Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 25.11.17

Вступительные экзамены в вузы отменят? Мнение.

Дата публикации: 17 августа 2017
Автор: Алик Вахтангов
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1502966995 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Алик Вахтангов, (c)

найти другие работы автора

На фото: Вступительные экзамены в вузы отменят? Мнение., автор: Komissarov
На фото: Вступительные экзамены в вузы отменят? Мнение.. Добавлено: Komissarov, http://portalus.ru

Интересный разговор получился у СМИ на днях с министром образования. Начали с того, что с нынешнего учебного года профилонить выпускные экзамены в школе уже не удастся ни под каким соусом, а закончили планами министерства вообще отменить вступительные экзамены в вузы в России. Вот такой замысловатый кульбит педагогическое начальство собирается осуществить в течение нескольких лет. И, как убежден министр, придется его сделать по необходимости, какой бы руководитель ни оказался в течение ближайшего времени во главе отечественного образования - реформатор или поклонник традиций советской школы.

Я решил не резать размышления министра на вопросы-ответы, как это принято в интервью. В данном случае важнее и интереснее логика и аргументы главного образовательного начальника.

Справка есть - ума не надо?

В прошлом учебном году брать справки-освобождения от сдачи выпускных экзаменов стало делом модным. По крайней мере в первопрестольной, по утверждению главы московского Комитета образования несгибаемой Любови Петровны Кезиной, до 40 процентов учащихся элитарных школ тащили больничные бумажки с подписями и печатями, удостоверяющие слабое состояние здоровья. И по причине оного получали на руки аттестат о среднем образовании, минуя нервозный июнь. А потом, само собой, невзирая на обнаруженные недуги, тут же бросались в пучину экзаменов вступительных - в вузы.

- Я уверен - 90 процентов из них в вузы поступили, - говорит мне министр. - Это нонсенс, это обман. Где справедливость? У одних родители раздобыли справку, а другим - не смогли.

Посему на днях Минобром было издано распоряжение, согласно которому медицинские справки больше не являются основанием для освобождения от экзаменов. Заболели, не можете сейчас тянуть билеты - пожалуйста, экзамены могут перенести и на август, и на следующий год - лечитесь и зубрите.

Правда, инициатором столь грозного документа было не само министерство, а Генеральная прокуратура, разглядевшая в освобождениях нарушение закона. Потому что записано на юридических скрижалях - выпускники школы обязаны пройти "выпускные испытания".

И министр, у которого жена - школьная учительница, и медики, выдававшие липовые справки, понимают: при нынешней системе образования выпускные экзамены действительно пользы особой не приносят, а вот лишних стрессов юному организму добавляют.

- В законе записаны "выпускные испытания", что гораздо шире, чем экзамены. - говорит министр,- Но пока иных "испытаний", кроме экзаменов, нет. А закон нужно соблюдать!

Два экзаменационных марафона на одну неокрепшую душу - многовато

И все же Владимир Михайлович соглашается: заставлять детей переживать два сложнейших экзаменационных марафона в июне и в июле - дело неправедное.

- Мы остаемся одной из немногих стран мира, а из развитых стран - единственной, где многие выпускники школы сдают практически без перерыва два тура экзаменов, - рассказывает он.

Дело не только в выматывающей системе "испытаний".

- Очень плохо то, что мы сегодня во многие вузы не можем принимать детей из деревни. Даже в самой Москве не обеспечиваются равные возможности преподавания ученикам, которые занимаются в обычных школах, и тем, кто учится в продвинутых школах, лицеях, гимназиях, где за занятия просят деньги, - сетует министр.

Однако это не просто констатация несправедливости. Это факт. Так, в открытом доступе есть и статистика по тем ребятам, кто после поступления обращается за помощью в специальные образовательные центры для помощи в обучении. Согласно данным http://www.diploms-online.net (см. внешнюю ссылку на центр по помощи в изготовлении курсовых, реферативных, дипломных работ ) большинство обратившихся - действительно бывшие выпускники нетсоличных школ или средних моковских школ с обычной (не углубленной) системой обучения. Начальники готовят кардинальные решения, которые изменят обстановку.

- У нас происходит колоссальный демографический спад. В ближайшие годы вместо 21 миллиона школьников останется 14. В 2018 году школу окончат 1,4 миллиона выпускников, а число только бесплатных бюджетных мест в учреждениях профобразования всех уровней - начального, среднего, высшего - 1,7 миллиона, - подсчитывает министр. - То есть 300 тысяч мест не будут заполнены, их придется ликвидировать. Но все равно число выпускников будет равно числу мест в училищах, колледжах, техникумах, вузах. В этих условиях вступительные экзамены, проводимые повсеместно в одно и то же время, просто теряют смысл. Если в каком-то вузе мы обеспечим конкурс, то в другом месте окажется недобор.

Министр видит два варианта выхода из складывающегося положения. Первый - принимать в вузы по итогам школьных оценок. Так, как это делают во Франции или Германии.

- На уровне начального и среднего профессионального образования организовать такой процесс можно, - уверен министр. - Но вряд ли мы сможем обеспечить одинаковые условия для поступления в вузы ребятам из деревенской школы в Бурятии и выпускникам столичной гимназии.

Поэтому министр больше склоняется ко второму варианту, который сейчас используют в США - стране с масштабами, сходными с российскими. В Америке весной, незадолго до окончания учебного года, во всех штатах проходит единое тестирование знаний учащихся. Есть общие критерии оценки. Причем шкала отметок - не от 1 до 5, а предполагает 100 баллов и даже больше. Результаты теста школьник имеет право послать в 3 - 5 вузов.

Таким образом, лучшие вузы не лишаются возможности отобрать себе лучших студентов, а ребята оказываются вправе найти себе вуз, соответствующий их уровню знаний и амбициям. Еще до окончания школы выпускники знают, куда им предстоит ехать для продолжения обучения.

Тесты вместо экзаменов

Такой путь в России уже потихоньку апробируют. В этом году тестирование через федеральный центр прошли 350 тысяч ребят.

- Была бы политическая воля, все старшеклассники уже могут быть охвачены централизованным тестированием, - продолжал министр. - В Казахстане так и сделали: зимой ввели тестирование, а летом в вузы поступали по результатам этого тестирования.

Наш Минобр спешить все-таки не собирается. Еще есть два-три года, чтобы отладить систему. А потом ее постепенно будут вводить в регионах. Например, в Карелии через пять лет число выпускников будет равно числу мест в учреждениях профобразования. Да и 2018 год не за горами, его будущие выпускники сидят за партами во втором классе.

КТО ПРОТИВ?

Ректоры будут сопротивляться нововведению - оно лишит их "подкормки".

- Проблему я вижу не в тестировании, - размышляет министр. - Сможем ли мы организовать такую систему контроля знаний, чтобы в вузы поступали те, кому там место? Ведь даже в университетах Германии и Франции после первого-второго года обучения отчисляют до 40 процентов студентов: они не соответствуют уровню предъявляемых требований. У нас в стране отчислять столько студентов накладно - государство вкладывает немалые деньги в их обучение.

То есть одним тестированием мы не обойдемся. К вузу школьника нужно готовить не в выпускном классе, а гораздо раньше. Для этого необходимо пересмотреть содержание общего среднего образования: не всех обязательно заставлять учить до одурения тригонометрические функции. Необходимо ввести профильное обучение в старшей школе. И тогда учащиеся классов с гуманитарной направленностью, уже представляющие основы своей будущей профессии, смогут поступать в гуманитарные вузы, а ребята, проявившие склонность к точным наукам, - в вузы технические.

- А вы не боитесь, что ваши же бывшие коллеги - ректоры вузов - сделают все, чтобы рассказанная вами система никогда не стала реальностью? - поинтересовался я у министра. - Ведь пора приемных экзаменов - фантастическая возможность выкачивания денег у абитуриентов: это и платные подготовительные курсы, и частное репетиторство, и, наконец, взятки за поступление. В этой сфере крутятся сумасшедшие деньги, и ради того, чтобы они остались, будет сделано многое...

Министр спокойно отреагировал на вопрос:

- Думаю, слухи о плохом отношении ректорского корпуса к отмене вступительных экзаменов преувеличены. Хотя есть ректоры, которые выступают против. Но, я уверен, вузы примут изменения. Ведь проводятся они в интересах всего общества. Мы заинтересованы в том, чтобы разгрузить детей. Мы заинтересованы в том, чтобы реализовывать равные права всех выпускников школ на получение высшего образования.

На самом деле, как рассчитывает министерство, тестирование не лишит возможности администрации вузов отбирать для себя студентов. Самый лучший набор будет у того вуза, который получит больше заявок. У них будут лучшие студенты и, понятно, лучшее финансирование из бюджета. Вузы похуже получат средних студентов. Им придется подтягиваться, повышать уровень преподавания, чтобы получить более сильных ребят. Возникнет конкуренция между вузами, что, наверное, не так уж плохо.

Опубликовано 17 августа 2017 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): высшее образование, среднее образование, вступительные экзамены



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?