Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 21.08.18


Ирландские лейбористы и проблемы образования

Дата публикации: 22 января 2018
Автор: С. А. Колмаков
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1516626705 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


С. А. Колмаков, (c)

найти другие работы автора

Ирландские лейбористы и проблемы образования

"Studies". Dublin. Autumn 1977.

Борьба за национальную культуру, за размежевание во всех сферах духовной

стр. 199


жизни с английским колониальным наследием в конце XIX - начале XX в. ускорила развитие национального самосознания ирландского народа, повлияла на подъем освободительного движения. В этот период ирландская буржуазия, пользуясь слабостью ирландского рабочего движения, участники которого не обладали еще достаточно прочным классовым сознанием и были расколоты по религиозному признаку, усиленно насаждала в их среде идеи "надклассовой обшей" культуры, буржуазного национализма, который тесно переплетался с католическим клерикализмом. Проходящая через всю новейшую историю Зеленого острова борьба за передовую демократическую культуру тесно связана с развитием пролетарского классового самосознания, с его борьбой за право стать ведущей силой общественного прогресса в Ирландии.

Ирландский историк Б. О'Риордан в статье "Документы Ирландской лейбористской партии по вопросам образования (1922 - 1975)" обращается к программе и политике этой, основанной в 1912 г. партии по вопросу о системе образования. Автор приходит к выводу, что до 1963 г. партия и ее оппортунистическое руководство фактически не имели самостоятельной точки зрения по этой проблеме. Более того, в программе 1924 г. была закреплена "традиционная, католическая по своей сути, концепция образования". Лейбористы сетовали на то, что в существующую с 1831 г. сугубо консервативную систему образования, отданную почти целиком под опеку клерикалам, "проникают идеи, убивающие национальный дух и вносящие классовые различия" (стр. 123). Только в 1969 г. Ирландская лейбористская партия (ИЛП) высказалась наконец за общественный контроль над системой образования.

В статье рассматривается практическая деятельность партии в области просвещения, что особенно интересно потому, что с 1945 г. ИЛП трижды участвовала в правительственных коалициях с консервативной буржуазной партией Фине Гэл и несет прямую ответственность за состояние образования в стране. Автор критически оценивает ретроградную позицию лейбористов в отношении как начального, так и среднего образования. Провозглашая на словах свое стремление противодействовать сохранению социальной элиты, лейбористские политики на деле всемерно поддерживают сложившееся деление средних учебных заведений на "академические" и так называемые технические школы. В последних учатся в основном дети трудящихся. "Академические" школы получают в два с лишним раза большую государственную финансовую помощь. Даже национально-буржуазная партия Финна Фойл выдвинула в противовес этой явно антидемократической системе более радикальные требования, чем ИЛП.

Б. О'Риордан остро ставит вопрос и об образовании для взрослых. Капитализм ограничивает образование трудящихся только необходимым в производственных целях объемом знаний. В условиях Ирландии католическая церковь использует систему образования для взрослых с целью сохранения своего влияния на массы. Поэтому нельзя назвать иначе как предательством интересов рабочего класса негативное отношение руководства ИЛП к рабочим колледжам, которые дают своим слушателям здания по довольно широкому кругу общественных наук и носят светский характер. В этом вопросе лейбористы поддерживают буржуазное правительство, предоставляющее большую часть финансовой помощи одним только католическим рабочим колледжам и воскресным школам.

Вопросы улучшения системы образования тесно связаны с проблемой условий труда и жизни учителей. В статье подвергаются резкой критике лейбористские политики, которые совместно со своими коллегами по правительственной коалиции урезывают финансовые дотации на повышение учительской квалификации. Они несут прямую ответственность и за программу "экономии" за счет образования, приведшую к увольнению с 1971 г. 3 тыс. учителей и создавшую огромные трудности для выпускников университетов, более половины которых не имеет работы.

Статья напоминает о том, что перед прогрессивными силами Ирландии стоят большие задачи по коренной перестройке всей системы народного образования, борьба за которую является составной частью общедемократического движения в этой стране.

Опубликовано 22 января 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...