Главная → ПЕДАГОГИКА → Работа с бумагой - важный момент для развития мелкой моторики рук у детей с тяжёлым нарушением речи.
Дата публикации: 06 января 2018
Автор(ы): Иванова Алевтина Сергеевна →
Публикатор: Иванова Алевтина Сергеевна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Номер публикации: №1515255685
Иванова Алевтина Сергеевна, (c)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Работа с бумагой - важный момент для развития мелкой моторики рук у детей с тяжёлым нарушением речи.
Воспитатель: Иванова А.С.
I квалификационная категория
Государственное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 компенсирующего вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
2017 год
Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывают на широкие возможности этой полезной, творчески продуктивной деятельности детей.
Именно дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей человека. Поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.
Художественное конструирование из самых разнообразных материалов: бумаги, картона - стало одним из интереснейших увлечений и детей и взрослых. Как показывает опыт, работа с бумагой укрепляет знание о качестве и возможностях этих материалов. Так, например, бумагу можно складывать, получая при этом стаканчик, коробочку, закладку, елочное украшение.
Почему оригами?
- придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует, что способствует развитию смекалки, сообразительности, желания творить, также активизирует и словарный запас ребенка.
- способствует развитию внимания, т.к. ребенок должен сосредоточиться на процессе изготовления, добиваясь желаемого результата,
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, стимулирует развитие памяти: ребенок должен запомнить последовательность, приемы и способы изготовления поделки; активизирует мыслительные процессы.
Эта деятельность воспитывает эстетические чувства детей, формирует культуру труда.
В процессе конструирования возникает необходимость соотнесения показа наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснения приемов складывания) и период самостоятельного выполнения действий.
Важным значением ручного труда у детей с нарушением речи является то, что он развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствует мелкую моторику рук, точные движения пальцев, что помогает развитию активной речи детей, подготавливают руку к письму. .
Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд (работу с бумагой) как важный элемент содержательного воспитания детей.
Работа с бумагой как вид совместной деятельности взрослого и ребёнка увлекает, он позволяет сформировать у детей моторные навыки, речевые. Для ребенка это очень большой труд. Учитывая все особенности развития детей, начинать работу надо с самого простого и доступного детям задания.
Работе с бумагой предшествует огромная и кропотливая подготовка на всех видах деятельности. В первую очередь надо научить детей элементарным навыкам и умениям: держать правильно карандаш и кисть. Работа с ножницами сложный и длительный процесс, требующий от детей сосредоточенного внимания и физических усилий. Необходимо учить детей работать сразу обеими руками: левой держать бумагу и закладывать между лезвиями ножниц, а правой резать. Чтобы повысить интерес к занятиям можно предлагать разные варианты заданий: «Укрась платье кукле», «Курица и цыплята», «Встреча Колобка с лесными друзьями».
После такой длительной работы начать изготовление поделок из бумаги, природного материала, включая декоративное украшение из семян.
Первое с чего можно начать - это знакомство с бумагой, рассказать об истории возникновения бумаги, ее производстве и свойствах. Затем можно вместе с детьми сделать простые поделки: заяц, медведь (складывание прямоугольного листа пополам, сглаживая линии сгиба). При складывании бумаги обращать внимание детей на то: при сгибании углы и стороны совмещаются, а линия сгиба должна быть острой «как нож», поэтому прогладить ее нужно несколько раз, только тогда поделка будет правильной и привлекательной.
На следующем этапе - складывать квадрат в разных направлениях (по методу «оригами») пополам, по диагонали (елочка, гриб).
Затем вводим использование новых приемов: отгибание углов в разных направлениях, навстречу друг другу, надрезание (бабочка, рыбка, лягушонок, зайчик).
Необходимо познакомить детей с базовой формой.
На базовой форме «треугольник» складывают следующие поделки: стаканчик, щенок, птичка, корзиночка, которые по приемам складывания оказались для детей более сложными.
На базовой форме «конверт» складывать еще более сложную поделку - пароход.
Овладению новым способом конструирования из бумаги поможет работа с готовой выкройкой. Чтобы дети могли выполнить поделку по чертежу, они должны усвоить определенные обозначения: сплошная линия - разрез, пунктирная - сгиб, заштрихованное пространство - место нанесения клея.
Возможности использования бумаги безграничны.
Дружеское общение родителей с детьми во время изготовления игрушек создает близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей.
В результате такой работы у детей с тяжелым нарушением речи совершенствуется развитие мелкой моторики рук, способствующее речевому развитию Изготовление поделок способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, что ведёт к правильному развитию связной речи. Словарный запас пополняется новыми словами, ранее неизвестными детям.
Дети приобретают навыки работы с бумагой: они могут сгибать ее в разных направлениях, работать по готовой выкройке, изготавливать поделку по методу «Оригами».
У них формируется бережное отношение к труду, эстетическое чувство к прекрасному, навыки работы в коллективе, чувство взаимопомощи.
Опубликовано на Порталусе 06 января 2018 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK