Рейтинг
Порталус

Последний "апостол" висконсинской школы

Дата публикации: 10 февраля 2018
Автор(ы): М. И. Лапицкий
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1518267306


М. И. Лапицкий, (c)

Последний "апостол" висконсинской школы

"Labor History". New York. 1978, N 1.

Американская буржуазная историография рабочего движения во многом остается в русле "коммонсовско-висконсинской школы", известной своей проповедью классового мира, "чистого и простого тред-юнионизма", "защитой" рабочего движения от революционной пролетарской идеологии1 . Об этом свидетельствует и специальный номер журнала "Labor History", посвященный одному из столпов этой школы, Ф. Тафту2 , который, кстати говоря, был в ряду основателей этого журнала в 1960 г. и оставался членом его редколлегии вплоть до своей смерти (1976 г.). Номер открывает статья Д. Броуди "Филип Тафт: исследователь рабочего движения". Автор - представитель неолиберального направления в ис-


1 О коммонсовско-висконсинской школе см.: В. Л. Мальков. Джон Коммонс и висконсипская школа. "История и историки. Историография всеобщей истории". М. 1966.

2 Критический анализ взглядов Ф. Тафта см.: В. Л. Мальков. Современная американская буржуазная историография рабочего движения в США. "Вопросы истории", 1962, N 10; П. А. Шишкин. Вопросы рабочего и профсоюзного движения в США. "Американская историография внутриполитических проблем США". М. 1974; Б. Я. Михайлов. Проблемы рабочего движения в США в американской буржуазной литературе. 1945 - 1975 гг. М. 1977.

стр. 207


ториографии рабочего движения в США - акцентирует заслуги этого приверженца идей Д. Коммонса, но одновременно не скрывает своих расхождений с Тафтом по многим кардинальным вопросам.

Д. Броуди показывает, как Тафт вслед за Коммонсом и З. Перльманом настойчиво проводил мысль об "исключительности" американского капитализма и "особом" пути развития рабочего движения в США, пытался доказать, что рабочим и представителям других социальных слоев США чуждо чувство классового сознания, что их стремления ограничиваются борьбой за узкоэкономические требования (стр. 10 - 11). Отсюда делался вывод, что в США нет почвы для независимой политической деятельности рабочего класса, а следовательно, и самостоятельной пролетарской партии. Тафт ставил в особую заслугу верхушке Американской федерации труда (АФТ) ее курс на отгораживание рабочего класса от большой политики. Он был сторонником расистской политики лидеров АФТ, оправдывая ее стремлением оградить завоевания, добытые профсоюзами (стр. 21). Неудачи же АФТ в вопросе о привлечении новых членов из отраслей с массовым производством Тафт объяснял безразличием самих рабочих к профсоюзной деятельности.

"Висконсинцы" безоговорочно поддерживали реформистский, социал- шовинистский курс профсоюзного руководства. "Между Коммонсом и С. Гомперсом наблюдалась поразительная общность взглядов", - отмечает Броуди (стр. 13). Подобное сходство легко просматривается и между Тафтом и современными ему лидерами АФТ. Историю федерации Тафт ограничил деятельностью Исполнительного совета, возглавлявшегося С. Гомперсом, а после его смерти в 1924 г. - У. Грином. "Героями" книг Тафта были оппортунистические лидеры АФТ, а также КПП. Доверительные отношения связывали его и с нынешним председателем АФТ - КПП Дж. Мини, который считал этого историка "одним из выдающихся ученых и толкователей проблем рабочего движения" (стр. 23).

По Тафту, именно лидеры профсоюзов "персонифицируют" рабочее движение в США. Анализ важнейших вех борьбы рабочих США, крупнейших стачек и выступлений XIX и XX вв. подменяется у него перечислением множества фактов, подобранных ради восхваления реформистской позиции профсоюзного руководства. Периоды же подлинного подъема рабочего движения преподносятся как не стоящие внимания отклонения от "нормального" его развития. Выступления рядовых членов профсоюзов против их бюрократической верхушки изображаются как борьба группировок за власть. В сочинениях Тафта рядовые рабочие предстают обычно как безликая серая масса, послушно следующая за лидерами, мелкие успехи профсоюзов абсолютизированы, а выступления, выходящие за рамки чисто экономических требований, игнорируются.

Резкой критике Тафта подверглись те рабочие организации, которые бросали вызов гомперсизму и цеховым тред-юнионам. Западную федерацию горняков он обвинял в "подрывной деятельности", Индустриальных рабочих мира - в "насаждении террора" и т. д. Фальсифицировал Тафт и историю социалистического движения в США. Он "не замечал" процесса проникновения в рабочие массы идей социализма, превозносил "заслуги" Гомперса в борьбе с ним. Говоря о революционных вожаках рабочего класса, Ю. Дебсе, У. Хейвуде и некоторых других, он делал главный акцент на их ошибках и промахах.

Уже в своих ранних работах Тафт неоднократно обращался к внешнеполитической деятельности АФТ, а к концу жизни (он умер в 1976 г.) эти аспекты стали предметом его специального исследования. В 1973 г. он опубликовал книгу3 , в которой, как и в своих предыдущих работах, целиком разделяет внешнеполитические концепции лидеров АФТ и АФТ - КПП, выступавших за "доктрину Трумэна", "план Маршалла", создание НАТО, поддерживавших "холодную войну" против социалистических стран, империалистические действия Вашингтона против Кубы, агрессию США против Вьетнама, проводивших раскольническую деятельность в международном рабочем движении. Броуди называет эту позицию Тафта "неприкрытой апологией" официального курса внешней политики США (стр. 21).

Особую ненависть у Тафта вызывали идеи коммунизма и их проникновение в американское рабочее движение. Но Броуди сводит все дело к тому, что, по мысли Тафта, коммунисты-де не хотели рассматривать "профсоюзное движение как автономное и независимое". Между тем в своих сочинениях Тафт превозносил антисовет-


3 Ph. Taft. Defending Freedom: American Labor and Foreign Affairs. N. Y. 1973.

стр. 208


скую позицию Гомперса, клеветнически приписывал коммунистам воинственные и подрывные планы, хвалил лидеров АФТ за поддержку реакционной практики маккартизма, одобрял любые меры, направленные против коммунистов и других передовых людей в годы "холодной войны"4 , в том числе и действия Грина, исключившего коммунистов из профсоюзов.

Сторонник "делового юнионизма", Тафт утверждал, что американский "рабочий не имеет идеологии"5 , он лишь стремится к улучшению своего уровня жизни через профсоюзы, не интересуясь революционными переменами. В этом отношении Тафт перещеголял даже Перльмана, не отвергавшего значения идеологии для рабочих6 . "Методологически, - замечает Броуди, - ученик держался ближе к магистральной линии висконсинской школы, чем его учитель" (стр. 12). Из статьи явствует, что субъективистские концепции Тафта терпели крах под напором реальной действительности. Так, в конце 30-х годов он предсказал близкую гибель производственному юнионизму (стр. 15). Однако рост КПП заставил его изменить свое мнение на этот счет.

Развитие американского рабочего движения продолжает опровергать идеи Тафта. Ширящееся движение рядовых членов профсоюзов, усиление их оппозиции консервативной верхушке АФТ - КПП, углубление раскола руководства в самой федерации, наконец, политизация профсоюзного движения США - все это заставляет многих буржуазных исследователей, в том числе и последователей коммонсовско-висконсинской школы, пересматривать свои прежние взгляды.

 


4 См. Ph. Taft. The American Federation of Labor from the Death of Gompers to the Merger, p. 432.

5 Ph. Taft. Ideologies and Industrial Conflict. N. Y. 1959, p. 264.

6 Ph. Taft. On the Origins of Business Unionism. "Industrial and Labor Relations Review", October 1963, pp. 20 - 38.

Опубликовано на Порталусе 10 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама