Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 23.08.17

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ - НА НИЗШЕЙ СТУПЕНИ (мнение)

Дата публикации: 16 июня 2017
Автор: С. АЛИЕВА
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) Зеркало, № 181, 03 октября 2016
Номер публикации: №1497605333 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


С. АЛИЕВА, (c)

найти другие работы автора

На фото: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ - НА НИЗШЕЙ СТУПЕНИ (мнение), автор: Komissarov
На фото: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ - НА НИЗШЕЙ СТУПЕНИ (мнение). Добавлено: Komissarov, http://portalus.ru

Похоже, что принцип "Главное - не количество, а качество" так и не коснулся азербайджанской системы образования. Догадаться об этом весьма просто, достаточно обратить свой взор на целую армию выпускников отечественных вузов, которых они ежегодно "клонируют". При этом ни вчерашние студенты, ни тем более вузы не задумываются о том, куда же хлынет этот огромный поток выпускников по окончании университетов, тем более, что значительный процент специальностей, по которым готовят студентов азербайджанские вузы, уже давно не востребован на местном рынке труда.

Впрочем, винить в столь плачевной ситуации не стоит ни абитуриентов, жаждущих получить высшее образование, ни вузы, основной целью которых является получение прибыли со студентов-платников. Основной груз вины ложится на плечи государства, которое по идее должно регулировать потребности трудового рынка и число подготавливаемых вузами специалистов, но этого в нашей стране, к сожалению, не происходит. Качество образование с каждым годом падает. Интернет позволяет "написать" работу любой сложности даже полному лодырю за 1 час. Есть и службы заказа работ, и системы против антиплагиата (сделают с помощью искусственного интеллекта из "заезженной" работы уникальную за ... 10 минут автоматическим спопобом, можете узнать здесь подробности). Как бороться с этими современными явлениями - не понятно.

Однако это не единственная проблема азербайджанской системы высшего образования, и, помимо нее, в данном сегменте накопился целый ворох серьезных вопросов, требующих незамедлительного разрешения. Вчера в отеле ParkInn начал свою работу двухдневный Международный семинар, посвященный вопросам реформ в системе отечественного высшего образования. Отметим, что данный семинар был организован Министерством образования Азербайджана совместно со Всемирным банком. В мероприятии приняли участие министр образования Мисир Марданов, заведующая гуманитарным отделом президентского аппарата Фатьма Абдуллазаде, представители Всемирного банка, депутаты Милли меджлиса, а также ректоры отечественных вузов.

Министр образования в своем выступлении коснулся не только системы высшего образования, но и затронул проблемы среднего и среднего специального образования. По его словам, уже давно назрела необходимость пересмотреть отдельные моменты, касающиеся отечественного образования. "Сегодня роль высшего образования в жизни каждого человека важна, как никогда раньше, недаром ООН провозгласила XXI век "веком образования". Во всем мире уже давно осознали, что высокоинтеллектуальный человек - это гарант устойчивого развития государства. Международная практика показывает, что природные богатства государства - это еще далеко не все, ведь рано или поздно они иссякнут, что касается человеческого потенциала, то он неиссякаем, а потому ставку стоит делать именно на образование.

Согласно исследованиям, проведенным Всемирным банком, стало очевидным то, что, скажем, в США национальные богатства состоят из 76% человеческого капитала, 19% производства, 5% природных ресурсов. Что касается Европы, то там человеческий капитал составляет 74%, производство - 24%, а природные ресурсы - всего лишь 2%. В соседней России человеческий капитал составляет 50%, производство - 10%, природные ресурсы - 40%. Следует отметить, что в формировании человеческого капитала огромная роль принадлежит высшему образованию.

В Азербайджане на сегодняшний день функционирует 49 высших учебных заведения, 35 из которых - государственные. В этих учебных заведениях проходят обучение 129905 студентов и работают 14400 преподавателей, из них 1145 - доктора наук, а 5152 кандидаты наук. Никто не станет отрицать, что на сегодняшний день в системе высшего образования страны имеется большое количество проблем, но государство стремится решать их в кратчайшие сроки. Для этого очень важную роль играют различные международные конвенции, касающиеся образования, к которым присоединяется Азербайджан.

Это способствует интеграции отечественного образования в международное образовательное пространство. Самым важным документом такого плана, подписанным нашей страной, является Болонская декларация. На сегодняшний день во многих вузах страны используется кредитная система обучения, отвечающая всем международным стандартам, мы планируем, что уже в ближайшее время все вузы страны перейдут на данную систему.

Но одной из самых больших неразрешенных проблем является отсутствие связки между системой высшего образования и рынком занятости, зачастую именно это провоцирует безработицу в стране. Вузы, к сожалению, не проводят мониторингов для изучения запросов работодателей, и это вызывает проблемы. Но мы планируем изменить ситуацию уже в ближайшее время. Исполнительным властям районов будет поручено заниматься мониторингом рынков труда, затем вузы станут заключать договор с ИВ, в котором будут оговариваться моменты дальнейшего трудоустройства абитуриентов, поступивших на какую-то специальность. Более того, станет возможным получение абитуриентами денежных кредитов на получение высшего образования.

Кстати, студент, обучающийся на бесплатной основе, обходится государству в 796 манатов, а на платной - в 443 маната. Материально-техническая база отечественных вузов в своем большинстве также требует обновления. Старые библиотеки, в которых хранятся учебные материалы, доставшиеся в наследство еще с советских времен, нуждаются в обновлении. Естественно, лучшим вариантом могло бы стать использование электронных учебников, кстати, использование инновационных учебных материалов уже началось в Азербайджане. Необходимо также пересмотреть систему финансирования местных вузов", - отметил М. Марданов. Также министр сказал, что в ближайшее время в Баку будет открыт филиал Московского государственного университета, но конкретные сроки этого события пока не известны.

Ректор Азербайджанского медицинского университета Ахлиман Амирасланов в свою очередь подчеркнул, что очень большие надежды он возлагает на закон "Об образовании", который должен быть принят в ближайшее время. Также, по словам А. Амирасланова, не менее остро стоит проблема обеспечения выпускников вузов работой. Ректор АМУ отметил, что в руководимом им университете выпускникам дается направление на работу, однако чаще всего медикам выдают направление в регионы страны, и многие отказываются от работы на периферии. По мнению А. Амирасланова, для того, чтобы медики с большей охотой ехали по направлению, им необходимо выплачивать большую заработную плату для того, чтобы у них появился стимул. "Финансирование должно быть увеличено и для выплат заработных плат профессорско-преподавательскому составу, ведь за границей профессор просто не может получать порядка 350 долларов", - отметил А. Амирасланов.

Фатьма Абдуллазаде в своем выступлении коснулась проблемы определенной закрытости и консервативности отечественного образования. "Дело в том, что очень часто в наших вузах преподают очень пожилые профессора, которым уже глубоко за 80 лет. Это не совсем правильно, ведь с возрастом человек теряет былую энергетику, благодаря которой можно было бы заставить аудиторию слушать лекцию. На Западе все иначе, там существует определенный возрастной лимит, после которого профессор или преподаватель уже не может работать в вузе. На мой взгляд, это очень правильно, так как в вузах должны работать не только пожилые преподаватели, но и молодые специалисты, педагоги.

Говоря о высшем образовании, нельзя забывать и о среднем специальном, то есть о техникумах страны. Реформирование среднего специального образования идет уже давно, но, к сожалению, чаще всего реформы ограничиваются лишь сменой названия "техникум" на "колледж". На деле же все должно быть совершенно иначе, и реформы должны претворяться изнутри, иначе техникумы рискуют стать ненужными аппендиксами отечественной системы образования", - констатировала Ф. Абдуллазаде.

Ректор Бакинского государственного университета Абель Магеррамов в свою очередь поделился с присутствующими на семинаре новшествами, которые уже в этом году будут претворены в жизнь в БГУ. В частности, отныне выпускники, помимо защиты диплома, должны будут также пройти аттестацию, которую поручено проводить специально созданной для этих целей экзаменационной комиссии. На основании аттестации выпускникам БГУ будут выставлять оценку знаний, полученных за годы учебы в университете.

Опубликовано 16 июня 2017 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): образование в Азербайджане, проблемы современного образования



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?