам семинара были разосланы для обсуждения макет учебника "Новейшая история стран Европы и Америки. Том 2. 1939 - 1970 гг." и проект программы по новейшей истории, подготовленные кафедрой новой и новейшей истории МГУ в содружестве с учеными других учебных и научных учреждений. Своих представителей прислали 45 университетов и ряд педагогических институтов.

Семинар открыл декан Исторического факультета МГУ Ю. С. Кукушкин. В первый день были прослушаны теоретические доклады. "Некоторые вопросы международного коммунистического и рабочего движения на современном этапе" - тема доклада А. П. Козлова. Г. Ф. Ким (Институт стран Азии и Африки при МГУ) выступил с сообщением о национально-освободительном движении в развивающихся странах. Об особенностях революционного процесса в странах Латинской Америки говорил директор Института Латинской Америки АН СССР В. В. Вольский. "Теоретические проблемы международных отношений на современном этапе" - тема доклада В. И. Гантмана (ИМЭМО). Второй день семинара начался докладом зав. кафедрой новой и новейшей истории МГУ И. С. Галкина "О преподавании новейшей истории в университетах СССР"1 . Н. Ф. Мочульский (МГУ) выступил с сообщением "О проекте программы по новейшей истории", подготовленной той же кафедрой.

Обсуждение макета учебника по новейшей истории стран Западной Европы и Америки (1939 - 1970 гг). и проекта новой программы по новейшей истории для историче-


1 Материалы доклада И. С. Галкина использованы в публикуемой в этом номере журнала статье: И. С. Галкин, О. С. Сороко-Цюпа. Преподавание новейшей истории в университетах.

стр. 175


ских факультетов университетов вылилось в научную дискуссию по актуальным проблемам новейшей истории и свидетельствовало о большой заинтересованности советских ученых и педагогов в повышении научно-теоретического и учебно- методического уровня преподавания новой и новейшей истории в высшей школе. Всего в прениях выступило 26 человек. Основное внимание было уделено общим проблемам и истории отдельных стран. Было высказано также пожелание о скорейшей публикации нового учебника и программы по новейшей истории.

Зав. кафедрой новой и новейшей истории МГПИ имени В. И. Ленина, действительный член АПН СССР А. Л. Нарочницкий присоединился к положениям доклада И. С. Галкина и отметил, что программа и макет учебника, предложенные на рассмотрение семинара, представляют определенный шаг вперед по сравнению с ранее изданными. Далее он остановился на некоторых теоретических проблемах истории новейшего времени, в частности на необходимости сочетать в лекционных курсах и учебных пособиях проблемное и страноведческое изложение материала, разрабатывать историю отдельных регионов, освещать в общих курсах историю идеологии, науки и культуры. А. Л. Нарочницкий поддержал также предложение И. С. Галкина о возобновлении издания журнала "Доклады высшей школы. Исторические науки" и журнала для публикации источников.

В выступлениях Л. М. Шнеерсона (Белорусский университет) и В. К. Фураева (ЛГУ) также был поднят вопрос о совершенствовании лекционного курса по новейшей истории. В. К. Фураев поделился опытом чтения лекций на истфаке ЛГУ по регионально- типологическому принципу. Л. М. Шнеерсон высказался за издание историографических обзоров по отдельным темам курса и говорило трудностях специализации студентов по новой и новейшей истории в периферийных университетах, связанных с отсутствием специалистов по некоторым разделам истории и недостаточным обеспечением местных библиотек источниками и литературой на иностранных языках. З. Р. Нуриддинов (Ташкентский пединститут) предложил более широко использовать курсы повышения квалификации для подъема теоретического и научно-методического уровня преподавательского состава вузов страны. М. А. Носков (Мордовский университет), Н. С. Черкасов (Томский университет), И. С. Кессельгоф (Башкирский университет) отметили, что необходимо улучшить условия труда профессорско-преподавательского состава, и предложили приравнять норму педагогической нагрузки преподавателей кафедр всеобщей истории к нормам нагрузки преподавателей кафедр истории СССР. Это предложение было поддержано участниками семинара и вошло в принятые им рекомендации. Ряд выступавших говорили о более четком определении в типовом учебном плане специализации по новейшей истории, историографии, целесообразности введения двух экзаменов по курсу новейшей истории, уточнении учебных планов заочного отделения.

Многие участники семинара выступили по научно-теоретическим проблемам. Г. Г. Дилигенский (ИМЭМО) остановился на проблемах государственно-монополистического капитализма стран Западной Европы и Америки, отметив при этом умелое использование свежего материала при освещении этих вопросов на страницах нового учебника. Он высказал интересные соображения по проблемам социальной структуры, социально- политического кризиса капитализма, а также по теоретическим проблемам современного рабочего движения. Рассмотрению научно-теоретических вопросов, поднятых в проблемных главах нового учебника, посвятила свое выступление Б. М. Руколь (МГУ). В. П. Иерусалимский (ИМЭМО) основное внимание уделил вопросам новейшей истории Германии. Е. И. Попова (МГПИ имени В. И. Ленина), подчеркнув, что макет учебника отвечает современным требованиям, остановилась на вопросах послевоенного развития США. Проблема соотношения национального и интернационального момента в некоторых вопросах новейшей истории была затронута К. Я. Михайлидисом (Одесский торгово-экономический институт). И. М. Белявская (МГУ) остановилась на научно- теоретических вопросах развития некоторых европейских социалистических стран. К. Г. Холодковский (ИМЭМО) посвятил свое выступление проблемам итальянской истории.

Главный редактор журнала "Вопросы истории", чл. -корр. АН СССР В. Г. Трухановский пригласил преподавателей высшей школы присылать в редакцию журнала письма о преподавании истории в вузах страны. Он остановился на вопросах периодизации истории международных от-

стр. 176


ношений в новейшее время, на проблеме "отбора" исторических личностей в курсе новейшей истории, рассказал об опыте преподавания в МГИМО новой дисциплины - теории международных отношений. Проблематика латиноамериканских стран была предметом выступления А. Ф. Шульговского (Институт Латинской Америки АН СССР). Говоря о месте Латинской Америки в курсе новейшей истории он одобрил проблемно- страноведческий принцип изучения стран этого, региона. Конкретными замечаниями по структуре учебника и программы, а также по истории отдельных стран, включенных в макет нового учебника, поделились В. С. Эйсымонт (Башкирский университет), С. И. Алпатов (Одесский университет), Р. Ю. Жюгжда (Вильнюсский университет), Г. А. Хидоятов (Ташкентский университет), И. И. Белякевич (Львовский университет), Я. И., Хейфец (Кабардино-Балкарский университет), Х. М. Мусин (Киргизский университет), Г. М. Гендель (Горьковский университет), В. И. Дашичев (ИЭМСС), Н. И. Киквадзе (Тбилисский университет).

После заключительного слова И. С. Галкина участники семинара приняли рекомендации. В целях усовершенствования учебного процесса, повышения теоретического и методического уровня преподавания они рекомендовали усилить внимание к проблемам развития мировой системы социализма и социалистической формации, источниковедения, историографии и методологии истории, истории и теории международных отношений и внешней политики СССР, экономической истории зарубежных стран и особенно истории современного государственно-монополистического капитализма, научно-технической революции и ее социальных последствий, к закономерностям развития мирового революционного процесса, рабочего и коммунистического движения в развитых капиталистических странах, революционной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Семинар считает необходимым также организовать подготовку и издание методических пособий по вопросам преподавания новейшей истории (с помощью методического кабинета МВ и ССО СССР); улучшить преподавание новейшей истории, для чего регулярно направлять преподавателей по новейшей истории на факультет повышения квалификации МГУ, в зарубежные научные командировки. По мнению участников семинара, историческое образование, подготовку учителей истории и кадров для исследовательских культурных учреждений и педагогических институтов следует сосредоточить на исторических факультетах с 5-летним сроком обучения (усилив языковую подготовку).

Для улучшения научно-технических условий работы преподавателей по новейшей истории участники семинара высказались за организацию при Историческом факультете МГУ кафедры источниковедения - и вспомогательных исторических дисциплин по всеобщей истории, при которой будет лаборатория новых методов анализа источников с использованием ЭВМ и математической статистики. Кроме того, следовало бы создать при научной библиотеке МГУ информационно-научный отдел, оснащенный новейшими техническими средствами, одной из задач которого был бы выпуск информационно- реферативного бюллетеня по иностранной литературе и периодике.

Участники семинара приняли решения просить Министерство высшего и среднего специального образования СССР ускорить издание уже подготовленных рукописей учебников по новейшей истории, учебных пособий, хрестоматий и т. д.; ускорять разработку и издание исторических карт и других наглядных пособий по новейшей истории. Рекомендовано также регулярно проводить научно-методические семинары вузовских преподавателей новейшей истории - не реже одного раза в два года.

Опубликовано на Порталусе 10 мая 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама