Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 20.05.18

"ПЕРВЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ГРАМОТНОСТЬ"

Дата публикации: 10 февраля 2018
Автор: Т. Ю. КРАСОВИЦКАЯ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1518265189 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Т. Ю. КРАСОВИЦКАЯ, (c)

найти другие работы автора

Трудно найти в истории советской культуры явление более массовое и в то же время более романтическое, чем ликвидация неграмотности взрослых в первые послереволюционные годы. Тяжкое наследие царизма, темнота и невежество, хозяйственная разруха, кольцо фронтов империалистических интервентов и внутренней контрреволюции - и в то же время невиданный подъем миллионов трудящихся к свету и знаниям... Недаром символический образ ликбеза - страничка первого советского букваря - прочно вошел в классику советской литературы и искусства.

Всесоюзный староста и председатель общества "Долой неграмотность!" М. И. Калинин говорил о ликвидации неграмотности, "что эта работа окажется весомой единицей в общем коммунистическом строительстве, что эта работа будет вознаграждена своими огромными результатами"1 . И не случайно это важное явление в развитии советской культуры стало предметом изучения в широком плане2 . Однако еще не все аспекты истории ликбеза кануна 20-х годов затронуты в этих и других исследованиях. В частности, недостаточно внимания уделялось изучению организации ликвидации неграмотности на национальных окраинах страны, показу специфики этой работы. Ниже на основании некоторых малоизвестных архивных материалов предпринята попытка проанализировать различные стороны деятельности Советской власти по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, прежде всего у нерусских народов Советской России в 1917 - 1921 гг., когда в условиях гражданской войны и империалистической интервенции проходил первый этап национально-государственного строительства и создания государственном аппарата по руководству культурой.

Великая Октябрьская социалистическая революция, свержение эксплуататорских классов открыли огромные перспективы для приобщения широких трудящихся масс к знаниям. Коммунистическая партия и Советское правительство одной из главных задач культурной революции считали распространение грамотности среди населения. Не случайно одним из наркоматов образованного на II Всероссийском съезде Советов СНК являлся Народный комиссариат просвещения. Для налаживания работы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения были созданы в Наркомпросе внешкольный отдел, возглавленный Н. К. Крупской, и отдел по введению всеобщей грамотности, которым руководила Л. Р. Менжинская3 . Важнейшее значение имело утвержденное в октябре 1918 г. ВЦИК "Положение о единой трудовой школе РСФСР", которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.

Объем предстоящей работы был громадным: у большинства нерусских народов требовалось обучить практически все население, так как грамотные среди них составляли ничтожное меньшинство. Например, в Азербайджане до революции 95,5% жителей были неграмотными; у горских народов Кавказа, Поволжья, Средней Азии -


1 М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании. М. 1958, стр. 66.

2 Из работ последних лет см.: В. А. Куманев. Социализм и всенародная грамотность. М. 1967; его же. Революция и просвещение масс. М. 1973; А. И. Арнольдов. Социализм и культурная революция. М. 1970; "Культурная революция в СССР. 1917 - 1965". М. 1967; "КПСС во главе культурной революции в СССР". М. 1972; "Народное образование в СССР. 1917 - 1967". М. 1967, и др.

3 СУ РСФСР, 1917, N 12, ст. 183.

стр. 107


98 - 99%; сплошная неграмотность царила среди народов Крайнего Севера4 . Положение осложнялось тем, что в Советской России проживало свыше 100 народов, находившихся на различных стадиях культуры, причем большинство не имело письменности. Рабоче-крестьянская власть унаследовала от царизма запущенное и запутанное "языковое хозяйство". Из 130 языков народов страны лишь 20 имели более или менее разработанную письменность. Своей графикой пользовались только русские, грузины и армяне, создавшие развитые литературные языки5 . Решение проблемы письменности, от которой в прямой зависимости находилась ликвидация неграмотности, осложнялось чрезвычайной пестротой картины языковой жизни народов, населявших Советскую Россию. Их языки, разные по своему строю и происхождению, относились к различным генетическим семьям и группам (индоевропейская, тюркская и др.).

Вслед за триумфальным шествием Советской власти по территории страны во многих ее местах - Петрограде, Москве, Минске, Ташкенте, Воронежской и Олонецкой губерниях были открыты первые в республике пункты ликбеза6 . Мероприятия большевистской партии по приобщению трудящихся к грамоте нашли горячую поддержку у рабочих и крестьян. В одном из писем, опубликованных в "Правде" 22 декабря 1917 г., говорилось: "Мы, крестьяне Новгородской области, всем сходом 25 ноября просим товарищей Петрограда помочь нам создать первую крестьянскую революционную школу в деревне Шилове. Сознавая наше безвыходное положение, что в свободной стране не должно быть неграмотных, просим откликнуться на это святое дело и пожертвовать книги, учебные пособия и деньги". Убедительным примером начавшегося среди отсталых национальностей движения за овладение основами культуры был приезд в Оренбург 1500 киргиз-кайсаков (казахов), обратившихся к местным партийным и советским организациям с просьбой организовать для них обучение грамоте7 .

Неодолимое стремление народных масс к знаниям вызвало широкое движение за овладение грамотой. Хотя оно не могло само по себе решить задачу ликвидации неграмотности, оно породило новое содержание работы по просвещению. Сложившаяся обстановка в первые же послереволюционные годы стимулировала развитие такой демократической формы самодеятельности, как учительские съезды, конференции, совещания. Это явление можно охарактеризовать как начало движения интеллигенции навстречу народным массам. Большевистская партия умело использовала энтузиазм учительства, студентов и передовой интеллигенции, рожденный революцией, сделав его своей опорой. Приветствуя I Всероссийский съезд учителей, состоявшийся в июне 1918 г., А. В. Луначарский призывал учительство активнее помогать Советской власти в обучении народных масс: "Народ ждет, что к нему придут на помощь, надо торопиться, надо бежать к нему на помощь - от этого зависят судьбы русской революции"8 . В декабре 1921 г. Семиреченский облисполком и обком партии направили телеграмму в районы Киргизии, в которой говорилось: "Передайте интеллигентным силам киргиз, что их дож гражданский и человеческий вернуться на работу"9 . В архиве Наркомпроса РСФСР сохранилось множество писем, адресованных А. В. Луначарскому, Н. К. Крупской, И. П. Брихничеву и другим ответственным работникам, с предложением помочь Советской власти в деле ликвидации неграмотности. Писали и приходили учителя, рабочие, студенты, школьники старших классов. Так, бывшая сотрудница Наркомпроса Д. Ю. Элькина приводит письмо двух медицинских сестер, которые просили использовать их в качестве учительниц: "Большевистская программа за права народа нам больше других нравится, и мы ей сочувствуем. Мы знаем, что на Руси Великой есть такие углы, где люди еще не слыхали грамотного человека. В такие-то края хотим мы ехать"10 .


4 "Торжество ленинской национальной политики". М. 1963, стр. 284.

5 Л. М. Зак, М. И. Исаев. Проблемы письменности народов СССР в культурной революции. "Вопросы истории", 1966, N 2, стр. 4.

6 В. А. Куманев. Революция и просвещение масс, стр. 89.

7 ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 16, д. 48, л. 54.

8 "Протоколы I Всероссийского съезда учителей". М. 1918, стр. 12.

9 ЦГА КазССР, ф. 1435, оп. 1, д. 3, л. 161.

10 Д. Элькина. На культурном фронте. М. 1959, стр. 27.

стр. 108


Только в 1918 г. состоялось 164 съезда учителей и примерно 100 съездов других работников культурного фронта. Вопросы организации массового обучения неграмотных и малограмотных взрослых обсуждались на московском, иваново- вознесенском, курском и других губернских съездах работников просвещения11 . Интересными были съезды работников просвещения национальных окраин, которые постепенно освобождались от белогвардейцев и интервентов. Характерно, что одним из первых требований на таких съездах называлась необходимость организации работы по ликвидации неграмотности. В Дагестане в 1920 г. было проведено два съезда, посвященные организации и проведению ликбеза среди разноязыких народов, его населявших12 . Кустанайский уездный делегатский съезд работников просвещения "в целях предоставления возможности - сознательного участия трудового класса в политической жизни страны" решил "поголовно вооружить все население оружием грамоты, ибо фронт революционного социалистического творчества немыслим без нее, как фронт войны без винтовки"13 . Всероссийский съезд работников просвещения по ликвидации неграмотности среди мари, проходивший в июне 1921 г., постановил: "Работу по ликвидации безграмотности среди взрослого населения мари на территории республики считать ударной и необходимо важной"14 .

Принципиальное значение имел тот факт, что в партийной программе (март 1919 г.) была поставлена задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста. В успешном проведении политики партии и правительства по ликвидации культурной отсталости трудящихся исключительную роль сыграла деятельность В. И. Ленина. Владимир Ильич постоянно направлял работу Наркомпроса РСФСР в этой области, участвовал в съездах по народному образованию, живо интересовался тем, как доводятся до сознания масс (особенно отсталых районов) распоряжения и постановления Советского правительства в области культуры. Все важнейшие государственные мероприятия по ликвидации неграмотности взрослых разрабатывались и осуществлялись при непосредственном участии Ленина. "Никто так интенсивно не заботился о народном просвещении, никто не следил так внимательно и любовно за каждым нашим шагом, как Владимир Ильич"15 , - вспоминал М. Н. Покровский. Огромное количество статей, писем, докладов, заметок, тома "Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", декреты СНК, отчеты Наркомпроса и другие материалы по ликвидации неграмотности, которые регулярно поступали к Ленину в Совнарком, свидетельствовали о его личном интересе к этой проблеме. "Первейшей задачей является грамотность, - говорил Владимир Ильич А. В. Луначарскому. - Буржуазная вещь грамотность или пролетарская, я не знаю, но знаю, что она нам нужна. Читать, писать, считать - вот этому нужно научить необъятное количество людей. А без этого - это граждане десятого сорта, которые питаются баснями, слухами... Они кажутся слепыми людьми"16 . Беседуя вскоре после Великого Октября с К. Цеткин, Ленин подчеркнул, что прежде всего при строительстве новой жизни в республике выдвигается задача самого широкого народного образования и воспитания, ибо оно создает почву для культуры17 . Очень радовали Ленина первые результаты приобщения трудящихся к знаниям. "Снизу", т. е. из той массы трудящихся, которую капитализм отстранял... от образования, идет могучий подъем к свету и знанию. Мы вправе гордиться тем, что помогаем этому подъему и служим ему"18 , - писал Ленин в 1921 году.

Практическая работа в этом направлении сразу лее натолкнулась на массу сложностей. Отсутствие необходимого опыта, методической и учебной литературы, крайне


11 В. А. Куманев. Революция и просвещение масс, стр. 87.

12 ЦГА РСФСР, ф. 296, оп. 2, д. 44, лл. 56, 70 об.

13 "Культурное строительство в Казахстане (1918 - 1932 гг.)". Сборник документов и материалов. Т. I. Алма-Ата. 1965, стр. 106.

14 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 6, д. 9, л. 47.

15 "Свидетельствуют современники". "Народное образование", 1967, N 11, стр. 16 - 17.

16 А. В. Луначарский. Ленин и народное образование. М. 1960, стр. 40.

17 К. Цеткин. О Ленине. Сборник статей и воспоминаний. М. 1933, стр. 31.

18 В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 326.

стр. 109


пестрый национальный состав населения, его чрезвычайно низкий культурный уровень и другие причины свидетельствовали, что преодолеть вековую отсталость России можно лишь принятием чрезвычайных мер. В мае 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по внешкольному образованию, который проанализировал проделанную за полтора года работу и наметил новые задачи. В их основу легли материалы VIII съезда РКП(б), четко определявшие основные направления и задачи в области культурного развития страны. И хотя съезд проходил в условиях, когда вследствие колчаковского наступления белогвардейцев решался вопрос о самом существовании Советской власти, его делегаты думали о будущем, принимая решение по сугубо мирному вопросу о ликвидации неграмотности. Участники съезда признали необходимым издать специальный декрет об обязательной ликвидации неграмотности среди взрослого населения страны, так как темпы работы в этой области не могли удовлетворить молодое государство рабочих и крестьян19 . Дважды на съезде выступал Ленин. Он отметил, что вряд ли найдется какая-либо другая сторона советской действительности, где бы, как во внешкольном образовании, были достигнуты столь громадные успехи благодаря могучему движению масс к знаниям. Вместе с тем Владимир Ильич напомнил, что для обучения неграмотных сделано еще очень мало. Необходимо, говорил он, организовать дело так, чтобы всякий грамотный человек смотрел бы "как на свою обязанность, на необходимость обучения нескольких неграмотных"20 .

Именно с подписанного Лениным декрета о ликвидации неграмотности наступил новый период в организации этой работы как в центре, так и на местах21 . История данного декрета достаточно хорошо известна. Автором первого проекта его текста был один из работников внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР - Н. Гудзь. Его очень взволновало это ответственное задание. "Сумею ли я, - рассказывал он позднее, - справиться с порученной работой - дать государственно-правовую норму по вопросу, который не имел образца во всей истории человечества?"22 . Проект создавался при активном участии сотрудников внешкольного отдела. "Сидел в шубе, шапке, перчатках и валенках, - вспоминал Н. Гудзь, - и писал не чернилами - они замерзли, а огрызком карандаша, на разнокалиберных обрывках бумаги. Работа шла довольно быстро, но с перерывами: после написания каждой статьи я должен был встать, побегать по комнате, похлопать руками,.. а затем, немного согревшись, вновь садиться писать следующий параграф"23 .

Проект декрета "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР" обсуждался на заседании коллегии Наркомпроса РСФСР 16 декабря 1919 года. Присутствовали члены коллегии - А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, Н. К. Крупская, Л. Р. Менжинская, Ф. В. Ленгник, Ф. И. Калинин24 . Председательствовал Луначарский, докладывали о проекте декрета Н. К. Крупская, Н. Гудзь, С. Гарденин. Коллегия тщательно рассмотрела проект, предложила его одобрить и внести в правительство на утверждение, сняв, однако, одно из примечаний к нему: "Действие настоящего декрета не распространяется на население, не имеющее письменности на родном языке, ни на бродячих инородцев"25 . Поскольку стенографическая запись выступлений на этом заседании не велась и воспоминаний о нем не сохранилось, установить, кто предложил снять замечание, невозможно. Важно, что эта ошибка была замечена и своевременно устранена коллегией. Ведь в противном случае действие декрета не распространилось бы на многие народы Сибири, Северного Кавказа, Крайнего Севера, отчасти Поволжья. Что касается "бродячих инородцев", то большинство населения Средней Азии и Калмыкии тогда вело кочевой или полукочевой образ жизни. Конечно, кочевое состояние некоторых народов объективно тормозило ликвидацию неграмотности в многонациональной стране. Однако Советское государ-


19 В. А. Куманев. Революция и просвещение масс, стр. 92 - 93.

20 В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 331 - 332.

21 В. И. Бессонова. В. И. Ленин и борьба за народную грамотность. (1919 - 1924 гг.). "Из истории революционной и государственной деятельности В. И. Ленина. К 90-летию со дня рождения". М. 1960, стр. 283.

22 "5 лет борьбы с неграмотностью". М. 1925, стр. 10.

23 Там же.

24 ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 1, д. 182, л. 255а.

25 Там же, лл. 255а об., 257.

стр. 110


ство, понимая всю сложность решения этих проблем в тогдашних экономических и политических условиях, не искало облегченных форм работы.

"Нигде, - писал Ленин, - народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас"26 . Малый Совнарком рассматривал проект декрета дважды. 23 декабря о декрете докладывали Покровский и Крупская27 . Малый СНК постановил "редакцию декрета принять за основу и для переработки его передать в комиссию из тт. Крупской, Козловского и Милютина, с тем, чтобы результаты комиссии были доложены Малому Совету 26 декабря 1919 г."28 . 26 декабря по докладу Луначарского, Покровского и Крупской декрет с небольшими редакционными поправками был единогласно утвержден29 и поступил на подпись Ленину. При описании этого заседания в некоторых работах допущены неточности. Так, Б. Проценко, не ссылаясь на источники, утверждает: "Обсуждение проекта декрета в Совнаркоме проходило бурно. Часть членов правительства сомневалась в своевременности декрета и возможности его осуществления. Ленин был за немедленное подписание декрета"30 . Из имеющихся документов следует, что декрет, утвержденный Малым СНК единогласно, на обсуждение Большого Совнаркома вообще не представлялся, а Ленина на заседании Малого СНК 26 декабря не было. Он подписал декрет после его утверждения Малым Совнаркомом31 .

Декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР" был подписан 27, а опубликован 30 декабря 1919 года. В нем, в частности, говорилось: "В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участил в политической жизни страны, Совет Народных Комиссаров постановил: 1. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и утверждаемых для неграмотного населения по планам Народного комиссариата просвещения"32 . Декретом предусматривалось создание необходимых условий для обучения неграмотных рабочих и крестьян: они освобождались от работы за 2 час. до ее окончания, им гарантировалось сохранение заработной платы. Органы, занимающиеся ликвидацией неграмотности, могли потребовать любые помещения, пригодные для занятий: народные и частные дома, клубы, церкви, служебные помещения на фабриках и заводах, учреждения и т. д. К обучению неграмотных привлекалось в порядке трудовой повинности все грамотное население страны. Уклонявшиеся от установленных декретом обязанностей или препятствовавшие неграмотным посещать школу привлекались к ответственности.

В работе по ликвидации неграмотности принимали участие все общественные организации - местные ячейки РКП(б), Союз коммунистической молодежи, профсоюзы. Значительная часть этой работы осуществлялась государственными органами Советской власти и в первую очередь Наркомпросом. Большую роль сыграла Всероссийская Чрезвычайная комиссия но ликвидации безграмотности (ВЧК л/б). История ее создания такова: с расширением работы но ликвидации неграмотности внешкольный отдел Наркомпроса РСФСР уже не мог обеспечивать систематическое и всестороннее руководство одним из самых ответственных участков культурного строительства. При отделе существовала Центральная комиссия по ликвидации безграмотности, которая также не имела возможности охватить все направления работы, применяя обычные методы. Для обучения миллионов взрослых требовалось учредить государственный орган, наделенный не только широкими, но и чрезвычайными полномочиями. 19 июля 1920 г. декретом Совета Народных Комиссаров такая комиссия была создана33 . Самое ее название "Чрезвычайная" свидетельствовало об исключительном


26 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 364.

27 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 3, д. 960, л. 2.

28 "Декреты Советской власти". Т. VII. М. 1974, стр. 51.

29 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 3, д. 962, лл. 3 - 4.

30 В. Проценко. Ленинские декреты по народному образованию. "Народное образование", 1966, N 4, стр. 24.

31 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 3, д. 966, л. 2; д. 962, лл. 3 - 4; "Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника". Т. 8. М. 1977, стр. 153.

32 СУ РСФСР, 1919, N 67, ст. 592.

33 СУ РСФСР, 1920, N 69, ст. 312.

стр. 111


значении, которое Советское правительство придавало преодолению массовой неграмотности населения. Состав комиссии был утвержден Совнаркомом, а в ее руководство вошли начальник Всевобуча и председатель Высшего совета физической культуры Н. И. Подвойский, учитель из Московского гороно И. П. Брихничев, автор одного из первых советских букварей для взрослых Д. Ю. Элькина, заместитель председателя Петроградского губисполкома, ответственный инструктор ЦК РКП(б) Н. А. Кубяк и др.34 . Первым председателем ВЧК л/б стал И. П. Брихничев, большие организаторские способности которого в области внешкольного образования высоко ценил Луначарский35 . При ВЧК л/б существовало постоянно действующее совещание из представителей отделов ЦК РКП(б) по работе в деревне и среди женщин, ЦК РКСМ, ВЦСПС, Политуправления Реввоенсовета республики36 , а также несколько постоянно действующих секций, проводивших работу среди различных слоев населения: военная, профессиональная, национальных меньшинств, глухонемых.

Летом 1921 г. в связи с активным подключением общественно-массовых организаций к работе по ликвидации неграмотности среди взрослых обсуждался вопрос о том, быть ли ВЧК л/б чрезвычайным центральным органом или просто отделом Главполитпросвета. Председатель ВЧК л/б Ф. И. Чучин направил письмо Ленину и Подвойскому с просьбой сохранить чрезвычайные полномочия комиссии. Ходатайство Чучина поддержали Горький, Крупская37 . А. М. Горький, выступая на заседании Петроградского Совета, отмечал: "Честь и слава вам будет, - не говоря о пользе для вас и для всей страны, - если мы эту безграмотность счистим, как пыль"38 . Реорганизация ВЧК л/б придала бы делу ликвидации неграмотности будничный характер, превратила его в повседневную политико-просветительную работу. Как чрезвычайный орган ВЧК л/б просуществовала до 1930 года.

Сразу же после решения организационных вопросов ВЧК л/б активно приступила к работе. Но с чего начать всенародное наступление на неграмотность? ВЧК л/б разработала специальную анкету и разослала ее ответственным партийным, советским, профсоюзным работникам в ЦК РКП(б), ЦК РКСМ, ВЦСПС, во все комиссариаты39 . В ней содержалась просьба поделиться мыслями, как организовать массовую работу по ликвидации неграмотности, нужна ли она вообще, что необходимо сделать в первую очередь, чем может заполняющий анкету и его учреждение помочь ВЧК л/б и т. д. "Анкеты среди ответственных и партийных работников, - говорилось в одном из документов ВЧК л/б, - дают основание так полагать Всероссийской Чрезвычайной комиссии по ликбезграм, что нет ни одного голоса, который не звучал бы решительно и громко: без ликвидации неграмотности нельзя создать ни твердого, научно построенного социалистического хозяйства, ни даже утвердить самую рабоче-крестьянскую власть"40 . В заполненных анкетах предлагались интересные формы и методы работы комиссии. В ЦГА РСФСР сохранилось девять анкет, заполненных А. М. Горьким, Н. К. Крупской, В. И. Невским, Н. А. Семашко, Д. И. Курским, С. А. Лозовским, В. П. Милютиным, В. Я. Брюсовым, Ю. М. Стекловым41 . На вопрос "Является ли ликвидация безграмотности насущной задачей момента, или с этой мерой можно было задержаться?" нарком юстиции РСФСР Д. И. Курский ответил: "С ликвидацией безграмотности нельзя медлить ни одного часа"42 , а А. М. Горький недоумевал: "Нет вопроса: безусловно своевременна и настоятельно необходима"43 .

В одной из бесед с Крупской о ликвидации неграмотности Ленин высказал надежду на возможность закончить эту работу к 10-летию Октябрьской революции при условии, "если сами массы возьмутся". Ленин неоднократно подчеркивал, что только


34 В. А. Куманев. Революция и просвещение масс, стр. 124.

35 "Литературное наследство". Т. 80. М. 1974, стр. 454.

36 СУ РСФСР, 1920, N 69, ст. 312.

37 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 1, д. 29, лл. 68 - 68 об., 52 - 52 об.

38 М. Горький. Собрание сочинений. Т. 24. М. 1953, стр. 211.

39 ЦГА РСФСР, ф. 2306, он. 15, д. 127, л. 11.

40 Там же, д. 490, л. 69.

41 Там же, ф. 2314, оп. 1, д. 236.

42 Там же, л. 15.

43 Там же, л. 1.

стр. 112


административными мерами этого вопроса не решить. Поэтому ВЧК л/б спрашивала в анкете: что следует сделать, чтобы ликвидация неграмотности прошла с успехом? И анкетируемые советуют: первое дело - организация агитационной работы. С. А. Лозовский (председатель МГСПС) подробно остановился на этом вопросе: "Устная, плакатная, синематографическая, театральная агитация и пропаганда, устроить "неделю ликвидации безграмотности" и пустить специальные пароходы и поезда"44 . Им предлагался также ряд практических мер, которые необходимо внедрить в процесс обучения, включая принцип материальной заинтересованности, особенно в тяжелых экономических условиях: "Организовать соревнование при обучении... Устроить специальные женские отряды для борьбы с неграмотностью... Привлечь Союзы и Коммунистический союз молодежи, выпустить ряд листовок и раскинуть их по деревням с поездов, аэропланов, воздушных шаров,.. т. е. сделать все, чтобы заинтересовать самые широкие массы этим вопросом. Установить какие-нибудь 10 - 15 больших премий (козу, корову, 3 пуда муки, 0,5 пуда сахара и т. д.) на город для тех, кто быстрее всего выучится читать"45 .

Подобные предложения высказывались и на местах, например, участниками многочисленных просвещенческих съездов. Всероссийский съезд работников просвещения мари в июне 1921 г. постановил: "С целью пробуждения неграмотного крестьянства мари к сознанию необходимости просвещения и образования, нужно всем работникам просвещения и партийным организациям вести усиленную агитацию, как письменно, так и устно"46 . Используя данные анкет, ВЧК л/б издала множество ярких, разнообразных плакатов и листовок: "Долой неграмотность!", "Грамотный, помни всегда: темному долг твой помочь. К знанию, дети труда, сбросьте невежества ночь!", "Неграмотность - резерв контрреволюции!", "Безграмотность - родная сестра разрухи!", "Грамотность - путь к коммунизму". Мосты, тротуары, стены домов, городской транспорт пестрели подобными лозунгами47 .

В годы гражданской войны и империалистической интервенции несколько миллионов граждан Советской России находилось в рядах Красной Армии. Среди ее бойцов также развернулась большая работа по ликвидации неграмотности. К исходу гражданской войны в некоторых военных округах и крупных воинских частях с неграмотностью было покончено, а в других процент неграмотных резко снизился. В просвещении личного состава Красной Армии принимали участие лучшие силы партии. В результате ликвидации неграмотности среди бойцов, наиболее организованной части населения Республики, были выработаны новые, оригинальные формы и методы обучения письму и чтению взрослых. Даже на гимнастерках красноармейцев, как вспоминал С. М. Буденный, были написаны буквы и слова, и во время марша идущие сзади заучивали их48 . В дальнейшем формы и методы работы, применяемые в армии, успешно распространялись среди различных слоев населения. Немалые успехи были достигнуты также при обучении рабочих и крестьян, персонала заводов, фабрик, советских учреждений.

Гораздо сложнее протекала эта работа среди нерусских народов, на окраинах Советской России, где население было к тому же менее организованным. Терпеливое разъяснение, убеждение масс в жизненной необходимости знаний легли в основу деятельности государственных органов по ликвидации неграмотности среди нерусского населения. На одном из первых своих заседаний в ноябре 1920 г. секция национальных меньшинств ВЧК л/б, рассмотрев вопрос об агитационной кампании за ликвидацию неграмотности среди народов Советской России, постановила: "а) поместить в центральной прессе несколько статей о ликвидации безграмотности среди нацмен, б) возбудить перед национальными отделами ЦК РКП(б) вопрос об активном содействии партийных органов делу ликвидации безграмотности среди нацмен, в) наметить агитационные дни нацмен"49 . На следующем заседании секция вернулась к это-


44 Там же, л. 7.

45 Там же.

46 Там же, оп. 6, д. 9, л. 47.

47 В. А. Куманев. Революция и просвещение масс, стр. 111 - 112.

48 С. М. Буденный. Боец-гражданин. М. 1937, стр. 23 - 24.

49 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 6, д. 1, л. 4.

стр. 113


му вопросу: "Надо просить содействия у партии и ВЦСПС в посылке циркуляра на места об ударности нашей работы"50 .

Секция активно использовала страницы центральных газет, выходящих на национальных языках. Для национальностей, не имеющих своей печати, выпускались агитлистовки типа однодневных газет. В декабре 1920 г. коллегия ВЧК л/б, рассматривая результаты агитационной деятельности секции, одобрила их и поручила в дальнейшем развивать "самую широкую агитацию... через газеты, журналы, Тео, Музо, Кино, советскую пластинку"51 . К апрелю 1921 г. секцией были подготовлены к печати агитплакаты на 17 языках: польском, марийском, еврейском, татарском, удмуртском, чувашском, киргизском, башкирском, немецком, мордовском, коми, эстонском, литовском, латышском, армянском, лопарском и калмыцком тиражом 180 тыс. экземпляров52 .

Диапазон деятельности секции национальных меньшинств ВЧК л/б был значителен: вовлечение неграмотных в школы и кружки грамоты, организация новых пунктов ликбеза, выпуск методических пособий и букварей, подготовка кадров. Придавалось большое значение соблюдению правильной политики в области ликвидации неграмотности - проведению принципа сознательного вовлечения трудящихся в учебный процесс без какого бы то ни было принуждения и насилия. Особенно важной эта работа была в отношении отсталых народов: малейшую ошибку советских органов тотчас использовали контрреволюционно настроенные националистические элементы, спекулируя на народном невежестве и эксплуатируя засилье патриархальных обычаев и предрассудков. Тем не менее наряду с правильной линией были попытки решить проблему сугубо сверху, в духе принудительности. Эти ошибочные действия вовремя пресекались, так как не имели ничего общего с политикой Советской власти. В связи с этим огромную роль сыграло осуществление правильной политики в вопросе о языке обучения нерусских народов. Советским органам пришлось столкнуться со случаями, когда некоторые местные работники стали проводить обучение неграмотных, вопреки их желанию, только на русском языке. В декабре 1920 г. ВЧК л/б разослала местным органам циркуляр, в котором подчеркивалось: "Осуществление права ликвидировать безграмотность на родном языке... весьма благотворно подействовало бы на ход и результат ликвидации безграмотности среди отсталых масс"53 .

Бурный рост движения за всенародную грамотность в 1919 - 1921 гг. опережал ограниченные материальные возможности, имевшиеся у молодой Советской республики. Прежде всего не хватало письменных принадлежностей и учебников. В те годы для письма часто использовались древесный уголь, свинцовые палочки, а чернила изготавливались из свеклы, сажи, клюквы. В Средней Азии писали углем на войлочной кошме54 . Политпросвет Дагестанского ревкома сообщал в Наркомпрос в 1920 г., что учащиеся "писали на старых книгах, на стенах, читали все, что попадалось под руку: коран, какую- нибудь книжку, случайно найденную у престарелого кадия, рукопись, клочок газеты"55 . Местные органы организовывали сбор письменных принадлежностей у населения. Обрывки чистой бумаги извлекались из старых дел. Многие кустари открывали карандашное производство. Проводились субботники по изготовлению тетрадей из старой бумаги. "Мы - нищие люди и некультурные люди, - писал в те годы Ленин. - Не беда. Было бы сознание того, что надо учиться. Была бы охота учиться... А это все у нас есть. И поэтому учиться мы будем и научимся"56 .

Во время кампании по ликвидации безграмотности родился и один из первых оригинальных советских букварей для взрослых неграмотных, составленный Д. Ю. Элькиной. Он начинался волнующими словами, проникшими впоследствии во все самые глухие углы Советской республики: "Мы не рабы". Букварь был издан в 1920 году. К букварю прилагалась разрезная азбука. Методика обучения грамоте давалась в новом букваре с учетом возраста и житейского опыта учеников. В раз-


50 Там же, л. 5.

51 Там же, л. 9.

52 Там же, д. 12, л. 18.

53 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 6, д. 3, л. 4.

54 С. С. Данияров. Культурное строительство в Советском Киргизстане (1918 - 1930 гг.). Фрунзе. 1963, стр. 59.

55 ЦГА РСФСР, ф. 296, оп. 2, д. 44, лл. 56, 70 об.

56 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 52.

стр. 114


деле "Как связать обучение чтению и письму с политической грамотой" говорилось: "Весь букварь создан из вопросов текущего момента, которыми проникнута жизнь Советской России, и поэтому материал является наиболее близким трудящимся. И политическая грамота, и обучение чтению у нас слиты воедино, и этим кладется начало не только получению образовательных навыков, но и зарождается интерес к общественной жизни. Обучающийся становится не только в ряды грамотных людей, но и приобщается к борцам и строителям Советской России"57 . Обучение проводилось также по букварю В. А. Зеленко и Г. Г. Тумима "К свету", "Рабоче-крестьянскому букварю для взрослых" В. В. Смушкова, "Букварю для рабочих" Е. Я. Голанта, "Букварю для взрослых" под ред. Н. В. Шевелева и др. Был создан и специальный букварь для глухонемых.

Нередко буквари печатались на оберточной бумаге, иногда даже обойной. Но Советское государство прилагало огромные усилия, чтобы обеспечить сеть ликбеза хотя бы минимумом необходимого. Издание для взрослых букварей, насыщенных политическим материалом, имело важное значение: для многих народов Советской России это была, по существу, первая книга, которая знакомила их с сущностью Советской власти, помогала донести до неграмотных ленинскую мысль о союзе рабочего класса и крестьянства как фундаменте нового строя. Буквари воспитывали трудящихся в духе интернационализма и классовой солидарности.

Чтобы организовать обучение неграмотных среди нерусских народов на их родном языке, надо было составить и издать букварь на этом языке, а прежде всего создать алфавиты для неписьменных народов. И хотя такая работа широким фронтом развернулась позднее, опыт первых лет Советской власти по- своему интересен. Исключительно важный по своему прогрессивному значению пример демократизации письменности подал русский народ, проведя реформу своего алфавита (декрет Наркомпроса от 23 декабря 1917 г.)58 . Эта мера оказала значительное влияние на пересмотр положения с письменностью у других народов Советской России. Богатый фактический материал содержат национальные губернские и уездные съезды просвещенцев (коми, мари, удмуртские, казахские и др.), на которых рассматривались вопросы "о литературном языке", "о реализации родного языка", "о новых учебниках". Эти же съезды мобилизовывали интеллигенцию для организации и проведения этнографических экспедиций, создания литературно-переводческих комиссий. На съездах иногда определялись будущие авторы букварей.

Приступив к созданию письменности для нерусского населения, Советская власть опиралась прежде всего на помощь науки и ее данные. Еще в начале 1917 г. под руководством акад. С. Ф. Ольденбурга была образована при АН Комиссия по изучению племенного состава (КИПС) России. В комиссию входили крупнейшие русские ученые В. В. Бартольд, А. Е. Берг, В. И. Вернадский, Н. Я. Марр, Л. А. Орбели, А. А. Шахматов. Она изучила этнографическое и хозяйственное состояние населения России, собрала статистические данные, подготовила этнографические карты, обобщила ценный материал о культурном уровне народов Средне-Волжского и Приуральского районов, Украины, Туркестана, Средней Азии, Кавказа. Материалы, собранные комиссией и не нашедшие применения в дооктябрьских условиях, были переданы Наркомнацу и послужили научным обоснованием к разработке ряда проблем языкового строительства59 .

Одновременно началась работа по созданию алфавитов для отдельных народов. В 1918 г. комиссаром по горским делам при Кубано-Черноморском областном ревкоме М. Шовгеновым был разработан адыгейский алфавит на арабской основе, состоявший из 50 букв60 . В. А. Молодцов, рядовой учитель, в конце 1918 г. составил


57 "Долой неграмотность!". Букварь для взрослых. М. 1920, стр. 1.

58 "Сборник декретов и постановлений рабоче-крестьянского правительства по народному образованию". Вып. 1. М. 1919, стр. 30 - 32.

59 "Организация науки в первые годы Советской власти (1917 - 1925 гг.)". Сборник документов. Л. 1968, стр. 108; ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 19, д. 10, лл. 30 - 31 об.

60 "Культурное строительство в Адыгее (1922 - 1937 гг.)". Сборник документов и материалов. Майкоп. 1958, стр. 8; Ю. К. Намитоков. Развитие школьного образования в Адыгейской автономной области. "Национальные школы РСФСР за 40 лет". М. 1968, стр. 71.

стр. 115


коми алфавит на базе русской графики61 . В 1920 г. в Кабардино- Балкарии был выработан кабардинский алфавит на арабской основе, а в 1921 г. - на латинской62 .

Первые опыты по созданию общедоступной письменности как основы борьбы против безграмотности взрослых нашли поддержку и одобрение правительства РСФСР. Однако единичные, разрозненные усилия местных просвещенцев не могли, естественно, решить столь сложную проблему, от которой во многом зависел успех культурного строительства в стране. Необходимо было, используя данные науки и учитывая интересы всех народов, придать этой работе всероссийский размах. В 1918 - 1921 гг. государственными органами делаются попытки поставить вопрос о комплексном решении проблемы письменности, то есть создать алфавиты для народов, не имеющих письменности, демократизировать существующие алфавиты, приспособив их к особенностям каждого конкретного языка и в целях обеспечения большей доступности для массового внедрения. Письменность для не имеющих ее народов решено было тогда создавать на латинской графической основе.

Вопрос о введении единого латинского шрифта среди народов РСФСР был поставлен в июне 1919 г. работником научного отдела Наркомпроса РСФСР Н. С. Белянкиным на заседании коллегии этого отдела63 . 25 июня 1919 г. П. М. Макинциан, заведующий отделом просвещения национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР, в докладе "Об общем шрифте для всех народов, входящих в состав РСФСР" отмечал, что "народов, населяющих Россию, насчитывается свыше 150. Наркомнац уже создал азбуку и шрифт для нескольких народов и печатает литературу на нескольких языках. Еще недавно отделом просвещения национальных меньшинств были препровождены на заключение в научный отдел два шрифта для языков горцев Кавказа, каковое последовало в смысле положительном. Это возникновение все новых и новых шрифтов, а также многообразие старых выдвигает общий вопрос о шрифте. Разнообразие шрифтов является могучим фактором разъединения народов, и если окажется возможным преодолеть это препятствие - намного продвинется вперед дело сближения народов"64 . Луначарский, внимательно и очень бережно относившийся к развитию национальной письменности, отмечал: "Совершенно специальная задача, роднящая постановку вопроса народного образования в областях и республиках, с постановкой ее для наших национальных меньшинств - это вопрос о грамоте на родном языке. Местами должна быть проделана большая подготовительная работа по созданию и усовершенствованию самих элементов грамоты. Сам шрифт во многих случаях кладет глубокую борозду между этими национальностями и общечеловеческой передовой культурой"65 .

Научная разработка вопроса о наиболее приемлемых основах графики для конкретных народов осуществлялась компетентными комиссиями. Еще в мае 1918 г. была образована научная коллегия Центрального мусульманского комиссариата, возглавленная М. Субхи66 (впоследствии один из основателей Компартии Турции). В сентябре 1918 г. после освобождения Казани от белочехов коллегия возобновила свою работу, непосредственно подготовила и руководила научной конференцией, посвященной разработке письма и орфографии татарского языка. Эта конференция, в работе которой принимали участие виднейшие тюркологи и востоковеды, указала пути дальнейшего развития татарского письма и орфографии, очистив его в значительной степени от арабизмов и фарсизмов, непонятных широким народным массам и тем самым мешавших распространению грамотности среди них. Аналогичную работу проводил латышский подотдел отдела просвещения национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР67 . В начале 1921 - 1922 гг. начали работу таджикская, киргизская (казахская), узбекская и туркменская научные комиссии, которым предстояло осущест-


61 Я. Н. Безносиков. Культурная революция в Коми АССР. М. 1968, стр.71.

62 "История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней". Т. 2. М. 1967, стр. 143.

63 ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 41, д. 270, л. 15.

64 Там же, оп. 19, д. 125, л. 77 об.

65 А. В. Луначарский. Проблемы образования в автономных республиках и областях. "Жизнь национальностей", 1924, N 1(6), стр. 32.

66 М. З. Тутаев. Октябрь и просвещение. Казань. 1970, стр. 404.

67 ЦГА РСФСР, ф. 296, оп. 2, д. 12, л. 162.

стр. 116


вить разработку норм литературного языка, выбрать ведущий диалект, провести уточнение и систематизацию лексики, графики, орфографии, грамматики68 .

Бескорыстную помощь малым народам при составлении их алфавитов оказали русские ученые и представители передовой русской интеллигенции. Большой вклад в разработку алфавитов малых народностей внесли Л. И. Жирнов, Е. Д. Поливанов, С. Е. Малов, Н. К. Дмитриев, А. К. Боровков, К. К. Юдахин, Н. А. Баскаков, Д. В. Бубрих, В. И. Лыткин и др.69 . Решению вопроса о переводе на латинскую графику и созданию алфавитов для письменных народов предшествовал тщательный историко-лингвистический анализ материала. Именно в эти годы Наркомпрос организовал специальные научные экспедиции в Среднюю Азию и Дагестан70 , подключив к этой работе Центральный институт живых восточных языков71 , Всероссийскую научную ассоциацию востоковедения72 и др. Сотрудником Северо-Кавказского института просвещения Ф. И. Горепекиным в 1920 г. была разработана ингушская азбука73 . В 1921 г. проф. Н. Ф. Яковлев совместно с выпускником восточного факультета Петроградского университета Т. А. Шеретлоковым и работником Нальчикского отдела народного образования А. И. Пшунетовым составили кабардинский алфавит на латинской основе74 . Появилось несколько пробных алфавитов на латинской графике для осетин, ингушей, якутов, на русской - для башкир, мордвы, удмуртов, мари, коми. Продолжали создаваться алфавиты и на арабской основе (для адыгейцев, балкарцев). Эти эксперименты отражали процесс формирования программы работы по ликвидации неграмотности среди нерусских народов страны, напряженный поиск ее перспектив.

Первые результаты изучения проблемы письменности позволили придать изданию букварей для нерусских народов более организованный характер. В 1920 г. Комиссией по ликвидации неграмотности отдела просвещения национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР были выделены денежные средства и бумага на издание 6,5 млн. букварей. Образованным к тому времени на территории РСФСР национальным республикам и областям отпускались 1 млн. 800 тыс. букварей75 , в том числе: на татарском яз. - 500 тыс. экз., чувашском - 30 тыс., мордовском - 100 тыс., мари - 100 тыс., латышском - 10 тыс., эстонском - 20 тыс., белорусском - 50 тыс., киргизском (казахском) - 500 тыс., коми - 20 тыс., и др.76 .

Руководство изданием букварей для взрослых на национальных языках осуществляла секция национальных меньшинств ВЧК л/б, созданная в 1920 году. Она объявила конкурс на составление букварей на мордовском, тюрко- татарском, киргизском, сартском, таджикско-персидском, марийском (горном и луговом), коми, немецком, польском, кавказских языках77 , а затем дополнительно на армянском, удмуртском, чувашском, украинском, белорусском, осетинском языках78 . ВЧК л/б назначила премии в 100 тыс. и 75 тыс. руб. за лучшие учебники родного языка79 . Однако конкурс не состоялся80 : его требования, по-видимому, оказались слишком высокими. Но условия конкурса оказали все же влияние на качество вышедших букварей.

В первую очередь откликнулось на призыв начать разработку букварей прогрессивное учительство. Большинство букварей было в короткие сроки создано рядовыми учителями, непосредственно осуществлявшими ликвидацию безграмотности среди нерусского населения. "Представляю при сем на конкурс, объявленный Вами в N га-


68 Р. И. Ходжимухаммедова. Развитие таджикской общеобразовательной школы. Душанбе. 1972, стр. 88; Ф. Ф. Королев. Очерки по истории школы и педагогики (1917 - 1920). М. 1958, стр. 451.

69 Л. М. Зак, М. И. Исаев. Указ. соч., стр. 9.

70 ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 1, д. 318, л. 179 об.; оп. 3, д. 18, лл. 148, 132 - 132 об.

71 Там же, оп. 19, д. 10, лл. 30 - 31 об.; "Организация науки в первые годы Советской власти (1917 - 1925 гг.)", стр. 108.

72 ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 1, д. 460, л. 5.

73 Там же, ф. 2307, оп. 2, д. 333, л. 207; д. 58, л. 147.

74 "История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней". Т. 2, стр. 143.

75 ЦГАОР СССР, ф. 1318, оп. 1, д. 60, л. 81.

76 "Народное образование", 1920, N 65 - 68, стр. 4.

77 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 1, д. 7, л. 19.

78 Там же, оп. 6, д. 1, л. 8.

79 Там же, оп. 1, д. 7, л. 19.

80 Д. Элькина. Указ. соч., стр. 96.

стр. 117


зеты "Зырянская жизнь" за 1921 г., зырянский букварь для обучения чтению и письму взрослых... На случай удостоения представляемого букваря конкурсной премии и признания его годным к печатанию ставлю условие, заключающееся в следующем: от обещанной конкурсным объявлением денежной премии как первой, так второй (100 тыс. и 75 тыс. руб.), отказываюсь"81 , - писал в мае 1921 г. коми учитель И. Т. Чисталев. Среди авторов первых букварей родного языка в нашей стране: П. П. Глезденев, написавший учебник для мари, И. Т. Чисталев - для коми, А. Маттерн - для немцев, Ф. Я. Фрумкина - для евреев, Горохов - для удмуртов, М. Шовгенов - для адыгейцев, С. А. Новгородов - для якутов, Г. Гуриев - для осетин, Гарданов - для дигорцев, М. Энеев - для балкарцев, Ф. И. Горепекин - для ингушей, С. Омеров - для даргинцев, М. Дибиров - для аварцев, Ермолов - для калмыков.

ВЧК л/б оказывала серьезную методическую помощь местным просвещенцам. И. П. Брихничевым было предложено взять букварь "Долой неграмотность!" в качестве образца для букварей на нерусских языках82 . Секция национальных меньшинств ВЧК л/б разработала примерный план и методику этих букварей83 . Их главная задача заключалась в том, чтобы сочетать обучение грамоте с усвоением основ политических знаний. И многие авторы букварей справлялись с этой задачей: "Букварь вполне соответствует духу момента: в нем много статей, дающих определенное понятие о коммунизме, Советской власти и т. и. Есть статьи, знакомящие учащихся с историей революционного движения в России и историей I, II, III Интернационалов, а также стихотворения политического характера, взятые из марийских газет. Уделено внимание разъяснению политики Советской власти по национальному вопросу... Размещенные материалы являются близкими к марийской жизни"84 , - гласил, например, отзыв Наркомпроса РСФСР на букварь для мари.

В 1920 г. были подготовлены буквари на татарском, чувашском, польском языках. За 1921 г. ВЧК л/б осуществила выпуск 39 букварей по ликбезу, в том числе на чувашском, немецком, мари, коми, казахском, еврейском, удмуртском, армянском, татарском, польском, белорусском, аварском, осетинском, ингушском, чеченском, сартском, таджикском, башкирском, грузинском, калмыцком, латышском, эстонском, украинском, даргинском, кумыкском, кабардинском, балкарском языках. Советское правительство летом 1921 г. ассигновало 500 тыс. руб. золотом для печатания за границей букварей и хрестоматий на украинском языке85 . Польский, украинский, еврейский, татарский, чувашский, марийский, казахский, латышский, эстонский буквари по ликбезу, а также разрезные азбуки печатались по заказу Наркомата внешней торговли в Вене86 .

Но учебников не хватало. Чтобы в какой-то степени восполнить их недостаток, выпускались специальные газеты-буквари на национальных языках87 , листовки карманного формата "Читай и пиши", на страницах газет печатались поурочные задания для индивидуальных и групповых занятий. Специальные задания для школ неграмотных и малограмотных помещались на обложках молодежных, женских и других журналов. Проводились соответствующие общественные кампании и "Недели издания учебной литературы"88 . Выпускались агитплакаты, задачники, методические пособия по ликвидации безграмотности. Особо следует отметить распространение докладов, лекций, уроков на национальных языках с помощью граммофонных пластинок. Заместитель наркома по делам национальностей С. С. Пестковский, являвшийся в 1919 г. председателем Ревкома по управлению Киргизским краем, вспоминал об идее, высказанной Лениным, когда обсуждался вопрос о трудностях работы по ликвидации неграмотности среди кочевников: "Следовало бы зафиксировать на граммофонных пластинках целый ряд докладов и лекций на киргизском языке. Если нет достаточного количества киргизских лекторов, прибегнуть к переводам с русского, приобрести воз-


81 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 6, д. 17, л. 22.

82 Там же, д. 1, л. 239 об.

83 Там же, д. 4, л. 7.

84 Там же, д. 9, л. 53.

85 А И. Назаров. Октябрь и книга. М. 1968, стр. 181.

86 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 1, д. 23а, лл. 26 - 27.

87 Там же, оп. 6, д. 10, л. 8; д. 22, лл. 11 - 13.

88 Там же, ф. 2306, оп. 31, д. 840, л. 8.

стр. 118


можно большее количество граммофонов и разослать их вместе с этими пластинками в степи"89 .

Особенности быта национальной деревни определяли разнообразные формы работы по ликвидации неграмотности. Вовлечь крестьянина в обучение практически можно было зимой, когда он был свободен от сельскохозяйственных работ. Что касается кочующих народов, то среди них организовать ликвидацию безграмотности, как отмечали органы народного образования, было легче как раз летом, когда они собирались большими группами.

На верблюжий горб укладывалась юрта ликбеза с ее нехитрым инвентарем: несколько азбук, две-три пьесы, плакаты, лозунги, аптечки и кусок кумача. В Семипалатинской губернии мугаллим (учитель) снабжался букварями, бумагой, карандашами и уходил туда, где останавливалось кочевье. Он должен был на месте собрать 20 - 25 учеников и приступить к обучению90 . Исследователи, занимающиеся изучением ликвидации безграмотности в национальных районах, отмечают особые сложности в организации этой работы, усугублявшиеся вредными националистическо-клерикальными пережитками. К тому же ликбез начинался не везде одновременно и проводился с перерывами. Виной тому были объективные обстоятельства: и сложности военного времени, и низкий уровень сознания населения, и бандитизм, и влияние пантюркистских и панисламистских идей, и подрывная деятельность врагов революции, проникавших в советские учреждения и распространявших лживые слухи, и покушения на учителей, наиболее активных представителей общественности. Упорное сопротивление ликбезу оказывало мусульманское духовенство. Муллы и ишаны утверждали, что посещение женщинами школ ликбеза - это грех, прибегали к террористическим актам, организуя убийства женщин, стремившихся получить образование. В противовес школам ликбеза духовенство организовывало религиозные женские шкоды91 . Учитывая эти обстоятельства, советские органы, занимавшиеся ликвидацией безграмотности, изыскивали новые формы организационной деятельности.

Проблема ликбеза - проблема женская, как верно подметила Крупская92 . В ряде районов создавались отдельные школы для женщин. Кружки ликбеза действовали при уголках крестьянок, при клубах мусульманок. С целью пробуждения у женщин интереса к учебе основывались школы кройки и шитья, главное назначение которых заключалось в ликвидации безграмотности, но там же учились шить, вязать, вышивать. В чувашских селах, где население часто было заражено трахомой, при пунктах ликбеза медицинские работники лечили обучавшихся. Немало трудностей встречалось при ликвидации безграмотности в местностях, населенных представителями разных языковых групп. На Северном Кавказе, в Горской республике, были представлены и тюркоязычные народности (карачаевцы, балкарцы, ногайцы), и иберийско-кавказские (черкесы, чеченцы, ингуши), и ираноязычные (осетины), и дагестанские (аварцы, лаки, табасаранцы, лезгины, даргинцы) и пр.

В первые послереволюционные годы многие нерусские народы не имели своих национальных педагогических кадров. Как и в других делах, связанных с ликвидацией безграмотности, ведущую роль при подготовке преподавателей в школах грамоты, в проведении учета безграмотных и привлечении их к обучению играло учительство. Осенью 1920 г. благодаря усилиям ВЧК л/б и ее отделений на местах краткосрочные курсы по подготовке учителей для школ грамоты действовали в 26 губерниях93 . Преподаватели для этих курсов готовились в особых инструкторских школах в центре и на местах. Аналогичные курсы преподавателей для нерусских народов были открыты затем в 1925 году. Кроме того, секция национальных меньшинств ВЧК л/б использовала для этой цели лиц, обучавшихся на педагогических курсах. Для организации и проведения ликбеза среди чувашей в 1920 г. были


89 "В. И. Ленин - друг народов Востока". Сборник документов и материалов (1917 - 1924 г.). Кн. 1. Баку. 1967, стр. 203.

90 ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 6, д. 18, л. 1.

91 Р. М. Мадрахимова. Из истории ликвидации неграмотности среди женщин Узбекистана. "Общественные науки в Узбекистане", 1965, N 11, стр. 50.

92 "5 лет борьбы с неграмотностью", стр. 3.

93 "Народный комиссариат по просвещению РСФСР. 1917 - октябрь 1920 г.". (Краткий отчет). М. 1920, стр. 78.

стр. 119


направлены курсанты казанских, чебоксарских, симбирских, шахранских, козьмодемьянских педагогических курсов95 . В конце 1920 г. в Бирске были открыты специальные краткосрочные курсы по подготовке инструкторов среди мари96 . Всебашкирская ЧК л/б сообщала в мае 1921 г., что в Стерлитамаке окончили курсы 26 слушателей, в Яланском кантоне функционировали курсы на 100 человек97 . Отправлялись на места инструкторы пю ликбезу из центра: по сведениям ВЧК л/б в 1920 г. удалось послать в Дагестан 20 инструкторов, Олонецкую губернию - 7, Гомельскую - 30, Терскую - 23, Якутскую - 13, Карельскую трудовую коммуну - 9, Чувашию - 7, Башкирию - 29, Татарию - 22, Киргизию - 60, Туркестан - 76 человек98 .

Нелегко подвести полные итоги проделанной в первые послереволюционные годы работы по ликвидации безграмотности. Точных данных о числе обученных грамоте за 1917 - 1921 гг. в нашей стране нет. В августе 1921 г. председатель ВЧК л/б Ф. И. Чучин в письме Ленину отмечал первые успехи ВЧК л/б: "В течение прошлого 1920 - 1921 гг., первого года ее существования... ВЧК л/б все же удалось: а) взять на учет 22130800 человек неграмотного взрослого населения; б) пропустить через ликвидационные пункты, обучив грамоте из этого числа 4400000 человек; в) подготовить и пустить в работу 123454 новых красных учителя, преимущественно из среды рабоче- крестьянской молодежи99 ; г) издать свыше 8 млн. различных пособий и распределить 2 345 тыс. штук канцелярских принадлежностей; д) заинтересовать и привлечь к своей работе молодежь, грамотную часть населения, профсоюзные, советские и партийные организации"100 . Луначарский в отчете Наркомпроса за 1917- 1920 гг. отмечал, что, по приблизительным данным, в течение 1920 г. ликвидировало свою неграмотность до 2700 тыс. человек101 . По другим сведениям (материалы переписи 1920 г.), за первые три года Советской власти было обучено грамоте приблизительно 7 млн. человек, из них более 4 млн. женщин102 .

Ликвидация безграмотности в государственном масштабе, осуществляемая в результате массовой политико-просветительной работы, - новое, революционное явление. Несмотря на колоссальные трудности, в первые же послереволюционные годы был заложен фундамент борьбы за грамотность населения, за полную ликвидацию культурной отсталости всех народов нашей страны с учетом их национальных особенностей, культурного уровня, быта, традиций, обычаев. Разработка алфавитов и создание букварей, организация школ грамоты, непосредственное обучение безграмотных - все это проходило в тяжелейших условиях голода, гражданской войны, разрухи. В те годы в работе по ликвидации безграмотности слились воедино три потока: стремление народных масс к грамоте, поддержка его и руководство им органами диктатуры пролетариата и встречная волна - активнейшее участие интеллигенции в этой работе. "Мы шли путем большевистского энтузиазма, напора миллионов"103 , - писала старейшая работница Наркомироса, одна из председателей ВЧК л/б - А. С. Курская.

Накопленный Страной Советов опыт ликвидации безграмотности среди взрослого населения не имеет себе равного по масштабам и благотворным последствиям в истории человечества. Огромное международное значение этого опыта состоит и в том, что он может быть использован многонациональными странами Азии, Африки и Латинской Америки, освободившимися от гнета колониализма, где отсталые в культурном отношении народы испытывают значительные трудности в строительстве новой жизни.


95 ЦГА РСФСР, ф. 296, оп. 2, д. 10, лл. 15 - 15 об.

96 Там же, д. 21, л. 5.

97 Там же, ф. 2314, оп. 6, д. 14, лл. 7 - 7 об.

98 Там же, оп. 3, д. 39, л. 21.

99 В тот период работало 1072 школы по подготовке инструкторов по ликбезу, из них 319 - для нерусских народностей (ЦГА РСФСР, ф. 2314, оп. 8, д. 62, лл. 123 - 125).

100 Там же, оп. 1, д. 28, л. 68.

101 "Народный комиссариат по просвещению РСФСР. 1917 - октябрь 1920 г.", стр. 78.

102 Е. Н. Городецкий. Борьба народных масс за создание советской культуры (1917 - 1920 годы). "Вопросы истории", 1954, N 4, стр. 26.

103 А. С. Курская. С массами и через массы. "Народное образование", 1960, N 4, стр. 94.

Опубликовано 10 февраля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?